• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эхо арабских революций отзовется в Европе http://opec.ru/1631908.html

Влияние исламистов на социальные и политический процессы в арабских странах значительно слабее, чем в странах Западной Европы, которые остаются для них основным направлением миграции. К таким выводам пришел Андрей Чупрыгин в исследовании «Переоценка очевидного: политический ислам и будущее “правоверных”», представленном на Третьей ежегодной международной исследовательской конференции «Культурные и экономический изменения в сравнительной перспективе» в НИУ ВШЭ

После «Арабской весны» разгорелись серьезные споры о причинах революций в Арабском мире и их влиянии на другие страны Ближнего Востока и остальной мир. Андрей Чупрыгин, старший преподаватель отделения востоковедения НИУ ВШЭ, проанализировал волнения в Тунисе, Египте, Сирии и привел несколько доводов, которые не только дают полное представление о текущих процессах в регионе, но и указывают на возможное развитие событий на Ближнем Востоке и встранах Западной Европы.

Почему исламисты выиграли выборы

Последние несколько лет Ближний Восток и страны Северной Африки захлестнули повсеместные волнения, которые привели к свержению нескольких диктаторских режимов. К власти в Тунисе, Египте, Йемене и, отчасти, в Ливии пришли исламистские организации и партии. Те самые, которые на Западе характеризуют, как террористические.

Во всех вышеупомянутых странах процесс смены власти происходил следующим образом: сначала в результате восстания свергался диктатор и его марионетки, а затем посредством демократических выборов были избраны новые органы законодательной и исполнительной власти.

Результаты выборов были удивительные. Несмотря на то, что в период беспорядков исламисты себя никак не проявляли, во время выборов движения исламистов, в лице «Братьев-мусульман», салафитской партии «Ан-Нур» были в полной готовности и одерживали победу на каждом этапе.

Впрочем, ничего удивительного. За последние 40 с лишним лет основные группы населения в странах Ближнего Востока находились под непрерывным гнетом правящих диктаторских династий. Единственной организованной и активной оппозицией были движения исламских фундаменталистов, в числе которых «Братья-мусульмане» были наиболее сильными и известными. Заработав славу стойких врагов коррумпированного режима, им было относительно легко быстро реорганизоваться, подстроиться под стремительно развивающиеся события и мобилизовать довольно большое число сторонников, которые, в свою очередь, привлекли подавляющее большинство недовольного населения на выборы.

В результате люди пошли на выборы. Явка избирателей составила до 62,04% в Египте, 89,40% – в Тунисе, 61,58% – в Ливии (там выборы прошли впервые) и 74,98% – в Йемене. В итоге исламисты одержали победу на выборах.

Избиратели голосовали за законы Шариата

Более того, по результатам опроса, проведенного Pew Reserch Center в странах этого региона сразу после вышеупомянутых событий, абсолютное большинство населения было готово жить по законам Шариата. Так ответил 91% населения в Ираке, 74% – в Египте, 83% – в Марокко, 71% – в Иордании, 56% – в Тунисе и 89% – на палестинских территориях.

С одной стороны, данные результаты объяснимы. После обретения независимости в двадцатом веке на Ближнем Востоке и странах Северной Африки проводились многочисленные эксперименты на пути к демократизации. Это и панарабизм, социализм, и ряд других –измов, большинство из которых, в конце концов, преобразовались в авторитарное правление. Исключением стали лишь несколько традиционных монархий, которые поддерживали баланс гражданских сил посредством «просвещенной политики», как это было в Иордании, Марокко и Кувейте.

В преддверии событий «Арабской весны», идеи исламизации стали единственным объединяющим фактором, который сплотил порой  противодействующие группы современных мусульман.

Победа на выборах не гарантирует успеха в правлении

Однако после получения власти исламистам было трудно, почти невозможно осуществлять комплексную социальную и экономическую политику. Без продуманной экономической и социальной программы (за исключением попытки применения законов Шариата в качестве законов государства), политические лидеры исламистов оказались перед угрозой новой волны недовольства. Оно быстро трансформировалось в гражданское несогласие. Так, в Египте армия вернулась к руководству страной и успешно предотвратила гражданскую войну. В Тунисе, ожидаемым результатом политического противостояния, стала потеря исламистами руководящих постов в правительстве страны. Тот же феномен наблюдался в Йемене и Ливии, где исламисты практически потеряли контроль в политической ситуации.

Теперь абсолютно ясно, что политический ислам, который является основным проявлением исламизма, придя к власти посредством «Арабской весны», стремительно теряет привлекательность в «материнских странах». Это результат самонадеянной политики избранных лидеров и полного безразличия и некомпетентности в государственных вопросах. Доказательства тому – статистические данные по Египту, которые были опубликованы в 2011 году Международной организацией труда. Тогда инфляция составила 8,5%, безработица – 8,9%, а безработица среди молодежи – 24%. В 2013 году, после одного года правления президента Мухаммеда Мурси и его соратников «Братьев-мусульман», инфляция выросла до 10,5%, безработица достигла 40%. В результате потери власти после событий, последовавших за «Арабской весной», политический ислам фактически утратит текущие позиции в «материнских странах», полагает Чупрыгин.

Мусульман в Европе становится все больше

Иначе складывается ситуация в арабских диаспорах в европейских странах. Эмиссары исламистских движений были активны там последние 10-15 лет, и сейчас можно ожидать резкого подъема их активности в попытке компенсировать ослабление инициативы на Ближнем Востоке и в странах Северной Африки.

Сейчас достаточно благоприятное время для реализации их идей, прежде всего, потому что в Британии, Германии и Франции значительном растет количество мусульманского населения. Ислам становится доминирующей религией в этих странах. За последние десять лет, как пишет Марсель Мауссен в исследовании «Воздвигая мечети. Власть Ислама во Франции и Нидерландах», только во Франции удвоилось количество мечетей. Теперь оно составляет более двух тысяч. Ожидается, что в ближайшем будущем их число вновь удвоится. Кроме того, только 1,9 млн французских католиков считают себя практикующими прихожанами, зато 2,5 млн из 6 млн мусульман во Франции посещают мечеть регулярно.

В связи с резким увеличением мусульманского населения в Великобритании, которое к 2030 году достигнет 5,5 млн человек или 8% населения страны, старейшины мусульманского сообщества просят правительство предоставить британским мусульманам те же привилегии, которыми наделена Англиканская церковь.

В Копенгагене строительство самой большой мечети Скандинавии стало возможно  благодаря крупным пожертвованиям из Катара.

Эти события вызывают напряжение в немусульманских сообществах. Опрос BBC «Молодые люди и предрассудки», опубликованный 25 сентября 2013 года, показал, что более четверти молодых британцев «не доверяют мусульманам и считают, что Британия была бы лучше, если бы их в стране было меньше».

Экономический кризис и рост безработицы приводит к тому, что многие европейские мусульмане, особенно молодые, страдают от некомфортных экономических и социальных условий и трений на религиозной почве. Они образуют идеальную почву для проповедников исламских движений, которые являются ведущим звеном политического ислама. Эта аудитория крайне восприимчива, так как мусульмане в Европе не прошли через неудачный опыт фундаменталистского руководства и все еще готовы принять страстные заявления и призывы внедрить Шариат, как регулирующий закон, который, как их учили, принесет полную и бескомпромиссную справедливость.

Это, по большому счету, и является конечной целью политического ислама. Как отмечал Дэниел Пайпс, конечной целью политического ислама является не помощь мусульманам стать лучше, чем они есть, а установление исламских законов во всей Европе и США.