• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В России возникла очень мощная тенденция к важности профессионального роста на работе

Коммерсантъ FM. 2014. № http://www.kommersant.ru/doc/2467121. 7 мая

Деньги не главное: россияне выбирают работу в зависимости от степени ее увлекательности, выяснили специалисты ICMA Group. Ментальность русского человека просто не позволяет заниматься неинтересным трудом, отмечают эксперты. Однако такое утверждение относится лишь к креативному классу, добавляют собеседники радио новостей.

Россияне ценят интересную работу. К такому выводу пришли специалисты ICMA Group. По результатам опроса, важнейшими критериями оценки потенциального работодателя для россиян являются привлекательная зарплата, финансовая стабильность и интересная работа. В исследовании приняли участие более 160 тыс. человек из 23 стран, среди них 8,5 тыс. россиян.

Респондентам было предложено на выбор десять критериев оценки работодателей: привлекательная зарплата, возможность карьерного роста, приятная рабочая атмосфера, гарантия долгосрочной занятости, баланс между работой и личной жизнью, финансовая успешность и стабильность, интересная работа, возможность проходить обучение, сильное руководство, социально ответственная компания. При выборе работы, прежде всего, уровнем зарплаты интересуются 36% россиян. В Германии и Италии на первом месте — гарантия долгосрочной занятости, в Швейцарии и Нидерландах — приятная рабочая атмосфера, в Швеции — интересная работа. Исследователи также отмечают, что российских мужчин в большей степени волнует соответствие работодателя таким критериям, как интересная работа и возможности карьерного роста. Женщины, в свою очередь, ценят приятную рабочую атмосферу, баланс между работой и личной жизнью и удобное месторасположение. 

Большую часть населения России в первую очередь волнует все же размер зарплаты, отметил президент портала Superjob.ru Алексей Захаров. Интересность работы привлекает только тех людей, у которых есть высшее образование.

"Для начала интересует зарплата. После того, как вопросы с зарплатой решены, людей уже начинают интересовать какие-то другие потребности. Абстрактно, конечно, многие люди хотели бы иметь интересную работу, но абсолютное большинство выбирает сначала зарплату, и если человек родился в шахтерском поселке, у него папа был шахтер и дедушка шахтер, то сама постановка вопроса, интересная эта работа или неинтересная, для 95% жителей этого поселка не существует. Это какой-то креативный класс думает, а интересно это или нет. А остальные просто думают: корову надо кормить", — отметил Захаров.

Отношение россиян к выбору работы отличается от взглядов европейцев. Поэтому сильно различаются и требования к месту работы, отметил доцент кафедры социально-экономических систем и социальной политики Высшей школы экономики Василий Аникин.

"В русской ментальности лежит традиционная особенность: мы не можем быть просто винтиками в системе, важна какая-то сопричастность к общему процессу, чтобы это было интересно. И это, кстати говоря, выгодно отличает нас от других стран, которые прошли индустриализацию. Есть гипотеза об инструментальном отношении к труду, которая начинает доминировать в обществах, прошедших индустриализацию, в обществах развитого капитализма. В России же — стране, которая прошла индустриализацию и создала рынок, — возникла очень мощная тенденция к важности именно саморазвития и профессионального роста на работе. Важности именно содержания труда и интереса к любой работе", — рассказывает Аникин.

Среди наиболее привлекательных работодателей для россиян — лишь три российских компании. Это "Газпром", "Яндекс" и компания "Сибур".