• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Турбулентность — время неожиданных решений в образовании, нужно активнее их искать

Государство избавляется от некачественных вузов, преимущества получают большие университеты, рынок завоевывают массовые-онлайн курсы. Об этих и других тенденциях говорили 7 апреля участники пленарной дискуссии «Пути развития профессионального и высшего образования в условиях экономической турбулентности» на XVI Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.

Лучшие и худшие

В российском высшем образовании соседствуют две тенденции, рассказал министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов.

С одной стороны, государство избавляется от вузов и филиалов, неспособных давать качественное образование: на их пути поставлены фильтры, в течение двух лет предстоит окончательно отсечь эту «по существу уже умершую часть». Все образовательные организации, деятельность которых вызывает сомнения, становятся объектами проверок. Но нет задачи оставить на рынке строго определенное количество вузов — «отсечение» будет происходить исключительно на основе показателей качества.

С другой стороны, государство поддерживает лучшие вузы. Прежде всего это ведущие университеты, которые добиваются конкурентоспособности на международном уровне. Они сами ставят перед собой цели — высокая степень их автономности исключает навязывание показателей сверху. Любые рейтинги условны, и движение вверх в одном из них необязательно свидетельствует об успешности университета, но оценка вуза в совокупности рейтингов отражает представление академического сообщества о его месте в академической иерархии, подчеркнул министр.

Чтобы успешно развиваться, лучшие вузы должны обладать большой свободой, продолжил мысль помощник президента РФ Андрей Фурсенко, в 2004-2012 годах — министр образования и науки РФ. Но таких «центров совершенства» не может быть много. При этом высшее образование должно решать конкретные прагматические задачи — экономические, социальные, политические, их работа должна быть связана с развитием экономики, общественной жизни, страны в целом.

Вузы для регионов

Десять лет назад началось формирование двух первых федеральных университетов — Сибирского и Южного, сейчас таких университетов 10, это многопрофильные комплексы, возникшие в результате объединения нескольких вузов. Они работают на свои регионы, во многих из них повысилось качество образования и научных исследований, так что эта модель очень востребована, считает Дмитрий Ливанов.

В Южном федеральном университете были проведены структурные и содержательные реформы, есть конкретные результаты, рассказала его ректор Марина Боровская. Эффективность использования научно-лабораторного оборудования выросла более чем в пять раз, повысилась публикационная активность преподавателей, объемы научных исследований. По ее мнению, нынешнее объединение вузов в ЮФУ закономерно — в советские годы из структуры большого вуза выделялись маленькие, а теперь снова происходит их интеграция.

Еще один вуз, работающий в интересах региона, — МАМИ. Казалось бы, перспектив развития в Москве у него не было, так как автомобилестроения в столице не осталось, рассказал ректор МАМИ Андрей Николаенко. Однако университет выиграл федеральный конкурс на реализацию программы стратегического развития (на это были выделены деньги, пусть и не столь значительные, как в случае с национальными исследовательскими и федеральными университетами), присоединил к себе несколько других вузов. Проводить реформу университету помогала Высшая школа экономики, и первое, что сделал ее ректор Ярослав Кузьминов, обсуждая новую структуру вуза, — зачеркнул все кафедры на схеме, иллюстрирующей эту структуру. «Для меня это было шоком, — говорит Андрей Николаенко, — как же университет может работать без привычной системы управления?»

Со временем на рынке образовательных услуг произойдет разделение труда: лучшие ученые и лучшие университеты будут производить качественные онлайн-курсы, и определенная доля слабых вузов сможет адаптироваться к новой ситуации, заменив ими свои курсы

Основным управленческим звеном в университете стали руководители образовательных программ, они выстраивают для студента траекторию, не принимая во внимание интересы кафедр. Внедрена сквозная дисциплина «проектная деятельность», когда будущие инженеры создают конкретные объекты в проектных группах. Из узкопрофильного вуза МАМИ превратился в политехнический университет, готовящий инженерные кадры для московского региона, и сегодня, оставаясь массовым вузом, он «перекупает» преподавателей у конкурентов, давая больше денег и больше свободы творчества.

В большом вузе деньги расходуются эффективнее, считает Андрей Фурсенко, и вместо «свечных заводиков» при каждой кафедре можно создавать центры коллективного пользования научным оборудованием (в ЮФУ их 14), открывать межфакультетские и междисциплинарные образовательные программы. С учетом демографической ситуации, когда количество студентов с каждым годом сокращается, сказал Дмитрий Ливанов, слабые вузы скорее останутся без контингента. Остальным придется объединять усилия, к этому их подталкивает и федеральная власть (у крупных вузов есть преференции), и регионы.

Впрочем, по мнению Дмитрия Пескова, директора направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив, долгосрочная стратегия должна гарантировать место в системе высшего образования самым разным вузам — и большим, и маленьким. Сейчас государство жестко контролирует качество, но со временем свободы должно быть больше. Он считает, что создание олигополии из ведущих университетов скорее препятствует конкуренции на рынке — должно быть сохранено разнообразие. Тем более что примеры успешного роста маленьких вузов известны — Андрей Фурсенко напомнил, что ВШЭ и Физтех в первые годы работы не могли конкурировать с МГУ. Так что экономическая турбулентность — время для самых неожиданных решений в высшем образовании, нужно только активнее их искать, считает экс-министр.

Новое образование

Наряду с реструктуризацией сети вузов, в России набирает силу другая тенденция — появление нового массового высшего образования, убежден ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Если закрыть слабые вузы, что будет на их месте? От всеобщей тяги к высшему образованию избавиться не удастся, как не удастся отправлять школьников в ПТУ, потому что они нужны на заводах. Массовое высшее образование необходимо, так как формирует уровень культуры, способность адаптироваться к изменениям, создавать новое, при этом оно может быть общим высшим, а не профессиональным.

Предпосылки нового массового высшего образования — это массовые онлайн-курсы, позволяющие студенту самостоятельно формировать из них образовательную программу. На месте слабых вузов должны возникнуть новые образовательные организации, которые помогают людям «из кубиков» складывать свое образование и «связывать» его с возможными местами практики, то есть превращать полученные компетенции в прикладные квалификации. Со временем на рынке образовательных услуг произойдет разделение труда: лучшие ученые и лучшие университеты будут производить качественные онлайн-курсы, и определенная доля слабых вузов сможет адаптироваться к новой ситуации, заменив ими свои курсы, тем самым уменьшив издержки и обеспечив качество.

У онлайн-обучения есть подводные камни. Как отметил научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики ВШЭ Мартин Карной, в 18 лет человек еще недостаточно дисциплинирован, чтобы изучать курс самостоятельно, — нужны тьюторы, наставники, которые будут отслеживать его работу, организовывать его взаимодействие с другими студентами. «Любую хорошую лекцию по любому предмету, любое пособие можно найти в Интернете, остаются в прошлом конспекты. Качественно меняется отношение студентов к учебе, появляется другой уровень ответственности, востребованы преподаватели иного качества — не чтецы-декламаторы, а партнеры студентов по научной работе», — сказал Андрей Фурсенко. По его мнению, студент должен нести ответственность за свою учебу — нельзя предъявлять претензии исключительно к государству.

Одним из инструментов увеличения этой ответственности Ярослав Кузьминов считает образовательное кредитование.

Сегодня образовательный кредит в России не пользуется спросом — лишь несколько сотен человек в прошлом году взяли его в Сбербанке. Но настойчивых попыток его внедрения так и не было предпринято, убежден ректор ВШЭ. Так что образовательный кредит — это зона настойчивого анализа, поиска и предложений руководству страны.

Фото Михаила Дмитриева

Вам также может быть интересно:

В НИУ ВШЭ впервые прошла конференция Консорциума исследователей высшего образования

145 исследователей из 30 стран обсуждали, как система высшего образования функционирует на глобальном и национальном уровнях и как она меняется под воздействием процессов дифференциации и интеграции.

Ведущие вузы России начнут готовить кадры для Дальнего Востока

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил программу мероприятий по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики Дальнего Востока. Высшая школа экономики вошла в перечень вузов, которые будут вести эту работу в партнерстве с университетами Дальневосточного федерального округа.

«Быстрое освоение цифровых инструментов должно быть основной задачей для всей высшей школы»

4 июля прошла встреча премьер-министра Дмитрия Медведева с руководителями российских вузов. На ней выступал и ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, говоривший о цифровой революции в образовании, проблемах аспирантуры и представительстве российских ученых в отдельных отраслях мировой науки. Стенограмма встречи — на сайте Правительства РФ.

Обходной маневр

Каждый десятый российский школьник поступает в вуз, минуя ЕГЭ.

Заявление Ученого совета НИУ ВШЭ

Ученый совет НИУ ВШЭ обеспокоен отзывом государственной аккредитации МВШСЭН («Шанинки»). Многолетнее партнерство наших вузов позволяет утверждать, что качество подготовки студентов МВШСЭН отвечает высоким стандартам.

78%

студентов и выпускников московского и нижегородского кампусов Вышки довольны своим образованием. В НИУ ВШЭ – Пермь этот показатель еще выше — 84%. Такие цифры получены в результате опроса студентов и выпускников ведущих российских вузов, проведенного компанией Changellenge. По удовлетворенности качеством образования пермский кампус занял в рейтинге второе место, а московский и нижегородский поделили третье.

В России необходимо создать новую систему оценки качества высшего образования

Об этом заявили участники совместного заседания Ассоциации «Глобальные университеты» и Ассоциации ведущих университетов 11 мая. По их мнению, принципы государственной аккредитации вузов нуждаются в изменениях, так как в нынешнем виде она не способствует улучшению качества образования, более того — тормозит развитие отечественной высшей школы.

Чем российские города отличаются от западных

На одном из круглых столов в рамках Апрельской научной конференции обсуждали морфологию российских городов. Доклад представил Роберт Бакли, старший научный сотрудник магистерской программы «Международные отношения» в университете The New School, США. В докладе рассматривается структура плотности населения российских городов, сравниваются модели устройства городов в России и других странах, а также анализируется влияние поведения жителей на развитие той или иной модели.

«Основной приоритет — это разработка высококлассных программ профессионального развития для учителей»

На Апрельской конференции был представлен экспертный доклад «12 решений для нового образования», подготовленный Высшей школой экономики и Центром стратегических разработок. Международные эксперты в области образования профессор Мартин Карной и профессор Томмазо Агасисти рассказали  новостной службе ВШЭ, как они оценивают основные положения доклада.

Экономическое и социальное развитие России зависит от ответов на технологические вызовы

О том, каким может быть технологическое будущее российской экономики и как оно соотносится с задачами ускорения экономического роста и улучшения качества жизни, говорили участники одного из пленарных заседаний XIX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.