• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Для чего России нужно новое базовое соглашение с Евросоюзом? Какими должны быть его положения?

Российский совет по международным делам. 17 марта 2014

В преддверии саммита Россия-ЕС в Брюсселе генеральный директор РСМД Андрей Кортунов и эксперты РСМД Александр Тэвдой-Бурмули (МГИМО), Сергей Уткин (РАН), Николай Кавешников (Институт Европы РАН) и Кирилл Энтин (ВШЭ) оценивают необходимость подписания нового базового соглашения России и ЕС.

Когда Россия и ЕС сели за стол переговоров для заключения нового базового соглашения в 2008 году, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) уже морально устарело. В результате трансформации российской экономики и углубления европейской интеграции документ перестал отражать существующие реалии. С созданием четырех общих пространств и принятием дорожных карт, а также в результате запуска проекта «Партнерство для модернизации» реальное сотрудничество стало строиться на других документах, не обладающих подчас юридической силой и не представляющих достаточных гарантий для делового сообщества.
Несмотря на то, что заложенный в СПС потенциал во многом не удалось реализовать (в этой связи достаточно вспомнить, что уже в СПС была закреплена возможность создания зоны свободной торговли), принятие этого документа заложило правовую и институциональную основу сотрудничества между Москвой и Брюсселем.
Было бы наивным полагать, что заключение нового базового соглашения сможет волшебным образом положить конец противоречиям между Россией и ЕС в области энергетики, во внешней политике или на постсоветском пространстве. И тем не менее оно могло бы стать первым шагом по выходу отношений из состояния кризиса или стагнации. Во многом это будет зависеть от наполнения документа. По моему мнению, принципиальные моменты следующие:
Во-первых, крайне важно, чтобы новое базовое соглашение не ограничивалось закреплением достигнутых результатов, но задавало бы вектор движения путем постановки перед Россией и ЕС новых амбициозных целей, таких как единое инновационное пространство и построение единого рынка труда.
Во-вторых, для успешного развития отношений необходимо улучшение функционирования институционального партнерства. В этой связи целесообразно продолжить тренд на деполитизацию отношений за счет снижения частоты саммитов до ежегодных встреч и усиления роли Постоянного Совета Партнерства благодаря регулярному характеру встреч и приданию ему системы комитетов для подготовки принимаемых решений.
В-третьих, опыт СПС показал, что эффективными являются те нормы, реализация которых не зависит от изменений политической конъюнктуры и принятия каких-либо дополнительных актов. Именно поэтому основу нового соглашения должны составлять нормы прямого действия, формулирующие ясные и четкие обязательства сторон по снятию барьеров и устранению дискриминации.
Наконец, самой проблематичной задачей выглядит экономическая часть. Создание «ЗСТ+» могло бы стать идеальным вариантом, однако для этого необходимо найти modus vivendi между ЕС и российскими интеграционными проектами.