• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Легенда о Золотом веке и замки Польши

Истекшая неделя была отмечена двумя конференциями Института гуманитарных историко-теоретических исследований (ИГИТИ) ГУ-ВШЭ, которые прошли 16 и 17 мая. Мероприятия, организованные силами одного небольшого института, оказались очень непохожими друг на друга. Первый день — вышкинская аудитория в стиле техно (327-К на Мясницкой) и энергичные, не без иронических замечаний и колких словечек дискуссии о проблемах сверхактуальной современности ("Присутствие и отсутствие России в мировой гуманитарной науке"). Второй — умиротворенные беседы о делах давно минувших дней в культурном центре "Покровские ворота", в элегантных интерьерах начала истекшего столетия, среди картин и книг. О второй конференции "Рождение классики: самосознание гуманитарных наук до начала Нового времени" мы побеседовали с ее организатором, старшим научным сотрудником ИГИТИ и преподавателем факультета философии ГУ-ВШЭ Юлией Ивановой.

— Удивление вызывает уже само название мероприятия: почему "до начала Нового времени"? Неужели в Вышке уже и этим занимаются?

— Да, и еще как занимаются. Давайте по порядку, потому что на самом деле предмет обсуждения весьма обширен. Начну с себя и с подразделения, в котором работаю. Несколько лет назад Институт гуманитарных историко-теоретических исследований разработал систему общеуниверситетских факультативов, в которую, наряду с курсами, посвященными проблемам современной культуры, вошли и курсы, связанные с историей иудаизма и христианства, Древней Руси, западноевропейского Средневековья. Подчеркиваю, что речь идет о дополнительном и добровольно приобретаемом образовании. Учащийся факультета экономики или, скажем, бизнес-информатики может прослушать курс "Введения в Тору" и узнать, что Господь Cам заплел Еве косы перед тем, как привести ее к Адаму — а то вдруг бы не понравилась: откуда же тогда мы с Вами могли бы взяться? Или научиться бороться за свои права, поняв, как отличалась от тяжких трудовых будней современного студента жизнь университетского юноши XIII века. О древних евреях рассказывает магистр теологии Евгений Молодов, ученик известного гебраиста А.И. Шмаиной-Великановой. На праздновании пятилетия ИГИТИ он даже получил символическую премию как самый православный талмудист России. А "картину мира в Средние века" выстраивает Олег Воскобойников, доцент кафедры средневековой западноевропейской истории МГУ, недавно защитивший докторскую диссертацию в Париже.

Второе направление классических исследований в Вышке тоже инспирировано нашим Институтом: это целый ряд проектов, объединивших многих ученых-древников Москвы (и не только). Два года назад мы провели здесь конференцию "Комментарий в культуре: история и современность" — собственно, ею классическое направление в ИГИТИ и открылось. Это было хорошее начало: на конференции выступили с докладами авторитетнейшие ученые — Н.В. Брагинская, Т.Ю. Бородай. Эти имена очень много значат для всех, кто занимается античностью и Средневековьем. По материалам конференции в издательстве Вышки мы сейчас выпускаем коллективную монографию "Культура интерпретации до начала Нового времени" — пользуюсь случаем анонсировать ее появление. Но с тех пор прошло два года, и надо сказать, что мы в "классическом" направлении сильно активизировались: наша нынешняя конференция "Рождение классики: самосознание гуманитарных наук до начала Нового времени" — начало одноименного ей проекта, поддержанного РГНФ, в котором примут участие и выдающиеся ученые, и совсем молодые специалисты.

И наконец — о "классике" Вышки в целом. Мне приходится много общаться с коллегами — специалистами по античной и средневековой истории, культуре, философии — из самых разных научных институций Москвы. Еще два года назад само упоминание о существовании в Высшей школе экономики философского факультета вызывало у них глубочайшее удивление. Последнее время мне с этим сталкиваться уже не приходится: наконец поверили, что факультет философии у нас действительно есть. Но по-прежнему еще не все отдают себе отчет в том, что, если у нас есть философское образование, то есть и все, что его составляет: в том числе и курсы, самым непосредственным образом связанные со всякими древностями. И это отнюдь не только восточная, античная и средневековая философия, не только богословие Отцов Церкви и история Древнего Востока, Греции, Рима, средневековой Европы, но и — самое страшное! — древние языки. По два учебных модуля на первом курсе отводится на изучение древнегреческого и латыни. Много это или мало? Гуманитарии, да и не только гуманитарии, моего поколения, и я в том числе, когда-то шли изучать древние языки в Греко-Латинский Кабинет Ю.А. Шичалина — так вот: программой этого заведения на приобретение базовых знаний по грамматике отводилось, представьте себе, меньше времени, чем отводим мы на философском факультете. Там предполагалось, что, пройдя трехмесячный грамматический курс, студент уже может приступать к чтению несложных оригинальных текстов — например, Ксенофонта, если речь идет о греческом, или Овидия, если это латынь. Как видите, мы даем возможность получить необходимые знания не только тем учащимся, которые в будущем рассчитывают на карьеру в области PR, журналистики и т.д., но и студентам, ориентированным гораздо менее прагматически, — слава Богу, и такие тоже у нас есть. И я не стану сейчас говорить о факультативах философского факультета, тематика которых связана с древностью, — это отняло бы слишком много времени. Если интересно, просто загляните в профессиональные биографии наших преподавателей. Например, Александр Михайловский — ученик одного из лучших специалистов по философии Платона Т.В. Васильевой и профессора Н.А. Федорова, вырастившего много поколений российских античников. Что касается меня самой, то когда-то я защитила диссертацию об Аврелии Августине, а в прошлом году вышел том академической "Истории литературы Италии", посвященный XV веку: добрую половину этого тома — о латиноязычной литературе итальянских гуманистов — написала я. Так что древники на философском факультете, как видите, есть.

— Можно ли поподробнее о проекте, с которым связана Ваша конференция?

— Подробности можно узнать на сайте ИГИТИ, а если вкратце — это попытка увидеть в истории гуманитарных наук и искусств от XIII до XVII века те механизмы, которыми эта история направлялась. Попытка дать еще один ответ на вполне традиционный, но по-прежнему актуальный вопрос о том, что же все-таки начало происходить с сознанием европейцев в то время, которое традиционно обозначают как позднее Средневековье, и какими путями мы пришли к возникновению того, что обычно называют новоевропейской наукой.

— Если не секрет, почему Вы организовали конференцию не "дома", не в одном из залов Вышки?

— Зал культурного центра "Покровские ворота" чрезвычайно красив — на мой взгляд, это один из самых элегантных камерных залов в Москве. Я хотела, чтобы сами стены "Покровских ворот" помогли мне передать моим студентам хоть малую долю того ощущения красоты и радости, которое мне и моим коллегам дарят наши "средневековые" штудии. Ведь нам, медиевистам и античникам, нашу профессию и профессией-то в строгом смысле назвать трудно: это такая страсть, которая длится всю жизнь, и предмет ее никогда не начинает казаться менее прекрасным. Если человек не видит, как красиво все то, чем мы занимаемся, то ему, конечно, не стоит идти в древники. В нашей, "древнической", повседневности практически отсутствует такое понятие, как досуг. Отдохнуть от такой красоты, с которой каждый имеет дело, когда он погружен в свои "профессиональные" занятия, — неужели такое желание действительно может возникнуть? Это иногда вызывает удивление, но один из любимых видов отдыха для нас — побывать на лекциях или на семинарах друг у друга. Мы ходим на них, как ходят в театр или в клуб. Такая вот форма помешательства, к счастью, безопасная — и даже иногда полезная — для общества.

— Довольны ли Вы тем, как прошла конференция?

— Признаюсь без ложной скромности: да. Студент истфака МГУ Федор Панфилов читал на конференции доклад о Золотом веке — точнее, об интерпретации этого сюжета у позднесредневековых миниатюристов. Мне кажется, эта метафора — Золотой век — довольно точно передает ощущение от нашего собрания, возникшее у большей части аудитории, — во всяком случае, насколько я могу судить по доносящимся до меня отзывам.

А если серьезно, то поводы для радости у меня есть как субъективные, так и объективные. Если говорить о субъективных — то приятно, что в майский день, который оказался к тому же и субботой, зал был полон. На конференции 17 мая выступали студенты. Признаюсь, что, как организатор мероприятия, я, конечно, опасалась ставить студентов в одну секцию с профессиональными учеными, за плечами которых, к тому же, десятки лет преподавательского стажа. Но возраст этих ребят можно было определить только по внешности: так хороши были их доклады и так здорово они держались. Ни слова по бумажке, без лишних пауз — как будто они от рождения читают лекции в университетах. Я уже не говорю о сложности материала, освоенного ими. Но если студенты МГУ показали себя великолепными докладчиками и уже практически сложившимися учеными, то студенты Вышки продемонстрировали, на мой взгляд, не менее важное свойство: умение внимательно слушать и правильно задавать вопросы. Было видно, что им действительно интересно. Они еще очень юные — в основном аудитория состояла из наших философов с первого курса. Но я очень на них надеюсь. Ведь исходное образование для того, чтобы влиться в "большую науку", в том числе и в наш проект, на факультете дается. Пользуюсь случаем объявить публично: каждый из "старшего" состава этого проекта готов потратить много времени и сил для того, чтобы в проекте был-таки и "младший" состав. Мы совсем не видим смысла в нашей научной работе, если не находится молодых людей, которым она интересна.

Ежи Аксер
Ежи Аксер
Что же до объективных поводов для радости — должна сообщить: присутствовавший на конференции профессор Ежи Аксер, возглавляющий Центр изучения классической традиции Варшавского университета, сделал нам весьма приятное, на мой взгляд, предложение. Весной 2009 г. двадцать молодых ученых из Москвы и студентов старших курсов Высшей школы экономики под руководством ИГИТИ отправятся в Варшаву. В декабре мы уже ездили в Польшу по приглашению профессора Аксера и читали лекции в зимней школе о классиках и классике в социально-гуманитарном знании. Первый день школы уже тогда был заполнен древностью: первую лекцию прочел М.Л. Андреев — на мой взгляд, один из лучших отечественных специалистов по истории и теории литературы. И он работает в ИГИТИ с самого момента возникновения нашего института. Вторую лекцию читала я. Оба мы говорили об итальянском Ренессансе. Но тогда это была лишь одна неделя, только Варшава и всего один день "древности". А теперь нас ждет целый месяц интенсивного научного общения с польскими и итальянскими коллегами на наши любимые "средневековые" темы. А еще профессор Аксер обещал показать нам и нашим студентам ренессансные города Польши.

Беседовала Людмила Мезенцева, новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фотографии Ивана Морякова

Фотографии с конференции "Присутствие и отсутствие России в мировой гуманитарной науке", 16 мая 2008 г.

Вам также может быть интересно:

В Вышке воспоминали советских «неофициальных» медиевистов

В Высшей школе экономики прошел круглый стол «Неофициальная советская медиевистика и советский “культурный поворот”», организованный Институтом гуманитарных историко-теоретических исследований, Научно-учебной лабораторией медиевистических исследований и Школой исторических наук ВШЭ. Участники говорили о восприятии творчества «неофициальных» советских медиевистов в советском и современном гуманитарном знании.

«Пока мы будем думать о Средневековье как о темном времени, мы сами останемся темными»

Каждая эпоха выстраивает для себя свое Средневековье, и современность — не исключение.  В чем причина популярности метафор, отсылающих к тому времени, почему паблик «Страдающее Средневековье» не медиевистика и как желание быть непохожим на всех может привести школьника к изучению Средних веков, рассказывает Олег Воскобойников, самый молодой ординарный профессор Высшей школы экономики.

Ординарный профессор ВШЭ Олег Воскобойников стал лауреатом премии Мориса Ваксмахера

Премия в номинации «Гуманитарные науки» присуждена доценту кафедры социальной истории Олегу Воскобойникову за перевод книги Ролана Рехта «Верить и видеть. Искусство соборов XII-XV веков», выпущенной Издательским домом ВШЭ в 2014 году. Премию вручал посол Франции в России Жан-Морис Рипер, подписавший прямо на церемонии вручения именной сертификат на поездку победителя во Францию.

XX век в России был гораздо страшнее, чем какой-нибудь XII

Насколько страшным было ли Средневековье и насколько архаично современное российское общество, в программе «Гамбургский счет» на ОТР рассказал ведущий научный сотрудник научно-учебной лаборатории медиевистических исследований Высшей школы экономики Федор Успенский.

«Игра престолов» и «Властелин колец» доказывают интерес к Средневековью

C 7 по 9 октября в Москве прошла Вторая международная школа молодых медиевистов «Динамичное Средневековье». После ее завершения участники рассказали, что интересного они находят в Средних веках и какие параллели видят между Средневековьем и современностью.