• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Свои/чужие, Африка и городские аборигены: гид по фестивалю «Дни этнографического кино»

Женщина из африканского племени мурси, которому будет посвящен один из фильмов фестивальной программы

Женщина из африканского племени мурси, которому будет посвящен один из фильмов фестивальной программы

Увидеть жизнь в других странах такой, какой ее не видят даже искушенные туристы, обсудить исчезающие городские культуры и понять причины ностальгии по «старым добрым временам» можно будет на фестивале «Дни этнографического кино». Его с 24 по 30 сентября проводит Высшая школа экономики совместно с ВГИКом и РГГУ. На какие мероприятия стоит обратить внимание специалистам, а на какие — любознательным непрофессионалам, читайте в нашем гиде.

О чем этот фестиваль

Антропологию как науку в XX веке ждала своеобразная судьба: у нее появилась аудитория. Это было связано с тем, что антропологи начали использовать в своей работе фото-, кино- и видеокамеры. Ведь, скажем, действия шамана проще показать, нежели описать их на каком-нибудь европейском языке, где для этого скорее всего даже нет нужных понятий. Вскоре появились первые публичные показы отснятых материалов, а затем и целые фестивали антропологического кино.

Для фестивалей ученые, как правило, делают укороченные версии своих фильмов, на 20-30 минут, чтобы они были интересны и для непрофессионального зрителя.

5 дней другой реальности

Мероприятие: основная программа кинопоказов

Для кого: для всех, кто хочет лучше понять окружающий мир

На фестивале «Дни этнографического кино» покажут 47 фильмов, снятых режиссерами из самых разных стран — от России до Перу. Авторы этих фильмов пытаются разобраться — кто мы? Кто мы среди «своих»? Кто мы среди «чужих»? Где вообще «свои» и где «чужие»? Здесь будут самые неожиданные сюжеты и герои — от туркменского свадебного обычая «эллешдирмех» до социализации трех колумбийских заключенных с помощью хип-хопа, от маленького семейного цирка в Италии до палестинцев, работающих могильщиками на самом большом кладбище Иерусалима, от обитателей московской «хрущевки», предназначенной под снос, до жителей швейцарской деревни, в которой отказались принять григорианский календарь и отмечают Новый год 13 января.

Фильмы сгруппированы по тематическим блокам, после каждого блока запланирована дискуссия с одним из режиссеров. Все картины будут идти на языке оригинала с английскими субтитрами и синхронным переводом на русский в зале.

Когда: 24-28 сентября, ежедневно с 12 часов

Где: кинозал Мультимедиа Арт Музея, Москва (ул. Остоженка, д. 16). Обязательна предварительная регистрация

Полная программа

Один взгляд назад

Мероприятие: лекция профессора антропологии Гарвардского университета Майкла Херцфельда «Наследие и историческая политика: сравнительный анализ и взгляд антрополога»

Для кого: для всех, кто хочет понять, почему мы ищем себя в прошлом

Большинство современных обществ строят свою сегодняшнюю идентичность на событиях прошлого. Например, для российского общества такое событие — Великая Отечественная война, когда «наши» деды одержали «нашу» победу. То же самое происходит и в маленьких социальных группах (меньшинствах, диаспорах, субкультурах). У каждой из них есть свой «нарратив прошлого» — рассказ о победах либо поражениях, на который они опираются сейчас.

В чем причины нынешнего «мемориального бума» и ностальгии по «золотому времени»? Каковы механизмы подобного выстраивания коллективной идентичности? Этому и будет посвящена лекция профессора Херцфельда. Выступление будет сопровождаться синхронным переводом на русский язык.

Когда: 26 сентября, 17.00-20.00

Где: Высшая школа экономики, ул. Мясницкая, д. 20, ауд. 101 (для прохода в здание необходимо заказать пропуск)

Подробности

Гений места

Мероприятие: мастер-класс Майкла Херцфельда «Антропология города и антропология в городе: методы, проблемы, концепты»

Для кого: для учащихся и преподавателей — урбанистов, культурологов, экономистов, социологов и т.д. Словом, для всех, кого интересует, как можно изучать современный город и его проблемы.

В центре Рима есть район Монти. Еще не так давно его населяли люди, чьи семьи жили здесь столетиями — таксисты, лавочники, мясники и другие люди «простых» занятий. Они были хранителями его памяти и истории. Но район реконструировали и превратили в дорогое и фешенебельное место. Лавочники и мясники вынуждены были покинуть его, так как жизнь там стала им не по карману. Вместе с ними ушел и целый пласт городской культуры. Профессор Херцфельд снял об этом фильм «Мгновения Монти: воспоминания в сердце Рима».

Фильм о квартале Монти — лишь один из примеров изучения городской культуры, которые будут обсуждаться на мастер-классе. Речь пойдет и об инструментарии для исследований подобного рода — фотографиях, кинодокументах и т.д. Рабочие языки обсуждения — английский и русский.

Когда: 27-го сентября, 12.00-15.00

Где: Мясницкая, 20, ауд.101 (для прохода в здание необходимо заказать пропуск)

Подробности

Африканские мотивы

Мероприятие: международный коллоквиум с кинопоказом «Визуальные исследования Африки: память, история, идентичность»

Для кого: для специалистов и широкой публики

Один день фестиваля будет посвящен визуальным исследованиям Африки — региона, который, с одной стороны, прочно укоренен в культурных и религиозных традициях, с другой — вступил на путь модернизации. На специальном коллоквиуме зрители вместе с учеными посмотрят современные документальные фильмы про этот континент и обсудят африканскую урбанизацию, новые диаспоры и «Африку вне Африки».

Также на коллоквиуме впервые в России покажут фильм «Порядок людей», снятый еще в 1961 году. Его автор Жан Руш — известный антрополог, легенда документального кино, пионер cinéma direct и вдохновитель французской «новой волны». Фильм посвящен взаимоотношению двух групп учеников — черных и белых — в лицее в Абиджане (Берег Слоновой Кости). На фоне романтического сюжета об отношениях белой девушки и чернокожего юноши рассматривается сложный опыт преодоления расистских предрассудков, существующих в обеих группах.

Когда: 27 сентября, 11.00-20.00

Где: Государственный исторический музей (Красная площадь, 1), зал «Половецкий дворик», вход свободный

Подробности

В поисках традиции

Мероприятие: международный семинар по аудиовизуальной антропологии «Традиционная культура в посттрадиционном обществе: вопросы адаптации»

Для кого: скорее для специалистов — антропологов и культурологов, но заинтересованным слушателям также будут рады

Семинар будет посвящен рассмотрению феноменов традиции и «пост-традиции» в современном мире. Неспециалистам, которые захотят послушать это обсуждение, советуем обратить внимание на фильм «В кадре — Другой» из основной программы кинопоказов (его будут демонстрировать 25 сентября). Он рассказывает о женщинах из племени мурси в южной Эфиопии, которые носят губные диски и яркие украшения. Главный источник дохода для них — позирование перед туристами. Чтобы получить больше денег, они начинают украшать себя все более экзотично. Однако «преувеличивая» свой традиционный образ жизни (по сути превращая его в «пост-традицию», то есть сознательно практикуемый вид деятельности) они как раз и провоцируют распад собственной культуры.

Когда: 29-30 сентября, 11.00-19.00

Где: Высшая школа экономики, ул. Мясницкая, 20, ауд. 101

Подробности

Вам также может быть интересно:

Средневековье в кинематографе. Киномедиевализм как рефлексия о современности

Европа, пережившая в ХХ веке тяжелейшие травмы — две мировые войны, — во второй половине столетия остро заинтересовалась собственной историей, в частности — Средневековьем. Это относится как к науке, так и к культуре в целом. Серьезные киноленты таких мастеров, как Пазолини, Бергман, Росселлини, Бунюэль, Тарковский, Герман, формально посвященные средневековым сюжетам или героям, поднимали вечные вопросы и были попыткой с помощью прошлого понять настоящее. Об этом в новой колонке рассказывает доктор исторических наук, ординарный профессор НИУ ВШЭ Олег Воскобойников.

Тест: что вы знаете о российском дореволю­ционном кино?

В 1900-1910 гг. кинематограф быстро становился важной частью русской культуры и повседневной жизни. За это время было снято более 2500 фильмов, пригороды Москвы превратились в съемочную площадку, по всей стране открывались кинотеатры. Вы можете узнать об этом больше на сайте «Раннее русское кино», а в тесте IQ.HSE проверить, насколько вы разбираетесь в дореволюционном кинематографе.

Джармуш, Тарантино, Вышка: премьеры Каннского фестиваля

14 мая фильмом «Мертвые не умирают» Джима Джармуша открывается 72-й Каннский международный кинофестиваль. В официальную российскую делегацию вошли студенты Высшей школы кино «Арка», реализующей совместные программы допобразования с факультетом коммуникации, медиа и дизайна ВШЭ. Короткометражные фильмы студентов покажут в рамках ежегодного альманаха Global Russians.

«Мы все живем в мире токсичности»

В этом году традиционный рождественский киносеминар Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ был посвящен фильму Александра Горчилина «Кислота». Темой семинара стала цитата из фильма «Что мы можем дать миру, кроме зарядки от айфона?». Участники обсудили, относятся ли показанные в фильме проблемы к определенному поколению или являются универсальными.

«Журналистика и документальное кино не такие уж разные специальности»

Во время учебы на факультете коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Майя Гимаева сняла несколько документальных фильмов, два из них попали в программы международного фестиваля документального кино «Артдокфест». Фильм «Печать царя Соломона», рассказывающий о русскоязычном художнике из Венеции, можно посмотреть на сайте фестиваля 12 декабря. О том, как стать режиссером-документалистом, окончив журфак, она рассказала новостной службе ВШЭ.

Фронтовые письма XX века

Профессиональное отношение к войне тех, кто шел на нее добровольно или вынужденно, за минувший век изменилось: от «честь имею» до выживания в бою без патриотических лозунгов. О том, как это происходило, можно узнать из личных писем солдат и офицеров. Коллектив историков, антропологов и социологов проанализировал корреспонденцию с нескольких войн XX столетия: англо-бурской (1899–1902), русско-японской (1904–1905), Первой (1914–1918) и Второй (1939–1945) мировых, афганской (1979–1989) и чеченских (1994–1995 и 1999–2000). 

Ученые в кино

Мировой кинематограф каждый год пополняет полку художественных фильмов с персонажами-учеными. В фильмах они или злодеи, или герои, или гении. В жизни все не совсем так. Ко Всемирному дню науки ИСИЭЗ НИУ ВШЭ собрал небольшую подборку фильмов, в которых ученые похожи на настоящих.

Юмористическая энциклопедия Средневековья

Монти Пайтон и публичная история.

В Школе дизайна открывается HSE Film School

HSE Film School — киношкола, которая объединит в себе все уровни образования: бакалаврский профиль «Кино и видеоарт» программы «Современное искусство», дополнительное образование, аспирантуру и в перспективе — магистратуру. Руководитель HSE Film School — известный режиссер и сценарист Александр Зельдович рассказал о том, почему современное кинообразование требует нового подхода, а также как и чему будут учить в киношколе.

«Веселая жизнь» тридцатых годов

Как сталинская смеховая культура отразилась в творчестве Михаила Булгакова.