• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ЧЕМ ОДНИ БЛОГЕРЫ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ДРУГИХ?

Gorodskoyportal.ru. 14 мая 2014

В этой связи особенно интересными становятся результаты исследований, которые провели сотрудники лаборатории интернет-исследований НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Сергей и Елена Кольцовы... В своем исследовании "Сколько и о чем говорят популярные и "обычные" блогеры: spin doctors vs vox populi" эксперты ВШЭ выяснили, что в "ЖЖ" есть узкий круг "профессионализировавшихся" блогеров...

Петербургские ученые провели любопытное исследование, по результатам которого пришли к выводу, что знаменитые и популярные блогеры, а они теперь будут считаться СМИ, по большому счету ничем не отличаются от блогеров «обычных».
Напомним, что в начале мая президент Владимир Путин подписал закон, обязывающий блогеров, чьи интернет-страницы ежедневно посещают более трех тысяч человек, регистрироваться как СМИ, а значит, выполнять все требования, которые предъявляются к средствам массовой информации. Другими словами, блогеры обязаны проверять достоверность информации, не распространять информацию о частной жизни гражданина с нарушением гражданского законодательства, соблюдать запреты и ограничения избирательного закона и указывать возрастные ограничения для пользователей.
В этой связи особенно интересными становятся результаты исследований, которые провели сотрудники лаборатории интернет-исследований НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Сергей и Елена Кольцовы. Ученые пришли к выводу, что занимающие топовые позиции в рейтинге «Живого журнала» («ЖЖ») блогеры отличаются от остальных более высокой активностью, но не разнообразием тематики или качеством публикаций.
В своем исследовании «Сколько и о чем говорят популярные и «обычные» блогеры: spin doctors vs vox populi» эксперты ВШЭ выяснили, что в «ЖЖ» есть узкий круг «профессионализировавшихся» блогеров. Их основной задачей являются получение паблисити и конвертация его в другие ресурсы. Часто эти блогеры не высказывают собственных позиций, но используют свои блоги для воздействия на общественное мнение, и их деятельность напоминает деятельность массмедиа.
Исследование было выполнено на материале «ЖЖ» как лидирующей блог-платформы России, где сконцентрирована наибольшая часть общественно-политических дискуссий. Стоит отметить, что для сравнительного анализа деятельности блогеров был выбран период, не обремененный масштабными событиями, — с 14 сентября по 14 октября 2013 года. С помощью специального программного обеспечения ученые составили две выборки из топовых (в соответствии с рейтингом «ЖЖ») и случайных блогов. Первая выборка содержит посты двух тысяч самых пишущих и читаемых блогеров. Вторая представляет собой набор случайных аккаунтов, расположенных в диапазоне между 2001‑м и 150000‑м местами рейтинга.
В чем основные отличия «простых» блогеров и «популярных»? Во‑первых, топовые блогеры отличаются более высокой активностью. «Среди «случайных» блогеров подавляющее большинство имеет по одному посту, тогда как в топе наиболее характерное количество постов лежит в диапазоне 40–60 на аккаунт». Другими словами, известные блогеры пишут чаще, причем и в будни, и в выходные.
Во‑вторых — феномен комментирования. Высказывания тех, кто стремится отметиться под сообщением известного блогера, и формируют отчасти это самое общественное мнение. Исследователи отмечают: «Комментаторы топовых блогеров, как правило, сами относятся к «обычным» людям, так что, скорее всего, именно в этих обильных комментариях стоит искать широкое общественное мнение». При этом блогер может не воспроизводить собственной позиции по тому или иному вопросу, он подчас служит лишь возмутителем спокойствия или ретранслятором информационного повода.
У «простых» блогеров комментариев гораздо меньше, хотя, как показали исследования, принципиальных различий по контенту у тех и у других не наблюдается.
Анализ показал, что наибольшее количество тем в «ЖЖ» — социально-политические (38 %). Далее авторов постов интересует отдых и досуг (29 %), к приватным относятся около 12 % выделенных тем. Остальное (пятая часть) не поддается однозначному определению.
В начале исследования ученые полагали, что топовые блогеры чаще пишут на общественно-политические и социально значимые темы, а блогеры «обычные» концентрируют внимание на досуге и личной тематике. Однако на самом деле оказалось, что все пишут приблизительно об одном и том же.
«Обычные» и «популярные» блогеры практически ничем не отличаются друг от друга, делают вывод исследователи. Объем активности, а также уровень зашумленности неактивными аккаунтами и ботами — вот единственные и главные отличия.
Конечно, многих в первую очередь волнует вопрос популярности блогов: как она достигается, за счет чего? Исследования сотрудников НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) лишний раз показывают, что востребованность отдельных авторов зависит скорее не от эксклюзивности каких-то их записей, а от известности самого блогера или платформы, на которой он выступает.