В старых версиях браузеров сайт может отображаться некорректно. Для оптимальной работы с сайтом рекомендуем воспользоваться современным браузером.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.
Присутствие в правительстве Украины крайне правых будет удобным предлогом для отказа ЕС от выполнения данных им обещаний
Решение Европейского союза подписать политическую часть Соглашения об ассоциации, не дожидаясь проведения выборов и установления полностью легитимной власти, выглядит по меньшей мере спорным. Дело в том, что развитие сотрудничества будет во многом зависеть от конфигурации будущего правительства и отсутствия в нем крайне правых. Можно вспомнить, что когда крайне правой Австрийской Партии Свободы Йорга Хайдера в 2000 году было предложено участие в правительстве Австрии, остальные государства-члены ЕС на несколько месяцев прекратили любые дипломатические контакты со страной и даже пригрозили ей приостановлением полноценного участия в ЕС. Присутствие в правительстве Украины крайне правых будет удобным предлогом для отказа ЕС от выполнения данных им обещаний перехода к безвизовому режиму и финансовой помощи.
С другой стороны, Евросоюзу необходимо уже сейчас продемонстрировать твердую поддержку правительству А. Яценюка, пусть даже ценой разделения политической и экономической частей соглашения, в чем было отказано В. Януковичу. В этом плане подписание соглашения можно рассматривать в качестве логического продолжения введенных ЕС в отношении России «дипломатических санкций», поскольку оно также призвано подорвать привлекательность российских интеграционных проектов.
Благодаря соглашению Украина прочно закрепляется в политической орбите ЕС. При этом отношение к самой Украине в Брюсселе нисколько не изменилось – ЕС будет продолжать рассматривать ее в качестве буферной зоны в политическом плане и привлекательного рынка для собственных товаров и услуг. Украинцам следует понимать, что подписание соглашения об ассоциации и установление зоны свободной торговли не станут промежуточным этапом на пути к членству в ЕС, но будут, по большому счету, конечной остановкой. ЕС не готов предложить стране даже отдаленной перспективы членства. Нельзя исключать и того, что последние события в Крыму и на востоке страны, а также ухудшение экономической ситуации в целом заставят ЕС на какое-то время отказаться от идеи предоставления гражданам Украины безвизового режима краткосрочных поездок.
С момента запуска «Восточного партнерства» в 2009 году было очевидно, что неоднородный состав участников, ограниченность доступных финансовых ресурсов и отсутствие действенной институциональной структуры не позволят решать с помощью данного проекта каких-либо сверхзадач. Тем не менее Восточное партнерство выполнило свое главное предназначение – подготовило Молдавию, Грузию и Украину к подписанию соглашений об ассоциации. Можно логически предположить, что после того, как это произойдет, ЕС переключит свое внимание на Армению и Азербайджан, а также может задуматься о расширении состава участников. Сворачивать в целом успешный проект для ЕС не имеет смысла – он необходим хотя бы как инструмент давления на Россию.