• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Алексис Ципрас. Греция. Евросоюз

Полит.РУ. 2015. № http://polit.ru/article/2015/01/27/utro_26_01/. 27 января

В прошедшее воскресенье в Греции прошли досрочные парламентские выборы, на которых победила коалиция левых радикалов СИРИЗА под руководством Алексиса Ципраса. Коалиция евроскептиков набрала 36,3% голосов и получила 149 из 300 мест в парламенте с учетом бонусных 50 мест, которые, по греческому законодательству, полагаются партии-победителю. Второе место и 76 мест в парламенте у правящей партии «Новая демократия». Всего в греческий парламент вошли семь партий.

СИРИЗА уже объявила о формировании коалиции с партией националистов «Независимые греки», которой досталось 13 мест в парламенте, тем самым коалиция получила большинство.

СИРИЗА завоевала расположение электората благодаря обещаниям Ципраса отказаться от режима жесткой экономии, а также намерением добиться списания многомиллиардного долга Греции. Левые радикалы обещают повышение пенсий и зарплат и сокращение налогов, к тому же Ципрас заявлял о намерении пересмотреть условия соглашений с международными кредиторами. Напомним, что такие меры жесткой экономии были приняты прошлым правительством в качестве условий, при которых Греции была предоставлена международная помощь.

В понедельник Алексис Ципрас принял присягу в качестве премьер-министра страны, с чем его и поздравил председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, напомнив, что устойчивое обеспечение занятости, создание новых рабочих мест вместе с финансовой ответственностью являются общей целью всех участников Европейского союза. При этом после объявления об успехе кампании СИРИЗЫ и победе на выборах Ципрас пообещал своим сторонникам списать половину греческого долга, однако кроме самих греков идея списать внешний долг никому в Евросоюзе не понравилась. Первым высказался премьер-министр Финляндии Александр Стубб, заявив, что Финляндии не намерена прощать Греции долги и рассчитывает на взаимодействие в рамках имеющихся договоренностей. «Мы исходим из того, что тот миллиард евро, который Финляндия направила в Грецию, будет нам возвращен», — приводит «Интерфакс» слова финского премьера.

Председатель Европейского парламента Мартин Шульц тоже посоветовал Греции не рассчитывать на то, что ее долг будет списан. Он также поделился своим мнением о предвыборных обещаниях Ципраса: «Между тем, что человек говорит в ходе предвыборной кампании, и тем, что в конечном счете может быть выполнено, несомненно, находится длительный этап переговоров. К тому же Ципрас - прагматик, прекрасно понимающий, что ему придется заключать компромиссы», — считает глава Европарламента.

Ученый секретарь отдела Черноморско-Средиземноморских исследований Института Европы РАН Сергей Забелин в беседе с «Полит.ру» рассказал о том, что ждет Грецию в ближайшее время: «Ситуация, которая сейчас сложилась в Греции и в Европейском союзе вообще, уникальна, и это видно невооруженным глазом. Если говорить конкретно об этих выборах, то это что-то невероятное, и если вспомнить 2012 год, когда тоже была серия внеочередных выборов в два тура, сейчас ситуация более определенная в плане результатов, поскольку левые радикалы, СИРИЗА, во главе с Алексисом Ципрасом, уверенно занимают первое место, второе место у ныне действующей власти «Новая демократия», ну и еще несколько партий с небольшим количеством голосов, всего семь партий, прошло в парламент. Но к большому сожалению для СИРИЗЫ, ей не удается набрать кворум, то есть 151 голос, что по греческому законодательству могло бы дать ей возможность создать правительство. Сейчас об этом речь не может идти, поскольку не хватает двух голосов. Поэтому сейчас, по законам Греции, в течение трех дней партии, которая победила на выборах, будет предоставлен мандат на создание какой-то межпарламентской коалиции, если получится. В случае с СИРИЗОЙ, скорее всего, это будет коалиция с «Независимыми греками», это тоже левого толка партия, может быть отчасти с коммунистами. Если у нее в этот срок не получится создать коалицию, то мандат на создание правительства получает партия, которая заняла второе место на выборах, в данном случае, это «Новая демократия». Если у них не получится, то этот мандат переходит третьей партии», — объяснил эксперт.

«Хорошо известно, что на протяжении нескольких месяцев перед выборами и в течение последнего месяца после объявления о внеочередных выборах главным условием партии СИРИЗА было смягчение или даже отказ от жестких мер экономии, по мнению СИРИЗЫ, навязанных Евросоюзом, и это привело к усложнению жизни простых граждан в Греческой Республике. Это был основной посыл СИРИЗЫ, вторым было снижение налогов и увеличение зарплат, которые были урезаны прошлым правительством «Новой демократии». То есть СИРИЗА пообещала гражданам Греции вернуть все на круги своя, и в этом заключается основное отличие, почему народ в большинстве своем голосовал за СИРИЗУ, за то, чтобы прекратилась эта, с точки зрения греческих граждан, вакханалия», — рассуждает Забелин.

По мнению эксперта, теоретически планы СИРИЗЫ и ее политика реализуемы, но для того, чтобы выяснить это на практике, необходимо подождать, когда в стране спадет эйфория. «Безусловно, такой результат выборов отчасти предсказуем, но это определенно удар по престижу Евросоюза и не только по престижу, но и по самому больному — по еврозоне. Когда эйфория пройдет, буквально через неделю, мы увидим, как будут разворачиваться события, как пройдет формирование правительства», — говорит эксперт.

Однако он сомневается в полном успехе политики лидера СИРИЗЫ: «Определенно можно сказать, что молодому политику Алексису Ципрасу, а ему около сорока лет, придется столкнуться с огромными проблемами урегулирования и выполнения тех обещаний, которые он дал. Одно дело сказать, и совсем другое дело это реализовать. То, что сейчас они в одностороннем порядке отказываются от мер жесткой экономии — это несерьезно, поскольку есть определенные договоренности, подписанные на государственном уровне, на европейском уровне, и в принципе последние 5-6 лет Греция работала в этом направлении и имела определенный прогресс в экономике. Поэтому я думаю, что воплотить свои обещания ему сейчас просто не удастся, и они будут договариваться с Европейским союзом, и внутри ЕС, вероятно, будет проводиться дискуссия, скорее всего, будут какие-то уступки со стороны Евросоюза для Греции, и, конечно, Греция обязательно поменяет свою риторику, это неизбежно. Безусловно, такой прецедент в Евросоюзе никому не нужен, это подрывает устои Европейского союза, поэтому будут искать компромисс», - рассуждает специалист Института Европы РАН.

Сергей Забелин соглашается, что выход Греции из ЕС возможен, но только в теории, потому что любая страна-участница, если пожелает, может выйти из состава ЕС, но другое дело, что после этого она столкнется с рядом проблем. «Поэтому в перспективе, я думаю, что речи о выходе Греции из Евросоюза быть не может вообще. Ее не отпустят, и она сама не пойдет. Те жесткие высказывания лидера партии, пришедшей к власти, пока, скорее всего, более популистские заявления, и на данном этапе, в реальности, это немного утопично — то, что он обещал. Но людям это понравилось, им импонировало, что он харизматичен, ну и людям, по их мнению, тяжело живется. Можно за них порадоваться, ведь они сделали выбор, и это действительно демократический выбор», — считает эксперт.

Списание внешнего долга Греции, о котором не устает повторять Ципрас, по мнению Забелина, слишком маловероятно, если говорить о полной сумме долга, однако частичное списание возможно, но не в тех масштабах, на которые настроен лидер новой правящей партии. «Реакция во многих европейских странах негативная, поскольку опять придется расплачиваться более успешным странам», — говорит эксперт, напоминая, что теперь Грецию ждет очень сложный и долгий договорной процесс поиска компромиссов, уступок, разговоров и дискуссий. 

Доцент кафедры зарубежного регионоведения и международного сотрудничества ИГСУ РАНХиГС, кандидат экономических наук Роман Андреещев тоже считает, что свои долги Греции все равно придется заплатить, а ее выход из состава ЕС слишком маловероятен: «Было сделано уже много заявлений, и поговаривают о том, что это может быть реализовано даже при условии, что новое правительство будет ставить вопрос о выходе Греции из Европейского союза. Но насколько мне кажется, данный вопрос достаточно спорный, потому что в этой ситуации выход Греции из Европейского союза мало что дает самой Греции. Сегодня уже было заявление финского руководства, и не только о том, что вне зависимости от того, выйдет Греция из Евросоюза или нет, долги они не собираются прощать. Я думаю, такую же позицию займет и Германия, и другие страны ЕС», — говорит Андреещев.

По мнению эксперта, Греции совсем невыгодно сейчас возвращаться к полной самостоятельности: «Долг Греции больше чем в 300 миллиардов евро никуда не денется, поэтому в настоящее время потребуется время и средства для того, чтобы отрегулировать свои финансовые системы, поскольку мы знаем, что основные рычаги управления финансовыми системами стран-членов ЕС переданы на более высокий уровень, то есть в рамках ЕС это Центральный банк Европейского союза, и вторым эшелоном уже идут национальные банки, — рассказывает эксперт РАНХиГС, — В настоящий момент, в кризис, все эти траты и ожидания могут не оправдаться для Греции, и ситуация может только ухудшиться. Я думаю, что Грецию будут уговаривать до конца и тянуть ее. Понятно, что было хорошо, когда экономика Европейского союза была на подъеме, а сейчас кризисный момент, через который нужно пройти».

Роман Андреещев не исключает риск того, что если Греция все-таки установит курс на выход из Евросоюза, то и некоторые другие страны могут поставить вопрос в том же ключе: «Поэтому выпускать Грецию Европейскому союзу тоже ни к чему. Мы видим, что даже нынешние выборы, приход к власти в Греции партии с такими взглядами на политику и экономику в будущем уже сегодня повлияли на курс евро, он понизился по отношению к другим национальным валютам и в первую очередь к доллару. Если это так дальше и пойдет, и Греция продолжит держать курс на выход из ЕС, то курс евро может еще понизиться, то есть доверие к этой валюте упадет, что европейцам тоже не особо-то и выгодно», — говорит эксперт.

Он также считает, что весь долг Греции списать никто не даст, но частично решить этот вопрос можно: «Если речь будет идти о сумме в 80-85 миллиардов евро по отношению к 320 миллиардам долга, то может быть шансы есть. Но действительно есть механизмы для того, чтобы реструктуризировать долги, вот Российская Федерация, например, перед Лондонским клубом и Парижским клубом в конце 90-х годов сделала переоформление долга: мы в течение 15 лет не выплачивали тело кредита, а только проценты, и только с 2017 года начнем выплачивать тело кредита. Точно так же и тут существуют различные механизмы по реструктуризации долгов, которые, возможно, страны-члены ЕС предложат Греции, потому что мы видим, как те же страны ЕС Германия, Великобритания, Франция, Италия ведут себя с другими странами в отношении долгов. Тот же самый Ирак, которому Франция простила 10 миллионов долларов, а Россия списала Ираку 9 из 10 миллиардов долларов. Если посмотреть на картину, то только мы такие щедрые, европейцы вряд ли на это пойдут и будут до конца привязывать к себе Грецию», — считает Андреещев. 

Ведущий научный сотрудник, заведующая центром экономической интеграции Института Европы РАН Наталия Кондратьева считает, что все не так плохо, как кажется: «Любые встряски, происходящие в экономике и социальной жизни Европейского союза и его государств-членов, как бы болезненны они ни были в принципе, следует рассматривать в России со знаком плюс, поскольку это повод для европейских политиков отвлечься от фантомов эпохи блокового противостояния и заняться реальными насущными делами»,— говорит Кондратьева.

По ее мнению, вполне возможны компромиссы в решении вопроса внешнего долга Греции: «О реструктуризации большой части греческого внешнего долга можно говорить с высокой степенью вероятности. У греческих политиков, как и у многочисленных членов Европейского парламента, ратующих за идеалы солидарности, хватит красноречия, чтобы добиться ослабления требований к Греции. А как иначе, ведь принцип солидарности со странами  догоняющего типа развития никто в ЕС не отменял», — говорит Наталия Кондратьева.

«На кону имидж Евросоюза. Этот принцип остается основой интеграции и процесса расширения Евросоюза за счет новых стран, что было подтверждено в реформе региональной политики ЕС 2014 года. В частности, одной из новелл этой реформы является подключение Европейского парламента к процессу принятия решений о помощи неблагополучным странам и регионам ЕС. Такое подключение означает обеспечение со стороны Европарламента дополнительного контроля за структурным диалогом между Комиссией ЕС и государством-членом и возможность ослаблять спусковой механизм санкций за неисполнение макроэкономических рекомендаций ЕС», — объясняет эксперт.