• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Наутро. 3 декабря

Polit.ru. 4 декабря 2014

Вчера первый раз за последние пять лет российские школьники писали выпускное сочинение, результаты  которого будут напрямую влиять на допуск к единым государственным  экзаменам, которые состоятся в конце года. Накануне сообщалось, что все школы России готовы к проведению итогового сочинения. Его написали 600 тысяч выпускников из всех регионов России, а также учащиеся тех российских школ, которые расположены за пределами страны.

Вчера первый раз за последние пять лет российские школьники писали выпускное сочинение, результаты  которого будут напрямую влиять на допуск к единым государственным  экзаменам, которые состоятся в конце года. Накануне сообщалось, что все школы России готовы к проведению итогового сочинения. Его написали 600 тысяч выпускников из всех регионов России, а также учащиеся тех российских школ, которые расположены за пределами страны.

Напомним, что в конце прошлого года президент России Владимир Путин поручил правительству ввести в школах итоговое сочинение наряду с ЕГЭ и обеспечить учет его результатов при зачислении в вузы. Школьники, которым выпал случай первыми испытать на себе относительно новую форму экзамена, были обеспечены возможностью потренироваться: две недели назад проводилась репетиция итогового сочинения. Пробное испытание проводилось с полным соблюдением правил и регламента, а работы оценивались по установленным критериям. В итоговом сочинении должно быть не меньше 250 слов, основное условие условие — раскрытие темы, также оценивается грамотность, композиция, логика и аргументация, умение использовать литературные источники. Всего старшеклассникам на написание сочинения отводится 3 часа 55 минут.

Результат итогового сочинения для одиннадцатиклассников является допуском до ЕГЭ. В случае неудачи у школьников будет еще две попытки: 4 февраля и 6 мая 2015 года. Если и их ученик завалит, то ему придется ждать год, чтобы попробовать снова. Однако широко распространено мнение, что итоговое сочинение не так страшно, как могло бы показаться. Например, в пресс-службе Единой образовательной сети «Дневник.ру» предположили, что вне зависимости от выбранной специальности итоговое сочинение станет хорошим опытом: «Мы убеждены, что прилежным ученикам не составит труда написать хорошее итоговое сочинение, независимо от того, каким складом ума они обладают.  Выступая в качестве работодателя, Дневник.ру считает введение выпускных сочинений весьма позитивным шагом, способствующим развитию ценных навыков у будущих соискателей - умения структурировать и логично излагать свои мысли. Кроме того, подготовка к сочинению, безусловно, положительно скажется на общем уровне культуры и грамотности школьников. Уверены, что способности рассуждать и аргументированно отстаивать свою позицию будут полезны ребятам как во время обучения в вузе, так и при поиске перспективного места работы в будущем».

Школьный учитель литературы Артем Новиченков предположил, что возвращенное обязательное сочинение никак не скажется на абитуриентском будущем выпускников: «Если одиннадцатиклассники пишут сочинение, значит это кто-то уже осмыслил. Есть ли польза от такого теста? Безусловно есть. Насколько этот тест влияет на будущее абитуриента? Вероятно, совсем не влияет. Сочинение завалить крайне сложно, а любой спор будет в пользу ученика. Разве что это такой проверочный барьер, перед ЕГЭ, чтобы школьники "включились"», - говорит учитель.

«Когда я проверял пробные сочинения, то честно говоря прибалдел: 250 слов — это не так уж и много, и человек, прошедший 11 классов образовательной школы, должен уметь выразить простейшие мысли, но у многих это не получается. Примерно 60% сочинений объемом не более 250 слов, тютелька в тютельку. Большое количество фактических ошибок: ребенок, например, пишет, что его любимый писатель Григорий Шолохов. То есть дети еще и скрывают свою культурную безграмотность. Это значит, что им стыдно. И этот тест просто лишний раз иллюстрирует проблемы. Но обратить внимание - только полдела, как исправлять упущенное в конце обучения?», - задается вопросом г-н Новиченков. По его мнению, для получения реальных результатов, необходимо проводить такое сочинение,  начиная уже с 5 класса.

Отвечая на вопрос о дополнительной нагрузке на преподавателя, которая могла появиться в связи с подготовкой учащихся к новому испытанию, Артем Новиченков отметил, что работу над расширением кругозора школьников и так никто не отменял: «Это автоматически накладывается на любого учителя литературы. Но научить размышлять, формировать личное мнение — пожалуй, самое сложное в преподавании литературы. Не каждый учитель обладает таким навыком в преподавании. Научить отличать ямб от хорея — это одно, а вот убедительно объяснить, зачем человеку нужно заботиться о ближнем, — гораздо сложнее. Русская литература, в которой редко черное только черное, а белое только белое, дает возможность развивать критическое мышление. Но все опять-таки упирается в педагога. Потому что школьные учебники не учат этому», - рассуждает преподаватель. 

По мнению г-на Новиченкова, дети, имеющие склонность к точным наукам, не уступают гуманитариям: «Обычно дети с математическим складом ума умеют складывать слова в предложения лучше прочих. Помехой это быть не может, потому что не написать это сочинение очень сложно».

Заместитель директора лицея НИУ ВШЭ, аналитик Института образования Рустам Байбурин рассказал, что до конца новый формат остался не доработан, и в том виде, в котором он существует в данный момент, есть некоторые риски: «Я думаю, что изначально это замысливалось как возвращение формата, который может проверить, насколько школьник к окончанию обучения может связно излагать свою мысль, насколько он обладает широтой мысли вообще и насколько такой жанр как сочинение или эссе в принципе становится его инструментом для будущего обучения в университете. Формально это нововведение, с моей точки зрения, пока мало продумано, потому что сочинение сейчас преследует две совершенно разные цели: с одной стороны, это обязательное требование для того, чтобы выпуститься из школы, то есть чтобы получить аттестат, ты должен написать сочинение, а с другой стороны, уже начиная с этого года, сочинение будет давать дополнительные баллы при поступлении в университет. Университет вправе поставить до 10 дополнительных баллов за сочинение»,- рассказывает Байбурин.

По его словам, главной проблемой в итоговом сочинении является отсутствие общих стандартов оценки для проверяющих: «Непродуманность в данном случае заключается в том, что сочинение учащийся пишет один раз на выходе из школы, а каждый вуз должен будет самостоятельно проверять это сочинение, и критерии, которыми он будет руководствоваться, могут быть совершенно разными между вузами. И даже внутри одного вуза вполне возможно, что они будут различаться, потому что в приличные университеты поступает большое количество абитуриентов, и это может быть порядка 30-40 тысяч заявлений. И это означает, что каждому университету придется проверить такое количество сочинений. Очевидно, что это будет делать не два человека, которые бы между собой договорились, это будет делать большое количество людей», - объясняет свою точку зрения эксперт.

«На федеральном уровне сейчас есть только рекомендации общего характера, какие могут быть критерии оценки, но они настолько общие, что наверняка будет очень субъективный результат оценки сочинения. Фактически за одно и то же сочинение в разных университетах ты можешь получить разное количество дополнительных баллов, что само по себе снижает ценность такой работой. Кроме того, в требованиях написано, что сейчас не существует никакого понятия «апелляции» по отношению к результатам сочинения. Грубо говоря, ты как студент, когда подойдешь к результатам своего зачисления, то ты увидишь, что у тебя за сочинение стоит 2 дополнительных балла, или 8, но ты уже к этому отношения никакого иметь не будешь и получишь столько, сколько посчитает университет. При этом он не предоставляет ни ответов, ни результатов проверки, что в некоторых случаях может стать местом для коррупции. Насколько задача ЕГЭ была повысить прозрачность поступления в вузы, настолько это нововведение, связанное с проверкой вузами сочинений, оно устремляет этот вектор в обратную сторону. Это хорошая база для развития коррупции внутри вуза, что снижает ценность этого сочинения», - считает г-н Байбурин. 

Он также отметил и трудности в подготовке к сочинению, главная из которых все та же — отсутствие конкретики в требованиях к работам учащихся: «Поскольку не заданы критерии, предъявляемые к сочинениям, то и сам сюжет подготовки к ним тоже остается достаточно размытым. Есть некое общекультурное представление о том, что такое сочинение, и сейчас педагоги профильных предметов — русского языка и литературы — они, опираясь на свой опыт и интуицию, сейчас могут организовать подготовку к экзамену. При этом, конечно, готовить нужно не к чему-то абстрактному, нужно готовить к тому, о чем договорились», - рассказывает эксперт, напоминая, что формат ЕГЭ подразумевает в большинстве типовые задачи,  к которым и готовятся школьники, однако в случае с сочинениями мнения проверяющих экспертов с большой долей вероятности будут расходиться впечатления о том, что является основополагающим в написании сочинения. «Это означает, что сначала нужно на федеральном уровне договориться, что будет проверяться с помощью сочинения, а затем определять дополнительную подготовку. В стандартной программе школы самое важное при написании сочинения, чтобы у школьника был развит навык размышления и рассуждения. Я думаю, что хорошие результаты будут показывать те школы, где на литературе не учитель является ведущим человеком, который говорит, как правильно, а преподаватель, который дает возможность школьникам размышлять и рассуждать», - резюмирует эксперт.

http://polit.ru/article/2014/12/04/utro_03_11/