• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кадры впрок

С советских времен молодых специалистов приветствуют на производстве словами «А теперь забудьте все, чему вас учили в институте!». К счастью, уже не везде: в таком деле, как подготовка специалистов, между бизнесом и системой высшего образования постепенно начинают выстраиваться отношения «заказчик – подрядчик». Один из инструментов – кафедры и факультеты компаний при вузах.

Компания «Яндекс», у которой и без того три базовых кафедры в вузах (ВШЭ, МФТИ и СПбГУ), с этого учебного года курирует в Высшей школе экономики еще и новый факультет – компьютерных наук. До этого «Яндекс», как и многие крупные ИТ-корпорации, занимался студентами лишь с третьего курса, то есть с момента выбора специализации. Теперь – решил взяться за первокурсников, чтобы с первых лекций учить студентов по-новому. Как объясняет глава группы компаний «Яндекс» Аркадий Волож, компьютерная наука настолько быстро развивается, что классическое образование за ней просто не успевает. Подход нового факультета заключается в том, чтобы не перегружать студентов фундаментальными науками: практические дисциплины составляют примерно половину от всех курсов. Впрочем, все же не бóльшую часть программы, как, например, в Стэнфордском университете. Несмотря на желание быстро погрузить студентов в практику, основатели факультета верят в силу фундаментальной науки, прививающей студентам широту взглядов. А это качество всегда было конкурентным преимуществом выпускников российских вузов.

Как объясняют в «Яндексе», создание и софинансирование целого факультета вызвано потребностью формирования среды, в которой существует компания: чем больше будет на рынке хороших айтишников, тем лучше. Однако практический интерес «Яндекс» тоже имеет, ведь студенты будут заниматься самыми передовыми вещами в области ИТ – такими как анализ больших данных, алгоритмы информационного поиска, компьютерное зрение и т. д.

«Для многих крупных российских компаний понятие «форсайт компетенций» уже не является абстрактной идеей, – говорит Александр Чулок, заместитель директора Форсайт-центра НИУ ВШЭ. – Компании занимаются формированием своего будущего, они прогнозируют, какие рынки появятся завтра и послезавтра, какие разработки будут востребованы, а продукты и услуги – конкурентоспособными. В этом контексте очень важно понимать, какие компетенции потребуются от специалистов с течением времени. К примеру, если мы говорим об инженерных специальностях, основным навыком студента может быть знание сопромата. А вот через 5–10 лет, вполне может статься, «общим местом» в обучении будет умение работать с графеном. А значит, подобные навыки необходимо закладывать уже сейчас».

http://www.ibs.ru/media/media/kadry-vprok/