• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Виртуальные уроки

Известия. 17 мая 2005

Статья посвящена виртуальным урокам литературы в интернет-школе Просвещение.ru. Интернет-образование рассматривается как  действенный способ возвращения современных детей в пространство культуры.

Виртуальные уроки

Среди тех, кто создавал виртуальные уроки литературы в интернет-школе 'Просвещение.ru', - заслуженный учитель России Евгения Абелюк. Она является энтузиастом интернет-образования, считая его одним из действенных способов возвращения современных детей в пространство культуры



Евгения Абелюк: Мы много времени посвятили борьбе за новые 'стандарты' по литературе. В результате все свелось к отстаиванию того или иного автора. Людям почему-то кажется, что если какой-то писатель будет убран из школьного курса литературы, он вообще уйдет из нашей культуры (таков механизм ее формирования). Мы не хотим отдавать 'ни пяди земли', а тем временем теряем все.



известия: Вы хотите сказать, что количество авторов и произведений, входящих в школьную программу, не дает возможности их глубокого изучения.



Абелюк: Конечно! Должны быть совсем другие подходы к изучению литературы. И интернет-уроки по литературе дают возможность все время увеличивать культурное пространство (в том числе - вводить новые тексты). Причем делать это ненавязчиво, занимательно. Со временем будут 'подтягиваться' компьютерные технологии, и появится больше игровых способов обучения. Это поможет добавлять новые имена, новые краски. То, как это делается в нынешней обычной школе, убивает мотивацию к учебе. Здесь же все наоборот.



известия: Давайте посмотрим, как проходят ваши уроки.



Абелюк: Вот, например, урок, посвященный модернизму. Как войти в литературу ХХ века? Я 'говорю' школьникам: представьте, что вы идете по залам музея и видите картины XVIII-XIX веков (они вывешены на этой веб-страничке, их можно увеличить). А потом неожиданно попадаете в зал, где висят картины художников ХХ века (щелкнув курсором, можно увеличить картины Малевича, Шагала и других художников). Мне важно, чтобы они почувствовали 'разницу', увидели эти художественные поиски. И я спрашиваю учеников об их наблюдениях (с помощью теста). А дальше уже перехожу к литературе: мы начинаем читать тексты. Но это происходит только после того, как они вошли в культурное пространство.



Или: когда мы говорим о том, что такое Серебряный век (появляются неизвестные термины), сразу возникает виртуальный словарь. На полях портреты людей Серебряного века с объяснениями, кто это. Но главное - подвести детей к чтению текстов.



известия: Очевидным недостатком такого образования является то, что у вас нет устного общения с учениками.



Абелюк: Это не совсем так. Дело в том, что я нахожусь в переписке с этими детьми и вижу, что они учатся формулировать вопросы, оттачивать свою мысль в слове. А это значит, что они научатся и устно хорошо говорить.



известия: Какие домашние задания в интернет-школе?



Абелюк: Домашних заданий дается три - на выбор. Причем нет ни одного, которое заставляло бы репродуцировать урок. Ученик должен понять материал, пропустить его через себя. Кроме того, всем желающим предлагается написать мини-исследование по какой-то теме. Например, сравнить жизненную философию Луки ('На дне') и Платона Каратаева.



известия: Как вашими уроками могут воспользоваться учителя?



Абелюк: Это для них богатый материал. Они могут пользоваться фрагментами уроков или целыми. Недавно у меня дома была одна профессорша из Нью-Йоркского университета (она приехала писать книгу о литературном образовании в России). Так вот, она была настолько потрясена уроками нашей интернет-школы, что решила обязательно использовать их на занятиях со студентами-славистами (подпишется на них сама и будет подписывать своих студентов).