• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выйти за рамки стандартных подходов

Каждому участнику олимпиады интересно, кто именно читает его работу. Всем без исключения «олимпийцам» хотелось бы видеть за фамилиями членов жюри реальных людей. Мы попробовали сделать дистанцию между участниками и жюри чуть короче.На вопросы нашей редакции отвечал старший преподаватель Департамента теоретической экономики НИУ ВШЭ, популяризатор экономических знаний, член жюри Данил Александрович Федоровых.

http://hseolymp.ru/danil-fedorovyih-vyiyti-za-ramki-standartnyih-podhodov/

Какими личностными качествами нужно обладать школьнику, чтобы преуспеть в олимпиадах?

Много участников и призеров олимпиад впоследствии становятся моими студентами, и, когда я узнаю их лучше, я вижу, что среди них есть совершенно разные люди: и спокойные, сдержанные, и эмоциональные, и коммуникабельные, и довольно замкнутые; вообще трудно выделить параметр, который бы их объединял. Конечно, целеустремленность, умение концентрироваться на задаче, мыслить строго, но и нестандартно, скорее всего, помогают заработать баллы на олимпиаде, но как люди победители и призеры могут быть очень разные.

 Что чувствуют члены жюри на олимпиаде? Они тоже волнуются?

Нет, члены жюри не волнуются — в отличие от школьников, их судьба не решается в эти дни. Наша задача — профессионально выполнить свою работу, и мы прикладываем все усилия, чтобы этого добиться. Иногда работы, которые пишут участники, оказываются сложны для проверки (например, когда представлено нестандартное решение задачи или участник не совсем четко выражает свои мысли, но жюри видит, что мысли эти разумные), и тогда мы можем провести полчаса или час, проверяя одну работу. Если нужно не спать ночью, чтобы качественно завершить проверку, то мы так и делаем. Волнуемся мы разве что за то, чтобы на олимпиаде всё было честно и каждый участник получил заслуженные баллы, а дипломы достались самым лучшим.

На церемонии награждения кого-то из участников ждет настоящий триумф. Какой момент в вашей жизни вы можете назвать очень важной победой, «прорывом»?

Моя работа преподавателя и исследователя не связана с острыми ощущениями. Наверное, последним состязанием, от которого зависела моя судьба, была Всероссийская олимпиада, в которой я был участником в 2005 году (и там всё закончилось хорошо). С тех пор в моей жизни нет олимпийских побед, но случаются просто приятные радости: например, когда удается хорошо прочитать лекцию и получить положительную обратную связь или когда студенты выбирают «лучшим преподавателем».

 Какая книга – ваша любимая? Или самая запомнившаяся?

Любимая среди всех — «Мастер и Маргарита». А среди тех, что я бы посоветовал участникам и будущим участникам олимпиады по экономике — «Экономист на диване» Стивена Ландсбурга, недавно изданная на русском языке.

Что Вы можете пожелать участникам заключительного этапа этого года?

Успехов, конечно. А чтобы добиться успеха, желаю при решении задач выйти за рамки стандартных подходов, которых обычно достаточно для победы в более простых олимпиадах. Здесь выиграет не тот, кто прорешал больше всех задач, а тот, кто сумеет разгадать «загадки», которые заложили в задания их составители.

Что было самым запоминающимся для вас на прошлом Всеросе?

Иногда работы, написанные участниками, вызывают много положительных эмоций. И это касается не только строгих и идеально правильных решений задач, но и необычных решений, пусть и не на максимальный балл, где участник мыслит нестандартно или (в меру) показывает чувство юмора. В прошлом году были такие работы, многие цитаты школьников мы даже зачитали во время разбора заданий. Надеюсь, в этом году участники тоже не подведут.