• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выборы в Сирии - первые альтернативные

Политком.RU. 20 мая 2014

Долгожданное событие для Сирии – 3 июня 2014 года в стране пройдут очередные президентские выборы. За пост президента поборются три кандидата: действующий президент Башар аль-Асад и два его конкурента – Махер Абд аль-Хафиз Хаджар (депутат сирийского парламента от коммунистического блока «Народный фронт за перемены и освобождение») и Хасан Абдалла ан-Нури (бывший депутат парламента и министр по административному развитию, возглавляющий партию «Национальная инициатива за реформы»).

В соответствии с конституцией на пост главы государства мог баллотироваться любой гражданин республики при условии, что он достиг 40-летнего возраста, последние 10 лет проживал на Родине и не имеет иностранного подданства. Для выдвижения кандидату необходимо было заручится поддержкой как минимум 35 депутатов парламента.

Не будет преувеличением сказать, что «Выборы-2014» имеют историческое значение для всей страны. С момента получения независимости от Франции в 1946 году это будут первые выборы президента, которые пройдут на альтернативной основе – вплоть до нынешних времен кандидатура главы государства предлагалась однопартийным парламентом и утверждалась на общесирийском референдуме. И с этой точки зрения историческая важность предстоящих выборов уже не может быть переоценена.

Вообще, июньское волеизъявление является очередным звеном в цепи реформ политической системы, предпринятых Башаром аль-Асадом после начала Арабской весны. Безусловно, правящему режиму необходимо было идти на жертвы ради собственного спасения. Готовность к этому президент аль-Асад продемонстрировал, в частности, приняв ряд ключевых законов («О партиях», «О выборах», «О СМИ») и поддержав резолюцию Совета Безопасности ООН о наблюдателях Лиги арабских государств, разработанную Россией и Китаем. В 2012 году в стране была принята новая конституция, которая внесла целый ряд существенных смысловых изменений в политическую систему страны. В новом Основном законе отсутствуют любые упоминания о баасизме, отменяется статья 8 конституции, закреплявшая за партией Баас ведущую роль в государстве, так же как и статья 7, обязывающая президента при вступлении в должность использовать партийную триаду «единство, свобода, социализм». Президент по-прежнему избирается на семилетний срок, однако теперь может находиться в должности не более двух сроков подряд.

В том же 2012 году в Сирии прошли первые альтернативные парламентские выборы, и, хотя завершились они безоговорочной победой коалиции, руководимой партией Баас (168 из 174 мест), все же это был первый опыт выборов в многопартийный парламент. И ожидать того, что еще совсем «сырая» и неразвитая партийная система страны смогла бы явить миру более широкий спектр распределения голосов, да еще и в условиях чрезвычайного положения, пока не приходится.

Весьма позитивным является и факт того, что еще до начала избирательной кампании власти Сирии полностью исключили возможность переноса или отмены президентских выборов, несмотря на сложную обстановку в стране, третий год фактически живущей в условиях боевых действий, а также давления и санкций со стороны Запада и ряда арабских государств.

Однако в предстоящих президентских выборах шансов на победу нет ни у одного из оппонентов президента аль-Асада. Победа действующего президента, причем в первом же туре и с огромным отрывом от остальных кандидатов, выглядит единственно реалистичным итогом предстоящей президентской гонки. Да и вообще на сегодняшний день в Сирии нет ни одного человека, способного противопоставить свою кандидатуру Башару аль-Асаду. Во многом и выдвижение Хаджаром и ан-Нури своих кандидатур – лишь формальная демонстрация альтернативности грядущих выборов.

Другое дело, что даже такие альтернативные лишь на бумаге выборы президента, проходящие в условиях боевых действий и разгула террора, - единственно правильное решение для администрации президента аль-Асада. С начала событий Арабской весны легитимность нахождения Башара аль-Асада у власти постоянно ставится под сомнение, а призывы со стороны целого ряда стран Запада покинуть этот пост не смолкают до сих пор. И в этих условиях у аль-Асада попросту нет другой альтернативы, кроме проведения выборов, дабы продемонстрировать хотя бы легальность своего нахождения у власти. Другого варианта у него нет. Отказ от участия в выборах, как на том настаивают Соединенные Штаты Америки, есть ни что иное, как политическое (если не физическое) самоубийство для нынешнего президента. Более того, на сегодняшний день аль-Асад является той фигурой, вокруг которой сплотилась и политическая, и экономическая, и военная элита страны. С начала антиправительственных выступлений в марте прошлого года сирийская элита сохраняет монолитность и целостность. Не нашлось ни одного сирийского дипломата, который предал бы руководство страны. В рядах сирийской армии не наблюдалось случаев массового дезертирства. Даже внутренняя сирийская оппозиция продолжает настаивать на разрешении социально-политических противоречий исключительно путем переговоров и реформ. В этой связи уход аль-Асада мог бы существенно дестабилизировать внутреннюю ситуацию в стране.

В свою очередь перенос выборов играл бы на руку противникам аль-Асада, обвиняющим его в узурпации власти в стране. Для действующего президента сейчас крайне важно соблюдать прежде всего правовую сторону вопроса и действовать в точном соответствии с конституцией, для того чтобы не давать конкретных поводов для собственной критики, оставляя своих оппонентов на поле политической демагогии.

С другой стороны, складывающаяся ситуация в стране все-таки настораживает. Понятно, что кризис постепенно сходит на нет, и ситуация день ото дня нормализуется. Но ведь нынешние выбора станут для Башара аль-Асада уже третьими после избирательной кампании 2000 и 2007 годов. И находится у власти к моменту истечения следующего президентского срока в 2021 году он будет уже 21 год. А если учесть, что президентское кресло ему «перешло по наследству» от его отца – Хафеза аль-Асада, который принял управление страной в 1971 году, то получается аж полувековой период правления семейства аль-Асадов в Сирии. И вот эту тенденцию уже никак нельзя охарактеризовать со знаком плюс. Сирия продолжает демонстрировать наиболее законсервированное развитие своей политической системы среди всех арабских республик. Один раз это уже стоило стране гражданской войны, последствия которой ей еще предстоит пережить в течение ближайших лет. Однако лишь угроза распада страны и военного вмешательства извне позволила преодолеть целый ряд противоречий внутри сирийской элиты, которые обязательно дадут о себе знать, как только ситуация в стране начнет нормализовываться. И в этом скрывается основная угроза для Башара аль-Асада, устоявшего в ходе Арабской весны, но пока далеко не гарантировавшего для себя пост главы государства, даже на ближайший президентский срок.