• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Я по-прежнему оставался правительственным чиновником, но моей обязанностью теперь была учеба»

Академический руководитель программы «Политический анализ и публичная политика» Нина Беляева и Индра Прасетайя Ади Нугрохо

Академический руководитель программы «Политический анализ и публичная политика» Нина Беляева и Индра Прасетайя Ади Нугрохо

Магистерская программа «Политический анализ и публичная политика» — крупнейшая по числу иностранных студентов НИУ ВШЭ. Причем занимаются исследованиями на ней не только вчерашние бакалавры, но и люди, имеющие большой профессиональный опыт. Среди выпускников 2015 года — Индра Прасетайя Ади Нугрохо, который приехал учиться в Вышку, будучи чиновником правительства Индонезии.

Как правительственный чиновник стал студентом Вышки

Я вырос в небольшой деревне на острове Ява, а теперь работаю в министерстве социальной защиты Индонезии. Наше министерство большое, оно координирует работу еще девяти министерств включая министерства здравоохранения, спорта, религии, образования и других. Моя задача первоначально состояла в том, чтобы готовить статистические и аналитические материалы для встреч министра с президентом, которые обычно проходят еженедельно. Затем я получил повышение и стал выполнять административные функции — организовывать график министра, планировать его визиты в различные регионы страны, в том числе такие, в которых имеются социальные, религиозные и другие конфликты.

В бакалавриате я изучал политическую науку, мне хотелось двигаться в этом же направлении и дальше. Обычно индонезийские студенты едут в Австралию, США или Европу, но мне хотелось выбрать что-то другое, и я задумался о России. Наше восприятие России менялось. В 1960-х годах отношения между нашими странами были хорошими, сотни индонезийских студентов отправлялись на учебу в советские университеты. Но потом к власти пришел президент Сухарто, который запретил студенческие обмены с Россией. Все снова поменялось в конце 1990-х, когда в Индонезии была проведена политическая реформа, и студенты опять получили возможность учиться в России.

Честно говоря, я отправил и другое заявление — в новозеландский университет, но из Вышки ответ пришел быстрее

Я увидел рекламу магистерской программы «Политический анализ и публичная политика» и подумал: «Окей, это то, что нужно, это прямо связано с моей работой». Отправил заявление на программу, причем в то время Вышка была единственным российским вузом, который принимал заявления от иностранцев, которые хотели бы поступить по квоте, в электронном виде. Честно говоря, я отправил и другое заявление — в новозеландский университет, но из Вышки ответ пришел быстрее. Заявление приняли, я прошел собеседование по «скайпу» и заручился согласием министерства, которое отпускало меня на два года — на «саббатикал». Я по-прежнему оставался правительственным чиновником, но моей обязанностью теперь была учеба.

Чем заняться исследователю в магистратуре

Меня интересовало управление конфликтами — какие техники и методы используют государства и международное сообщество для разрешения региональных конфликтов. В Индонезии они нередки, а причины их могут быть и социальными, и этническими, и религиозными, и экономическими. Например, многие годы на Суматре действовало сепаратистское движение «Свободный Ачех». В 2005 году при посредничестве экс-президента Финляндии Марти Ахтисаари этот конфликт был урегулирован. Я хотел выяснить не только, почему такие конфликты возникают, но и как и кто их способен разрешать, какие стратегии и в каких случаях применимы.

В курсовой работе я отметил интересную вещь: поведение и индонезийского правительства, и сепаратистов Ачеха серьезно изменилось под воздействием двух факторов. Во-первых — политического, связанного с падением режима Сухарто. А во-вторых — природного, связанного с последствиями катастрофического цунами 2004 года. После цунами переговоры между правительством и сепаратистами пошли значительно быстрее, и всего за несколько месяцев, при посредничестве Ахтисаари, удалось подготовить и подписать мирное соглашение, которое положило конец 30-летнему конфликту. Это еще раз показывает, что важно не только содержание конфликта, но и его контекст.

Этот кейс стал важной частью моей магистерской диссертации, в которой я рассматривал эффективность международного участия в разрешении территориальных конфликтов. Для сравнения, помимо конфликта в Ачехе, я взял еще два кейса — Чечню и Боснию и Герцеговину. Во всех трех случаях важнейшей причиной раскола являлись межэтнические противоречия, а различались кейсы степенью вовлеченности в эти конфликты международного сообщества. В Боснии и Герцеговине это участие было наибольшим, в Чечне его практически не было, а в Индонезии наблюдался баланс между внутренними и международными акторами.

В 2014 году я ездил на летнюю школу под Санкт-Петербургом. Меня больше всего заинтересовал такой вопрос: российская идентичность — скорее европейская или азиатская?

Рассмотрев эти кейсы, вместе с профессором Беляевой я сформулировал три модели управления конфликтами. Первую модель можно назвать «замыканием» конфликта — государство полагает его исключительно своим внутренним делом. Так происходило в Чечне, и международное сообщество не предпринимало никаких усилий, чтобы вмешаться, потому что ведущим мировым странам важно было сохранить Россию в качестве партнера для решения глобальных задач (еще один пример важности контекста). Вторая модель описывает обратную ситуацию — когда государство абсолютно бессильно справиться с конфликтом, основную роль приходится на себя брать международному сообществу, как это произошло на Балканах. Здесь интересна и другая, относительно новая норма в международной политике и праве — responsibility to protect, согласно которой, если отдельное государство не может защищать граждан на своей территории, такая обязанность ложится на мировое сообщество. Эту проблему, на примере Восточного Тимора и Судана, подробно рассматривал в своей диссертации мой однокурсник из Нигерии Аденийи Фасоро.

Наконец, третья модель — это модель равного управления, когда государство и международное сообщество соединяют усилия, как это произошло в Индонезии. И я надеюсь, что эта модель может быть эффективной и в других регионах мира, сталкивающихся с подобными конфликтами. Но универсального рецепта нет, в некоторых случаях более эффективной оказывается первая, «закрытая», модель.

По условиям контракта, заключенного между мной и правительством, я обязан вернуться на прежнюю должность и применить полученные знания и опыт на практике. Мне хочется дать что-то своей стране. Возможно, что модели, которые я предложил в диссертации, применимы не только на национальном, но и на локальном уровне, для разрешения местных конфликтов.

Как выстроено обучение на магистерской программе

Кафедра публичной политики с самого начала помогает студентам определиться с ядром их исследовательской работы. В магистратуре у тебя есть всего два года на учебу, поэтому важно не терять времени и понять, о чем ты хотел бы писать. Кафедра проводит специальные семинары — о проблемах global governance, об акторах политических изменений и об институтах. Такие семинары, с одной стороны, дают возможность обсудить интересные проблемы и поработать в группах, с другой — подобрать тему для магистерской диссертации.

Первое слово, которое приходит на ум при описании Вышки, — это «возможности»

Я участвовал в двух зимних школах. На первой мы, тогда еще первокурсники, делали презентацию для полсотни слушателей, большинство из которых были из Азии. Мы рассказывали о департаменте, учебных курсах, организации обучения на программе. Несколько человек потом к нам поступили.

На второй школе я оставался почти неделю. Это была отличная возможность обсудить тезисы моей магистерской диссертации. А еще я руководил одной из групп на школе, которая готовила доклад по актуальным проблемам публичной политики. Было очень интересно увидеть, как потенциальные студенты магистратуры работают с источниками и с данными, как они формулируют и защищают свою позицию в ходе дебатов.

В 2014 году я ездил на летнюю школу под Санкт-Петербургом, в ней участвовали и профессора из европейских университетов. Одной из главных тем стала национальная идентичность. Меня больше всего заинтересовал такой вопрос: российская идентичность — скорее европейская или азиатская? И тогда же я посетил конференцию под руководством Рональда Инглхарта, которая проходила по соседству с нашей школой.

Как описать Вышку в нескольких словах

Первое слово, которое приходит на ум, — это «возможности». Здесь действительно много возможностей не только для российских, но и для иностранных студентов. Главное — захотеть ими воспользоваться. Знаете ли вы, например, что иностранные студенты могут претендовать на стипендии? А есть еще и программы академического обмена, студенты нашей магистратуры ездят в Турин и Форли, то есть могут сравнить, как устроен академический процесс в российском и западноевропейском университете. А с Болонским университетом у нашей программы есть соглашение о двух дипломах.

Говоря о Вышке, я упомянул бы и бытовые условия. Здесь удобные, комфортные общежития и бесплатный быстрый интернет, а это очень важная вещь еще и потому, что у нас есть мгновенный доступ к ресурсам электронной библиотеки ВШЭ. Я ими всегда пользуюсь.

И, конечно, Вышка — это еще и сервисы и помощь от административных сотрудников. Вам всегда напомнят про истекающую визу, быстро выдадут все нужные справки и любую информацию. Я очень благодарен всем сотрудникам отдела по работе с международным студентами. Такое отношение напоминает мне об Индонезии, где всегда помогают соседям и воспринимают других людей как братьев.

Выпускной программы «Политический анализ и публичная политика». Все фото кликабельны.

Вам также может быть интересно:

В Вышке впервые прошел фестиваль Russian Culture Day

В начале марта в кампусе Вышки на Покровском бульваре состоялся фестиваль Russian Culture Day, организованный Дирекцией по интернационализации НИУ ВШЭ. Иностранные студенты приняли участие в викторинах, лекциях и мастер-классах, а также смогли попробовать традиционное русское угощение — блинчики с вареньем.

«НИУ ВШЭ — международный университет, представляющий разные культуры и народы»

19 декабря в атриуме корпуса ВШЭ на Покровском бульваре прошел масштабный фестиваль «Весь мир в одной Вышке», который объединил более 20 национальных студенческих организаций и клубов университета. Их представители рассказали участникам события о новогодних традициях разных народов, провели квизы и викторины. Организатором мероприятия выступила Дирекция по интернационализации ВШЭ.

Как вузы развивают интернациональную среду для самореализации иностранных студентов

Учеба в зарубежном вузе — это плюс для карьерного трека, бесценный опыт и расширение спектра возможностей. Но при этом для студента это еще и большой стресс от погружения в иную культурную среду и новые, подчас неожиданные, вызовы. Как университеты помогают учащимся адаптироваться и находить возможности для самореализации, эксперты и представители ведущих вузов обсуждали на сессии «Развитие интернациональной среды для создания комфортных условий самореализации иностранных студентов» в рамках Международной партнерской недели в НИУ ВШЭ.

Ориентационные сессии для иностранных студентов: «Я сегодня в ВШЭ — это исполнение моей мечты»

В Вышке прошли ориентационные сессии, которые Центр поддержки и карьеры иностранных студентов и выпускников организовалдля поступивших в университет иностранных граждан. В ходе встреч эксперты центра рассказали о предоставляемом визово-миграционном сопровождении, внеучебной студенческой жизни, провели экскурсии по кампусу и тур по городу.

Высшая школа экономики открыла экспериментальную школу для студентов из Таиланда

НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге продолжает стратегическую программу по развитию образовательных и научно-исследовательских связей с вузами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). По запросу Университета Таммасат (Таиланд) на базе Управления по международным связям питерской Вышки создана специальная краткосрочная образовательная программа «Русский язык и культура».

Игра, которая объединяет: в Вышке прошел первый турнир по мини-футболу среди иностранных студентов

В “HSE Inter Football Cup” приняли участие шесть мужских и две женские команды иностранных студентов НИУ ВШЭ, представляющих 30 стран. Организаторами мероприятия стали Центр поддержки и карьеры иностранных студентов и выпускников Дирекции по интернационализации совместно с кафедрой физического воспитания НИУ ВШЭ.

«Это путешествие изменило меня к лучшему»

На англоязычной магистерской программе ВШЭ «Население и развитие» изучают вопросы, связанные с влиянием демографических процессов на социальное развитие страны, и учатся применять инструменты государственного управления для обеспечения устойчивого развития. Студенты и научный руководитель программы рассказали о специфике обучения в магистратуре Вышки.

Иностранные студенты НИУ ВШЭ узнали об истории и традициях Масленицы

22 февраля в корпусе НИУ ВШЭ на Старой Басманной, где расположен факультет гуманитарных наук, состоялось мероприятие по адаптации иностранных студентов под названием «Масленица». Российские сверстники рассказали им, что такое Масленица, провели традиционные масленичные игры и аттракционы, угостили блинами со сгущенкой. В свою очередь национальные клубы НИУ ВШЭ, объединяющие представителей различных диаспор, ознакомили гостей праздника со своими традициями проводов зимы и организовали дегустацию национальных блюд.

«Иностранные студенты, не приехавшие к началу учебного года, смогут учиться дистанционно»

В новой реальности у иностранных студентов (особенно у поступивших в Вышку в 2022 году) возникает много вопросов. Какие перемены ожидаются в университетской системе образования? Как быть, если по объективным причинам не получается прилететь в Москву к 1 сентября? Что Вышка делает для быстрой адаптации иностранных студентов? На эти и другие вопросы новостной службе портала ответил проректор Иван Простаков.

«Смысл изучения экономики — в достижении всеобщего блага в мире ограниченных ресурсов»

Студентки факультета экономических наук ВШЭ Хан Да Ын из Республики Корея и Ян И из Китая учатся на 4-м курсе бакалаврской программы «Экономика». Как они оказались в России и в НИУ ВШЭ, трудно ли им было выучить русский, а потом осваивать (и очень успешно) на этом чужом и трудном языке все предметы от математики до социологии — об этом они рассказали новостной службе портала.