• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Публичная интернет лекция на портале "ПостНаука": "Какие трактовки морального закона существуют?"

ПостНаука. 13 апреля 2016

Философ Борис Кашников о природе морали, новых этических направлениях и моральном законе.

Видеолекция Бориса Кашникова на сайте ПостНаука.

 В опрос о том, что такое этическая теория, чрезвычайно сложен. Удивительно то, что мы далеко продвинулись в тайны звезд, но мало чего смогли понять про моральный закон внутри нас самих. Этическая теория, как и любая другая, есть способ понять предмет. Всякая теория не более чем мышление в понятиях, систематическое, логическое. Поэтому естественно, что, чтобы понять моральный закон, мы прибегаем к теории, хотя есть и другие подходы. Этика и мораль связаны друг с другом иначе, чем связаны между собой физическая теория и физика. Этическая теория и всякое размышление о морали становятся частью самой морали. Физика и физическая теория имеют другое соотношение между собой.
” Скептицизм опровергается самой жизнью морали. Мы не удовлетворяемся отрицательными ответами в попытках понять моральный закон. Мы его ищем, и здесь есть определенные формы мышления. Есть и другой подход, который не отвергает систематического мышления о морали, но при этом отвергает необходимость теоретического мышления. То есть этика без теории. В последнее время таких образцов мышления появилось достаточно много, что одновременно является показателем умножения числа этических теорий. Хотя их становится много, нельзя сказать, что мы продвинулись в ответе на вопрос «Что же такое моральный закон?». И поэтому многие люди попросту неудовлетворенны и опровергают теорию.
” В рамках когнитивизма я бы выделил два основных направления: натурализм и ненатурализм. Натурализм — это попытки построения этических теорий, основанных на том, что моральный закон рассматривается как разновидность природного закона. В рамках ненатурализма утверждается, что моральный закон не является природным законом, он не помещается в природу, выходит за ее рамки. Если говорить о некогнитивизме, то здесь мы можем обнаружить несколько представлений. Одни из главных усилий — это эмотивизм и прескриптивизм. Оба направления опровергают возможность научного подхода. Они опровергают возможность суждений, направленных на обнаружение истины и лжи. Или моральные суждения не имеют отношения к проблеме истины и лжи. По эмотивизму наши моральные суждения есть только выражение наших эмоций, желаний, которые мы пытаемся навязать друг другу. Если это прескриптивизм, то он выступает как продолжение эмотивизма и утверждает, что мы навязываем свои желания, но у нас появляются более строгие логические обязательств.