Поддельное наказание
Эксперты Высшей школы экономики считают, что уровень контрафакта в стране постепенно снижается.
"Но при этом повышается качество контрафактной продукции, — сказал Вадим Радаев, первый проректор ВШЭ. — Её производство вытесняется за пределы России, в Китай и страны СНГ".
Ассоциация производителей фирменных торговых марок выступила с инициативой внести ряд поправок в законодательство об интеллектуальной собственности.
Ассоциация, носящая короткое название "РусБренд", объединяет 50 отечественных и международных компаний. По словам Алексея Поповичева, исполнительного директора ассоциации, в российском законодательстве необходимо устранить ряд пробелов.
В частности, в правовых нормах РФ нет точного разделения таких понятий, как "контрафакт", "товар-имитатор" и "фальсификат". "Наказание за их производство не дифференцировано, хотя они наносят различный урон", — отметил г-н Поповичев.
При этом производителей подделок и продавцов наказывают одинаково. Хотя степень их вины различна.
"Существует неопределённость и с измерением ущерба для правообладателя, — сказал представитель "РусБренда". — Не ясно, что требовать в качестве возмещения — стоимость подделки или оригинального продукта.
Разница может быть большой. А расчёты по стоимости контрафакта зачастую не позволяют доказать крупный размер ущерба, который по закону считается с 250 тыс. руб. В итоге нарушители отделываются незначительными наказаниями".
Бизнесмены также считают серьёзной проблемой отсутствие законодательной нормы об уничтожении контрафактной продукции. "После решения о конфискации "серый" товар становится собственностью государства. Контрафакт попадает в Российский фонд федерального имущества, но, что с ним там происходит, проверить невозможно. РФФИ не обязан предоставлять информацию о судьбе контрафакта", — объяснил Константин Райнот, представитель компании "Найк".
По его словам, на законодательном уровне не прописано чёткое решение, за чей счёт должно происходить уничтожение. В результате у бизнес-сообщества сохраняются опасения о повторном появлении на рынке задержанных товаров.
Вместе с тем эксперты Высшей школы экономики считают, что уровень контрафакта в стране постепенно снижается.
"Но при этом повышается качество контрафактной продукции, — сказал Вадим Радаев, первый проректор ВШЭ. — Её производство вытесняется за пределы России, в Китай и страны СНГ".
По его словам, сейчас доля контрафакта составляет 26% от оборота розничной торговли, или около 525 млрд руб. Это не только диски с музыкой и фильмами, но и товары широкого потребления — алкогольная продукция, лекарственные средства, одежда и обувь.