• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В России работники несильно заинтересованы в том, чтобы работодатель платил налоги

Коммерсантъ FM. 26 мая 2015

С безработных могут начать взимать соцплатеж. С такой инициативой выступил Роструд. В ведомстве предлагают обложить специальным сбором всех совершеннолетних нетрудоустроенных граждан, которые не зарегистрированы на бирже труда. Старший научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда ВШЭ Сергей Солнцев обсудил тему с ведущей "Коммерсантъ FM" Анной Казаковой.

Меры не коснутся студентов, пенсионеров и других льготных категорий. В ведомстве считают, что это поможет бороться с нелегальной занятостью. По данным Роструда, теневой сектор трудоустройства в России достигает 15 млн человек.

— Как вы к этой предложенной мере относитесь? Действительно она поможет бороться с нелегальным трудоустройством?

— Это не очень хорошая мера, поскольку она затрагивает не только этот сектор, неформальный, но и также повлияет на тех, кого в экономике называют "экономически неактивными". Если мама сидит с ребенком, воспитывает его, ему пять лет, она не работает и считается экономически неактивной, но под те критерии, которые предлагает власть, она не подпадет, и ее тоже засчитают якобы неформально занятой.

— А это не приведет к тому, что пострадают люди, которые действительно остались без работы?

— Те, кто остались без работы, относятся к безработным, и их можно разделить на две части: первая часть — те, кто зарегистрировались в службе занятости, их сейчас примерно 1 млн, и еще 3,5 млн — те, которые не зарегистрировались. Вот те, которые зарегистрировались, их, говорят, что не затронет, а 3,5 млн затронет. Но если они зарегистрируются, то тогда их тоже не затронет.

— А действительно нелегальное трудоустройство — это такая большая проблема?

— 15 млн человек — это большая часть трудовой силы, так что это действительно большой сектор в российской экономике, но все-таки пытаются бороться не с причиной, а со следствием. Например, в начале 2015 года увеличилось налогообложение малого бизнеса, и после этого большое количество малых предприятий закрылось. Часть из них перешла в неформальный сектор, и те, кто там был занят, автоматически перешли в неформальную.

— Как можно оценить ущерб экономике от нелегального трудоустройства?

— Количественные оценки можно представить в виде недополученных налогов, которые получает государство от этого. Но при этом надо понимать, что если их каким-то образом принудить зарегистрироваться, то, может быть, часть из них вообще уйдет с рынка, экономика потеряет и рабочие места, и безработных станет больше.

— Как вы полагаете, какие действенные меры можно принять для борьбы с теневой занятостью?

— Тут можно действовать с двух сторон: со стороны работников и со стороны работодателей. Со стороны работодателей отличная была идея, реализованная в начале 2000-х, — плоский подоходный налог с доходов физических лиц. Тогда большое количество зарплат вышло в "белые". Надо аналогично создавать для предпринимателей условия, когда они заинтересованы выходить из тени. С другой стороны, это и меры стимуляции работников. В России они крайне неэффективны. По телевизору идет периодически рекламная кампания Пенсионного фонда, предлагающая самому работнику озаботиться тем, чтобы его работодатель платил. Мне кажется, что работники несильно заинтересованы. И потом, если работнику предложить вариант "тебе зарплата и рабочее место, но оно будет неформальное", я не думаю, что те, кто занят на этих рабочих местах, имеют достаточно силы. И они недостаточно востребованы на рынке труда, чтобы бороться за то, чтобы их работодатель платил все налоги, отчисления в Пенсионный фонд, тем более что понять, сколько работник реально теряет за счет того, что работодатель не платит отчисления, в частности, в Пенсионный фонд, работник не может.
Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/2734710