• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Подарок" на годовщину

Политком.RU. 27 января 2014

25 января 2014 года, трехлетнюю годовщину свержения Хосни Мубарака, Египет встретил «с размахом»: пять взрывов за два дня и, как результат, шесть погибших и десятки раненных. Безусловно, все ожидали, что столь знаменательная для современного Египта дата не пройдет незамеченной, и наверняка найдутся желающие воспользоваться этим удобным поводом для того, чтобы в очередной раз заявить о себе. Однако столь радикальный путь, выбранный оппозиционными силами, не может не настораживать.

Ведь и раньше силы, оказывающиеся в оппозиции к действующему режиму, на протяжении последних трех лет так или иначе заявляли о своих политических амбициях, приурочивая их к различным годовщинам. Однако, как правило, характер подобных акций носил либо мирный, либо полумирный характер, ограничиваясь в самом худшем случае столкновением «стенка на стенку». Но сейчас страна подошла к своему Рубикону.

При этом не совсем понятным остается вопрос о том, кто за этим на самом деле стоит. Официальная версия ясна как божий день: во всем виноваты Братья-мусульмане. Но вот так ли это на самом деле, еще предстоит разобраться. Конечно, на лицо и мотив Братьев – месть военным за отобранную власть. Также против этого движения играет его далеко не мирное прошлое. Кроме того, может показаться, что Братья, поняв, что законными путями после наложения запрета на их существование им вернуться в «большую политику» не суждено, решили пойти ва-банк и вести борьбу с неугодным режимом всеми возможными способами - если уж не для того, чтобы в схватке с армией взять верх, то, как минимум, с целью действующему режиму как следует навредить. Ведь каждый теракт, не говоря уже о серии таковых, портит (если еще есть куда) имидж Египта на мировой арене, лишая его и туристов, и инвестиций и, как следствие, усугубляя и без того сложную финансово-экономическую ситуацию страны фараонов, столь остро нуждающуюся сейчас во вливаниях извне. А ведь от этого во многом зависит и живучесть нынешнего египетского руководства, которому египетским народом кредит доверия выдан пока лишь за то, что те выступили против неугодного президента Мурси, но не за их действия на правительственных должностях.

С другой стороны, и Братья-мусульмане – далеко не «шайка бородачей», чтобы действовать столь «топорными» методами. Все-таки за свою долгую историю (основана организация в 1926 году) движение прошло немалый путь от экстремизма к мирной политической борьбе; из ее рядов вышло немало талантливых политических идеологов и политиков. Да и факт того, что никто в Египте не смог обыграть Братьев в честной борьбе за власть, причем дважды, в ходе парламентских и президентских выборов, вызывает некоторые сомнения в том, что они решили «добить» сами себя и помочь в этом военным. Более того, именно этой организации сейчас не выгодны подобного рода террористические вылазки, поскольку они лишь будут выступать в качестве очередного оправдания правильности действий египетской власти в отношении запрета движения и уголовного преследования его лидеров. По сути, сейчас любой акт насилия, совершенный на религиозной и/или политической почве (а три из пяти взрывов в Каире были совершены возле полицейских объектов), автоматически бьет по Братьям-мусульманам, имеющим свои счеты с властью. Именно поэтому остается открытым вопрос о том, зачем им подобными действиями подтверждать тезис власти о том, что их руки по локоть в крови?

Конечно же, из всего вышесказанного не стоит делать вывод об инсценировке взрывов властью – в это верится еще меньше. Опасения вызывает другой аспект этого вопроса. Нынешнее руководство, как это ни кощунственно прозвучит, заинтересовано в подобных инцидентах, и, вероятно, будет использовать их в своих внутриполитических интересах, дискредитируя тем самым своих политических конкурентов и сплачивая вокруг себя египетский народ против надвигающейся угрозы безопасности страны.

Но с террористами можно и доиграться, не заметив, как ситуация выйдет из-под контроля, если она на данный момент под чьим-либо контролем еще находится. Страна сейчас стоит в одном шаге от лихих египетских 90-х, когда взрывы гремели ежедневно на протяжении нескольких лет. Однако тогда ситуацию с огромным трудом удалось выправить - во многом благодаря грамотной и тотальной политике, предпринятой Хосни Мубараком как на внутристрановом и региональном, так и на международном уровнях. Шансов на повторение подобного успеха при столь неблагоприятном сценарии у нынешней власти будет куда меньше, учитывая сложную ситуацию внутри самого Египта и уж тем более у его соседей-арабов.

Интересно, что на сегодняшний день в Египте складывается достаточно противоречивая ситуация: с одной стороны, наблюдается стабилизация внутриполитической ситуации и снижение уровня протестной активности, с другой – ситуация в области безопасности становится угрожающей. Военным брошен очередной вызов, осталось лишь дождаться их ответа.