• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В бизнес-инкубаторе ВШЭ учат проверять гипотезы и жестко конкурировать

Этой осенью бизнес-инкубатор ВШЭ занял 14-е место в рейтинге лучших университетских инкубаторов мира, а в Европе стал седьмым. Новостная служба ВШЭ рассказывает, как устроен вышкинский бизнес-инкубатор и как там помогают «прокачивать» стартапы.

Снимите розовые очки

«Ты понимаешь, у тебя есть продукт, но ему нужна упаковка. Нужен секс, потому что секс продается», — в бизнес-инкубаторе ВШЭ идет обсуждение одного из стартапов местных резидентов. Обсуждение, как всегда, открытое и эмоциональное — приглашенные эксперты-практики (менторы) не гладят будущих предпринимателей по головке, а оценивают их проекты и усилия по гамбургскому счету. В этом смысле название «инкубатор», пожалуй, обманчивое — здесь не выхаживают слабых, здесь закаляют сильных.

«Да, мы закаляемся, учимся выдерживать критику и защищать свой проект, а иначе ничего не получится, — говорит резидент инкубатора Карина Мельникова. — К тому же будущие клиенты не будут с тобой носиться — они просто развернутся и уйдут, если ты их не сможешь убедить».

«Это не жестко, а честно и справедливо, — настаивает Денис Козьминых, один из постоянных экспертов бизнес-инкубатора ВШЭ. — Хватит врать стартаперам — этим и так слишком многие занимаются, а потом у них появляются розовые очки, и они пилят продукты, которые никому не нужны. Мы хотим этого избежать, хотим сэкономить время — и наше, и их».

Людей, которые думают, что мы всё сделаем за них, мы стараемся отсеивать еще на входе

Светлана Александрова
куратор программы резидентства бизнес-инкубатора 

Список того, что получают резиденты инкубатора, состоит из десятка пунктов, среди них — образовательные курсы, международная экспертная и менторская поддержка, личный координатор, пиар-поддержка, рабочее место в коворкинге для команды из трех человек и т.д. Перечень того, что инкубатор не делает, гораздо короче: он не дает деньги, не покупает идеи, не берет долю.

«Мы учим быть гибкими»

Бизнес-инкубатору Вышки почти десять лет, за это время он выпустил несколько десятков стартапов, среди них — TimePad, Whisla, Out of Cloud. Многие его выпускники, уже успешные бизнесмены, теперь сами выступают здесь как эксперты, приходят на различные мероприятия инкубатора (несколько раз в месяц инкубатор организует что-нибудь интересное для внешней аудитории), консультируют начинающих предпринимателей.

Сам бизнес-инкубатор за это время сильно изменился, но на самом деле изменения — это его перманентное состояние. «Мы постоянно адаптируем свои программы под современные реалии и стараемся сделать их более совершенными, — рассказывает руководитель бизнес-инкубатора ВШЭ Михаил Эрман. — Чтобы быть на гребне волны, нам самим нужно двигаться быстро и подстраиваться под те условия, которые диктует внешняя среда. И всех, кто находится у нас в инкубаторе, мы учим тому же: что надо быть гибкими и адаптироваться, реагируя на обратную связь».

Быть гибкими — это один из двух главных советов, которые дает стартаперам куратор программы резидентства бизнес-инкубатора Светлана Александрова. «Мы будем заставлять вас смотреть на ваш бизнес под другими углами, возможно, вам даже придется отказаться от части продукта», — предупреждает она. Другой совет — создать команду. «Сложно развивать проект, если ты один, — продолжает Александрова. — Это большой риск: ты заболел, передумал, тебе разонравилось — и получается, что ты потратил кучу времени, своего и экспертов, а усилия не окупились».

Приходите, чтобы выйти из зоны комфорта

По словам Михаила Эрмана, инкубатор ориентируется на две целевые группы. «Первая — это просто “люди”, — поясняет он. — Обычно это студенты — технари и не технари, из Вышки и не из Вышки, кто-то из них раньше делал бизнес, кто-то начинает впервые. Мы хотим, чтобы это была разношерстная аудитория, чтобы потом из нее генерировать проекты. Это своего рода перекрестное опыление: технари вливаются в те проекты, где сильная бизнес-часть, а менеджеры — туда, где сильная техническая, но слабая бизнесовая составляющая». Ну а вторая группа — это уже сформировавшиеся команды, для которых прямая дорога в программу резидентства.

Но чтобы в нее попасть, нужно пройти отбор и показать, что у тебя не просто есть идея, но ты хочешь над ней работать. «Людей, которые думают, что мы всё сделаем за них, мы стараемся отсеивать еще на входе, — говорит Светлана Александрова. — Неслучайно у нас несколько итераций отбора: сначала собираем заявки, потом оцениваем их дистанционно, после чего приглашаем ряд кандидатов на очные питчи, а затем еще раз лично с ними беседуем».

Бывает, что новые стартапы появляются в инкубаторе благодаря его выпускникам. Например, Карину Мельникову и Любовь Сахно в инкубатор отправили руководители компании, в которой они работают: оказывается, их начальство когда-то само проходило через бизнес-инкубатор Вышки. Сейчас Карина и Любовь разрабатывают корпоративное мобильное приложение для больших компаний с территориально распределенным персоналом.

В прошлом некоторые резиденты инкубатора засиживались в нем подолгу. Оно и понятно: тепличные условия, офис есть, пиар тоже. Теперь у программы резидентства более сжатые сроки. «Мы все проекты выводим из зоны комфорта, потому что только так можно куда-то двигаться, — говорит Михаил Эрман. — Критерий, по которому мы отправляем команду в свободное плавание, очень прост: может ли инкубатор еще принести проекту добавочную ценность или уже нет?»

Музыка нас связала

Тематических ограничений по стартапам в инкубаторе нет. Исторически так сложилось, что большинство проектов связаны с интернет-технологиями, но это вовсе не обязательное требование для участия в бизнес-инкубаторе. Никита Наумов с факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ занимается музыкальными мероприятиями и хочет организовывать концерты иностранных групп в России. Но организатор всегда рискует собственными деньгами: гонорар артисту уплачен, а вдруг спрос на билеты окажется недостаточным, чтобы покрыть его? Никита и его партнеры придумали, как минимизировать риски — продавать концерты через краудфандинг.

Бизнес-инкубатор ежегодно проводит для студентов ВШЭ факультатив по практике создания бизнеса. Именно благодаря этому факультативу Никита со своим проектом стал резидентом инкубатора. «На факультативе я получил знания о том, как строятся финансовые модели, как анализируется рынок и конкуренты — всё это позволило нам запустить свой проект, — рассказывает он. — Но мы поняли, что одним реализовать его нам пока не под силу, и пришли сюда на программу резидентства. Это были самые безумные и классные месяцы моей жизни, потому что опыта я набрал столько, сколько не набрал за время всей предыдущей работы».

Пусть ребята сейчас наломают дров, даже убьют стартапы, но они научатся, как делать новые, и в будущем это их приведет к очень успешным историям

Денис Козьминых
один из постоянных экспертов бизнес-инкубатора ВШЭ

«Проект преобразовался, — продолжает Никита, — мы изменили бизнес-модель: некоторые вещи убрали, некоторые переделали, нормально посчитали, как нам зарабатывать. И даже если что-то пойдет не так — хотя сейчас всё идет хорошо, — я точно знаю, что эти знания смогу применить в любом другом проекте».

Внутри бизнес-инкубатора есть «социальный акселератор» — это отдельная программа, предназначенная для социальных предпринимателей. У этой программы свои эксперты и менторы, и на нее проходит отдельный набор.

Каждую неделю — новая гипотеза

Для резидентов инкубатора основная единица измерения времени — неделя, а едва ли не ключевое слово — «гипотеза». «Мы просим проекты формулировать гипотезы относительно их бизнеса, которые нужно проверить за одну неделю, — объясняет Светлана Александрова. — Гипотеза должна быть не абстрактной, а конкретной и измеримой, чтобы было понятно, как ее проверять».

Реально ли это сделать всего за семь дней? «Зависит от уровня задачи, — считает Александрова. — Любую можно разбить на этапы, мы стараемся детализировать их до такой степени, чтобы их можно было выполнить в установленный срок»

Удалось или нет команде справиться с проверкой гипотезы, решают эксперты и менторы. У инкубатора очень большая сеть нетворкинга, поэтому с привлечением экспертов к оценке и обучению стартаперов проблем нет. Менторы отличаются от обычных экспертов тем, что работают с конкретным проектом индивидуально.

Как появляются Google и Apple

«Для меня лично это "челлендж", потому что у меня есть инвесторы, которые ищут интересные проекты для инвестиций, здесь я смотрю на них на ранней стадии и понимаю, кого затем можно будет профинансировать, — рассказывает Денис Козьминых. — С другой стороны, здесь я прокачиваю собственные "скиллы" в области консалтинга. Этот опыт нужен, чтобы в будущих акселерационных программах, которые я веду, предлагать лучшее, чтобы сделать их более эффективными. И еще для меня это — фан. Это здорово, когда тебя слушают и воспринимают то, что ты говоришь».

Жесткая конкуренция, критика, успехи и даже неудачи — всё это очень ценный опыт для стартаперов, уверен Козьминых. «Только в естественном отборе появляются Google, Apple, Facebook, — считает он. — Пусть ребята сейчас наломают дров, даже убьют стартапы, но они научатся, как делать новые, и в будущем это их приведет к очень успешным историям».

«Если ты хочешь делать бизнес, надо начать его делать — начать работать, а не ждать, пока всё само организуется и произойдут другие чудеса, — соглашается с ним Светлана Александрова. — Хочешь делать — делай».

Вам также может быть интересно:

Инноваторов в образовании нужно выявлять и всячески поддерживать

Шестой год Институт образования НИУ ВШЭ совместно с партнерами проводит Конкурс инноваций в образовании (КИвО), и за это время на конкурс было подано около 4000 заявок. Опыт его участников позволяет делать выводы о перспективах инноваций в нашей стране, об их использовании для модернизации школы и о барьерах, которые возникают на их пути.

«Важно не бояться пробовать». Чему научат в бизнес-инкубаторе Вышки

Бизнес-инкубатор ВШЭ работает по модели бизнес-акселератора, помогая стартапам привлекать инвестиции благодаря сети бизнес-ангелов, менторов и партнеров. Инкубатор открыт как для студентов и выпускников Вышки, так и для других начинающих предпринимателей. Рассказываем, какие программы он предлагает — и каких ошибок нужно избегать стартаперам.

Конкурс HSE{Business}Cup 2018 подвел итоги

В конце ноября в московском кампусе ВШЭ прошел финал Конкурса студенческих бизнес-проектов HSE{Business}Cup 2018. Шесть команд получили гранты в 200 тысяч рублей от Высшей школы экономики на реализацию своей идеи.

500 млн

рублей инвестиций привлекли за последний год стартапы Бизнес-инкубатора Высшей школы экономики. Об этом на форуме «Технопром» в Новосибирске сообщил директор Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ Михаил Эрман.

Какая польза от учебы после университета: история слушательницы программ ДПО ВШЭ

В 2011 году выпускница ВШЭ Ирина Демина с партнерами запустила стартап «Кнопка жизни» — сервис круглосуточного вызова помощи для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями. За последние 2 года Ирина окончила в Вышке три программы Центра непрерывного образования факультета компьютерных наук и собирается учиться дальше. О том, каких результатов в бизнесе помогли добиться новые знания, она рассказала новостной службе ВШЭ.

Бизнес-инкубатор ВШЭ занял 7 место в рейтинге лучших мировых инкубаторов UBI Global

Торжественная церемония награждения лауреатов UBI Awards состоялась 22 февраля в рамках Международного саммита инкубаторов (World Incubation Summit) в университете Райерсона в Торонто. Бизнес-инкубатор HSE{Inc} уже второй раз подряд попадает в мировой топ в самой многочисленной (более 100 участников) категории «лучший бизнес-инкубатор, управляемый университетом». В прошлом рейтинге HSE{Inc} занял 14 позицию.

Бизнес для филантропии: PhilTech-акселератор объявляет второй набор

До 25 февраля открыт прием заявок во второй набор PhilTech-акселератора, организаторами которого выступают Бизнес-инкубатор Высшей школы экономики и «Рыбаков Фонд». Трехмесячная программа создана для команд, которые разрабатывают технологические продукты для филантропии и решения социальных проблем.

Акселератор HSE{100K} начинает прием заявок

Бизнес-инкубатор ВШЭ при инвестиционной поддержке Phystech Ventures запускает HSE{100K} — программу для стартапов в сфере промышленных технологий (Industry 4.0). Акселерация имеет очно-заочный формат, проходит бесплатно и помогает участникам доработать продукт до инвестиций. Лучшие проекты получат инвестиционные предложения от 100 тысяч до 1 миллиона долларов. Прием заявок открыт до 14 января, демо-день пройдет в Москве 12 апреля.

ВШЭ займется развитием технологического предпринимательства на законодательном уровне

Руководитель региональных программ и проектов Бизнес-инкубатора ВШЭ Артем Крицын возглавил рабочую группу по вовлечению школьников и студентов в предпринимательскую деятельность, созданную в октябре 2017 года Экспертным советом по развитию гражданского образования и социализации обучающихся при Комитете Государственной Думы по образованию и науке. В рабочую группу также вошла Татьяна Строганова — начальник управления инновационной деятельности ВШЭ.

Проект, в котором участвуют студенты Вышки, получил инвестиции от международного акселератора

Выпускник второго набора акселерационной программы для финтех-стартапов HSE{Pro}Fintech, российский стартап Dolphin Blockchain Intelligence, был оценен в 6 млн евро и получил инвестиции, а также консалтинговую помощь от международного акселератора Startupbootcamp в Амстердаме.