• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Время университетов-одиночек прошло»

Сегодня в Санкт-Петербурге начала свою работу международная конференция «Образование и мировые города: перспективы БРИКС». Около 400 представителей высшего и среднего образования, власти и бизнеса со всего мира обсудят текущие тренды в развитии образования, нынешнюю роль университетов в городах и новые пути решения актуальных проблем образовательной сфере.

Мероприятие включено в официальную повестку российского председательства в БРИКС и проходит под патронажем Министерства образования и науки Российской Федерации. Организаторы конференции — НИУ ВШЭ–Санкт-Петербург, Университет ИТМО, Проект 5-100, Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина.

В своем приветственном слове к участникам заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов сообщил, что эта конференция открывает серию крупных международных мероприятий, посвященных теме развития образования, запланированных в рамках председательства России в БРИКС. Уже в июне пройдет заседание рабочих групп по образованию в Москве, а в сентябре состоится крупное мероприятие по учреждению сетевого университета БРИКС.

Замминистра отметил важность обсуждения университетов именно в привязке к городам: «Каким образом университеты встроены в город и каким образом город встроен в университет — это важнейший вопрос того, каким образом дальше будут развиваться наши с вами университеты, наше сотрудничество с иностранными партнерами», — сказал он.

 

Директор филиала НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Сергей Кадочников подчеркнул, что современная, основанная на знаниях, экономика требует создания и развития новых направлений сотрудничества высшей школы с предпринимательским сообществом и социальной сферой. Ректор университета ИТМО Владимир Васильев, в свою очередь, считает, что в отрыве от городской среды вуз не может существовать в принципе: «Если миссия и стратегическая цель университета не согласована и не синхронизирована с концепцией развития города, то, скорее всего, исчезнет не город — в таких условиях коллапсировать будет университет. Если вуз собирается быть глобальным, то и мегаполис, в котором он находится, должен ставить перед собой задачу развиваться как глобальный город. В этом плане Санкт-Петербург представляет собой открытую международную лабораторию высших учебных заведений. Зачастую в России города развиваются спонтанно: решается оперативная задача, без прогнозирования на будущее. Мы же уверены, что необходимо заглядывать за горизонт, как минимум, на 20-25 лет вперед, поэтому будем продолжать вести системные исследования, которые помогут нашим городам в будущем», — сказал он.

Сам высокий статус вузов легитимирует столичность. Яркий пример тому — не только Санкт-Петербург, но и Екатеринбург, признаваемый столицей Урала в том числе благодаря культурному влиянию университетов

 


Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов отметил, что сильные университеты оказывают серьезное влияние на статус города: «Просто в крупном городе университет обеспечивает рынок кадрами, создает рабочие места, социализирует молодежь, что исключительно важно, тогда как в столице он начинает обеспечивать уже национальный рынок труда. Сам высокий статус вузов легитимирует столичность, является очень важным фактором признания города столичным или почти столичным. Яркий пример тому — не только Санкт-Петербург, но и Екатеринбург, признаваемый столицей Урала в том числе благодаря культурному влиянию университетов».

В рамках конференции были подписаны партнерские соглашения между Ассоциацией образовательных организаций высшего образования «Глобальные университеты» и сразу тремя крупными объединениями образовательных менеджеров из разных стран: Конференцией ректоров итальянских университетов, Бразильской ассоциацией международного образования — FAUBAI и Корейской ассоциацией администраторов иностранных студентов.

Соглашения подразумевают содействие самой широкой мобильности студентов всех уровней обучения, преподавателей и администраторов между вузами ассоциации, проведение совместных научно-практических мероприятий различных форматов, разработку партнерских исследовательских проектов, организацию совместных лабораторий, научных групп и центров превосходства.

Ярослав Кузьминов, являющийся председателем совета Ассоциации «Глобальные университеты», отметил, что подписанные сегодня соглашения имеют четкое практическое значение.

«Мы в первую очередь фиксируем взаимные обязательства по содействию международному рекрутингу и обмену студентами. Мы решаем конкретные задачи, поставленные перед нами президентом и правительством, задачи занять достойные места в мировых рейтингах. Основные показатели, необходимые для этого — академическая репутация, число иностранных студентов и число иностранных преподавателей, и именно об этом подписанные сегодня соглашения», — сообщил Кузьминов.

«Время университетов-одиночек прошло, — говорит Джанмариа Аджани, ректор Туринского университета, — нам необходимо выстраивать сетевое взаимодействие, вступать в ассоциации и объединяться для решения общих задач и поддержания динамики развития. Я верю, что подписанное нами сегодня соглашение — это первый шаг к построению эффективной коммуникации между системой итальянских университетов, которая включает в себя свыше 90 учебных заведений из всех точек Италии, и объединением ведущих российских вузов — Ассоциацией «Глобальные университеты»».

Справка

Ассоциацией образовательных организаций высшего образования «Глобальные университеты» создана с целью координации деятельности и сетевого взаимодействия вузов-участников программы «5-100». Ассоциация создана победителями конкурса на предоставление государственной поддержки ведущими российскими университетами в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, ориентированные на активное участие в международной конкуренции: НИУ ВШЭ, МИСиС, ТГУ, ТПУ, УрФУ, ДВФУ, К(П)ФУ, МФТИ, МИФИ, ЛЭТИ, ИТМО, НГУ, ННГУ, СГАУ, СПбГПУ. Инициатором создания Ассоциации «Глобальные университеты» выступил НИУ ВШЭ.

Вам также может быть интересно:

Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей

В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.

НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов

В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.

В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования

Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

Новый онлайн-курс ВШЭ обучает педагогов компетентностному подходу в преподавании

Современную школу часто обвиняют в том, что она отстает от жизни, и  требуют развивать в ней экологическую, цифровую и функциональную грамотность, коммуникативную компетентность, навыки кооперации. Но возможен ли в школьном и университетском образовании баланс между знаниями и компетентностями? И главное, как должен действовать педагог, учитель, преподаватель, выстраивая обучение? На все эти вопросы отвечает новый онлайн-курс «Универсальные компетентности и новая грамотность», разработанный экспертами Института образования ВШЭ и представленный онлайн-кампусом НИУ ВШЭ на Национальной платформе «Открытое образование».

Экосистема воспитания: уважение личности и самореализация через действие

Воспитание детей и молодежи — сложная задача, особенно в Москве, динамичном современном мегаполисе. Для ее успешного решения необходимы нешаблонные подходы, уважение педагогов и родителей к личности школьников и студентов. Важна также и готовность взрослых воспитывать личным примером. Эту тему обсудили на Московском урбанистическом форуме, в дискуссии принял участие ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов.

«Возможность стать ведущим должна быть у каждого вуза»

31 мая в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты». Ректоры вузов обсудили перспективы развития Проекта 5-100, возможности законодательного закрепления понятия «ведущий вуз» и предложили создать прозрачную национальную систему экспертизы результатов научных исследований.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.