• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Карты в руки

Бизнес-журнал. 2014. № 10. 13 октября

Словосочетание «дорожная карта» все чаще используется, когда речь заходит о векторе развития компаний, отраслей и даже целых государств. Метафора очень точная: дорожная карта — это инструмент, который позволяет экономическим агентам быстро ориентироваться во времени и пространстве, соблюдая оптимальную скорость и заранее реагируя на «дорожные знаки», технологические развилки, риски и возможности.

Почему «карта» и почему «дорожная»? — обычно интересуются люди, впервые услышавшие этот термин в непривычном контексте. Главное достоинство дорожной карты заключается в том, что она в четкой и наглядной форме помогает представить траектории развития предметной области в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе. Это гибкий инструмент принятия решения, позволяющий увидеть «генеральную линию» развития с учетом возможных альтернатив. Фактически дорожная карта состоит из трех частей. Прежде всего это визуальный материал, то есть картинка, изображающая развитие одного или нескольких направлений по всей технологической цепочке и с учетом различных факторов. К этому визуальному ряду прилагаются пояснительная записка и отчет, описывающие карту. Корпоративные дорожные карты — обычно закрытый документ. Если они когда-либо и появляются в публичном пространстве, то в усеченном виде. Однако внутри компании с дорожной картой «сверяется» не один лишь только топ‑менеджмент: всем бизнес-подразделениям — от НИОКР и производства до маркетинга — необходимо понимать свою роль в определенный момент развития компании или продуктовой линейки. Как отмечает Игорь Савельев, руководитель службы стратегического планирования ОАО «КАМАЗ» (компания активно осваивает этот инструментарий для формирования стратегических приоритетов и долгосрочных программ развития), дорожная карта позволяет комплексно проанализировать разрозненную информацию из различных областей (НИОКР, продукты, технологии, рынок), выявить и наглядно представить основные тенденции, драйверы и сценарии развития. «Качественная дорожная карта, — говорит Савельев, — дает возможность разработать стратегии вывода на рынок новых продуктов и способствует налаживанию внутренних коммуникаций в компании. При этом важно, чтобы она не только содержала сценарный анализ развития с учетом глобальных вызовов, но и учитывала возможные риски реализации того или иного сценария».

Дорожные карты используют как крупные корпорации, так и стартапы на начальном этапе своего развития. Причем, по мнению Дирка Майснера, заместителя заведующего Лабораторией исследований науки и технологий ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, эти, казалось бы, простые визуальные схемы способны сыграть ключевую роль в привлечении внешнего финансирования.

Зародились дорожные карты в корпоративном секторе. Пионером «конструирования будущего» принято считать американскую компанию Motorola, которая начала применять дорожные карты в 1970‑е годы. Любопытная деталь: первая научная работа со ссылкой на опыт этой компании вышла в свет только в 1987 году. Такая «задержка» объясняется просто: Motorola использовала дорожные карты для планирования перспективной линейки своих продуктов — и не торопилась делиться с конкурентами передовыми практиками стратегического управления.

В дальнейшем дорожные карты начали применять для стратегического управления развитием отдельных секторов и даже на государственном уровне, как, например, в Канаде и Японии. В России использование этой модели в последние годы также активно обсуждают во властных структурах. Так, в послании Федеральному Собранию в декабре 2012‑го года президент РФ говорил о необходимости подготовить дорожные карты развития целого ряда отраслей (генная инженерия, ИТ-технологии, градостроительство, инжиниринг и промышленный дизайн).

Наверное, наиболее интересный пример использования дорожных карт на наднациональном уровне — «Международная технологическая дорожная карта для полупроводников» (ITRS). Ее создатели отталкивались от закона Мура, согласно которому количество транзисторов, размещаемых на кристалле интегральной схемы, удваивается каждый год, увеличивая в два раза быстродействие компьютеров. В разработке этого документа, который призван поддерживать заданный темп, ежегодно принимают участие более 1,2 тыс. экспертов, затрагивая самые разные вопросы — от проектирования и использования новых материалов до защиты окружающей среды. В целом карта устанавливает ориентиры технологического развития отрасли, позволяет выделить области прорывных инноваций и цели совместных научных исследований. За счет работы над дорожной картой практически всех ключевых участников отрасли удается довольно четко расписать, кто, что — а главное, в какие сроки — делает.

Существуют различные типы дорожных карт, которые можно использовать для разных целей и задач. Например, — «продуктовые карты», служащие для планирования соответствующей линейки; «стратегические карты», позволяющие сформулировать основные приоритеты и пути их достижения; «программные карты», которые используются для обеспечения реализации конкретного проекта, и др. При этом сейчас наметилась тенденция: лучшие образцы дорожных карт очень тесно связаны с корпоративным форсайтом. Интеграция происходит таким образом: в результате проведения форсайта формируется система стратегических приоритетов, а дорожные карты обеспечивают «движение» по направлению к ним.

Несмотря на то, что мировой опыт дорожных карт насчитывает уже более 30 лет, в России они стали применяться сравнительно недавно. Одно из первых исследований в этой области было проведено «Форсайт-центром» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по заказу ОАО «РОСНАНО» в 2008–2012 годах. В рамках проекта эксперты разработали девять дорожных карт для секторов и областей экономики (атомный энергопромышленный комплекс, ракетно-космическая промышленность, авиастроение, медицина), продуктовых групп (светодиоды, композиционные материалы, катализаторы для нефтепереработки) и междисциплинарных областей (очистка воды и энергосбережение). 2010–2011 годы стали значимой вехой в разработке дорожных карт, поскольку именно в это время они были признаны в качестве элемента системы управления инновационной деятельностью компании. Произошло это в соответствии с рекомендациями по разработке программ инновационного развития компаний с государственным участием, которые были утверждены в августе 2010 года.

Корпоративная дорожная карта — обычно внутренний документ. Но с нею «сверяется» не один лишь только топ‑менеджмент: всем бизнес-подразделениям — от НИОКР и производства до маркетинга — необходимо понимать свою роль в определенный момент развития компании или продуктовой линейки

Одной из первых компаний, разработавших дорожные карты в рамках этой правительственной инициативы, стало ОАО «Аэрофлот».

«Инновационная деятельность является непременным условием устойчивого развития компании на таком высокотехнологичном и конкурентном рынке, как авиаперевозки, — отмечает советник генерального директора по инновационному развитию «Аэрофлота» Андрей Полозов-Яблонский. Программа инновационного развития «Аэрофлота» была разработана в 2011‑м с привлечением специалистов НИУ ВШЭ и рассчитана до 2020 года. Этот документ направлен на решение таких ключевых задач, как повышение безопасности, энергоэффективности, экологичности и улучшение сервиса на борту. Для того чтобы определить пути достижения поставленных целей, компания разработала дорожную карту. «Ее центральный элемент — прогноз развития и внедрения новых инновационных решений, который увязан как с реализацией приоритетов развития самой компании, так и с необходимостью ответа на вызовы, стоящие перед отраслью в целом, — говорит Полозов-Яблонский. — В рамках дорожной карты мы постарались оценить наши конкурентные позиции на всех основных рынках, предложить пути их укрепления на основе внедрения инноваций».

По его мнению, наглядное представление программы развития в виде дорожной карты очень удобно для использования: вместо того чтобы оперировать результатами многостраничных отчетов, гораздо удобнее иметь перед глазами четкий план‑маршрут. Кроме того, дорожная карта полезна не только при коммуникациях внутри компании, но и при взаимодействии с внешним окружением. «Так, увидев в нашей программе в качестве приоритета разработку отечественной противообледенительной жидкости нового поколения, ученые Казанского национального технологического университета в инициативном порядке предложили осуществить эту разработку, — говорит эксперт. — Когда они обратились к нам, это оказалось именно то, что нужно!»

Отраслевые дорожные карты устанавливают ориентиры технологического развития и выделяют области прорывных инноваций и цели совместных научных исследований. С их помощью для всех ключевых участников отрасли удается довольно четко расписать, кто, что — а главное, в какие сроки — делает

Важность дорожных карт для стратегического планирования авиационной отрасли отмечена не только в России, но и в других странах БРИК. По мнению Мауро Каэтано, профессора инновационного менеджмента в сфере транспорта Федерального университета штата Гояс (Бразилия), потребность в развитии управленческих инструментов поддержки авиационной отрасли обусловлена высокой степенью развития национальной авиапромышленности и бурным ростом количества авиаперевозок в стране.

— Наиболее известным представителем этой отрасли в Бразилии является авиастроительная компания Embraer, — говорит Каэтано. — За последние 10 лет количество рейсов бразильских авиакомпаний удвоилось, а число перевезенных пассажиров в прошлом году превысило 110 млн. Этот рост потребовал развития в сфере авиастроения новых продуктов, услуг и процессов, нацеленных на оптимизацию ресурсов и удовлетворение рыночных потребностей на всей технологической цепочке. Поэтому ведущие предприятия отрасли применили дорожные карты при разработке инновационных решений. Например, дорожные карты Embraer были использованы при разработке экодизайна воздушного судна, чтобы оно было не только эффективным, но и экологичным.

По словам Дирка Майснера, имеющего значительный опыт международного консалтинга, в развитых странах дорожные карты зачастую выступают как инструмент для реализации конкретных проектов. В качестве примера он приводит дорожную карту развития цифровых проекторов компании Carl Zeiss и карту развития автомобильных дисплеев в автомобилях Mercedes Benz по технологии head-up от Daimler AG. «Этот инструмент позволяет увязать воедино цели, результаты, мероприятия, сроки и финансирование, — говорит эксперт. — Однако для того, чтобы основные вехи дорожных карт не устаревали, требуется их систематическое обновление в соответствии с быстро меняющимися условиями бизнеса».

Судя по оценке специалистов из разных областей, популярность дорожных карт растет с каждым годом. Если проследить динамику количества публикаций на эту тему, можно заметить, что каждые пять лет оно практически удваивается. Эту тенденцию подтверждает и главный редактор британского журнала Foresight Озчан Саритас: «Дорожные карты прочно вошли в нашу жизнь. Если раньше лишь единицы проводили исследования и публиковали работы по этой теме, то сейчас я регулярно получаю работы, посвященные дорожным картам, не только из развитых, но и из развивающихся стран».

Разумеется, степень проработанности дорожных карт заметно различается. Разработка подробной и глубокой дорожной карты — сложный, многостадийный процесс, требующий основательной подготовки, использования специальных инструментов анализа, баз данных и масштабного взаимодействия с экспертным сообществом. Но иногда дорожные карты строят гораздо быстрее. Например, широкую известность получил подход «T-plan» Роба Фааля из Кембриджского университета, предлагающего разрабатывать дорожную карту за четыре экспертных семинара. На первом («Рынок») определяются факторы развития (драйверы), проводится SWOT-анализ, расставляются приоритеты. На втором семинаре («Продукты») определяются инновационные продукты, происходит их ранжирование и разрабатывается стратегия развития продуктовой линейки. На третьем семинаре («Технологии») обсуждается круг перспективных технологий. А на четвертом («Карта») устанавливаются связи между элементами дорожной карты — технологиями, продуктами и рынками.

Впрочем, нужно четко понимать возможности и ограничения такого подхода. T-plan позволяет довольно быстро сформировать магистральные направления развития предметной области, определить некоторые векторы развития технологий и продуктов. Тем не менее сформировать с его помощью стратегическую программу НИОКР и, к примеру, пул инновационных стратегий невозможно. Поэтому такой «быстрый» подход может использоваться для решения лишь ограниченного круга задач, в том числе для первоначального наброска ключевых направлений развития и как первый шаг к проведению полноценного форсайта.

Чтобы получить детально проработанную дорожную карту, требуется немалый срок — не менее полугода, зато в результате получается продукт, который можно эффективно использовать для принятия стратегических решений, формирования программы НИОКР, определения перспективных рынков и стратегий выхода на них. Именно в этом случае дорожная карта будет работать как современный навигатор в мире инноваций и новых технологий, а не лежать «в бардачке», как автомобильная карта старого образца.