• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Жизнь по сценарию

Газета. 28 мая 2008

По словам профессора Высшей школы экономики Светланы Авдашевой, государство зачастую использует старомодные рычаги корпоративного управления.

Российскому корпоративному управлению написали четыре варианта развития.

Нынешний год — последний в реализации Концепции развития корпоративного управления в России, принятой в 2006 году правительством страны. А потому все большую актуальность приобретает вопрос о дальнейших перспективах развития этой отрасли деятельности наших компаний. Национальный совет по корпоративному управлению предложил четыре варианта развития событий, оговорившись, впрочем, что ни один из них не является точным руководством к действию.

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА

Анализ текущего состояния корпоративного управления в России и возможных дальнейших путей его развития проведен в представленном недавно Национальным советом по корпоративному управлению Национальном докладе по корпоративному управлению.

Авторы доклада отметили ряд позитивных изменений в этой области, к которым приводит потребность российских компаний в привлечении средств для своего дальнейшего развития, а также их активная интеграция в международное деловое сообщество. В целом в докладе делается вывод, что сейчас налицо повышение цивилизованности российского крупного бизнеса и уменьшение доли силовых переделов собственности. Однако отмечаются и серьезные недостатки сложившейся системы. Речь идет о таких особенностях российского бизнеса, как неуважение к правам собственности, стремление к переделу собственности, зачастую противоправному, а также значительная правовая незащищенность. "Эти факторы в сочетании с еще пока достаточно слабо развитым финансовым рынком и коррумпированной правоохранительной системой создают питательную среду для разного рода корпоративных конфликтов, — говорят авторы доклада. — Стоит отметить и такую особенность практики корпоративного управления в России на данном этапе, как высокая доля государства в экономике, в том числе в структуре собственности компаний". По словам профессора Высшей школы экономики Светланы Авдашевой, сложно считать это позитивным фактом, поскольку государство зачастую использует старомодные рычаги корпоративного управления.

Налицо и определенные проблемы с информационной открытостью компаний. Если еще год назад наблюдался явный бум в этой сфере, связанный прежде всего с желанием многих компаний выйти на IPO, то сейчас прогресс в раскрытии информации, по оценкам многих специалистов, замедлился практически до полной остановки. Очевидно, что цели, которых добивались крупнейшие компании, раскрывая информацию о себе, уже ими достигнуты и поводов для большей открытости не прибавилось.

По оценкам специалистов Национального совета по корпоративному управлению, перспективы развития корпоративного управления не являются чем-то предопределенным. Во многом они будут зависеть от выбора стратегии социально-экономического развития страны в целом. В рамках презентации "Национального доклада по корпоративному управлению" были представлены несколько сценариев развития страны. Их оказалось четыре: "Рантье", "Мобилизация", "Модернизация" и "Инерция". Авторы доклада убеждены, что даже если учесть фактор сохранения высоких цен на нефть в течение ближайших двух—четырех лет, решение, по какому сценарию имеет смысл двигаться политикам, необходимо принимать уже сейчас.

Какой из сценариев будет выбран, зависит от характера существующих общественных коалиций, степени осознания проблем ведущими общественными слоями, деловыми и политическими группами. Причем власти могут провозгласить общую стратегию по самому широкому политическому спектру, но реальный набор реформ будет фактически определять формирование одного из этих четырех сценариев. Авторы доклада подчеркивают, что сценарии эти являются идеальными конструкциями. Превратиться в детально проработанные документы, определяющие все тонкости решения насущных проблем, они не могут.

Впрочем, ни одна из возможных стратегий не обещает легкой модернизации без усилий общества.

КАРТИНА ПЕРВАЯ: СЫРЬЕВОЙ РАЙ

Первый из описанных авторами доклада сценариев — "Рантье" предполагает жизнь на ренту от природных ресурсов, перераспределяемых на социальные трансферты. Реализация этой стратегии будет закономерным итогом желания общества отдохнуть после кризисных лет, опираясь на благоприятную сырьевую конъюнктуру. Сильными сторонами этого сценария авторы называют усиление внутреннего спроса и сокращение бедности в стране.

Однако эта стратегия характеризуется ненадежностью, непредсказуемостью и неустойчивостью источников финансирования. По сути, авторы исследования признают, что такой вариант развития событий является для российской экономики тупиковым. За счет ренты от природных ресурсов не представляется возможным поднять жизненный уровень всего населения страны даже при условии, что все доходы будут честно поделены (что тоже вызывает сомнения). Что касается собственно корпоративного управления, то реализация данной стратегии приведет к тому, что отделение собственности от управления будет происходить крайне медленно. При этом концентрация корпоративной собственности не снизится, а, как предполагают эксперты, в зонах присутствия государства даже повысится. Другими словами, государство не уйдет из экономики, а скорее усилит свое присутствие в перспективных отраслях и компаниях. Риск корпоративных захватов останется высоким, особенно для среднего и малого бизнеса. А захватчиками в этом случае будут являться компании, находящиеся под покровительством государства. При этом социальная нагрузка на компании значительно возрастет.

В случае реализации стратегии "Рантье" само качество корпоративного управления останется сравнительно низким по причине недостаточного внимания к защите прав собственности и контрактных прав и обеспечению транспарентности компаний. Фондовый рынок по этому сценарию будет существовать скорее как имитация. Привлечение капиталов с рынка для инвестиционных целей компаний будет незначительным. Это будет связано со слабыми стимулами контролирующих собственников размывать систему контроля в обмен на получение дополнительных финансовых ресурсов. Вместе с тем не исключено активное участие населения на фондовом рынке в качестве игроков в акции. Особенно привлекательными здесь будут акции с государственным участием.

Не исключают также авторы доклада на этом пути возможности ужесточения политики в отношении обязательности выплаты дивидендов. Многие иностранные инвесторы, как стратегические, так и портфельные, если будет реализовываться этот сценарий развития, откажутся от своих планов инвестирования в российскую экономику. По большому счету на нашем рынке останутся только спекулятивно-настроенные нерезиденты.

КАРТИНА ВТОРАЯ: ГОСУДАРСТВО — ЭТО ВСЕ

Согласно концепции "Мобилизация" цели и задачи страны будут определены довольно узкой, но влиятельной коалицией. Реализация данного сценария будет базироваться на концентрации ресурсов на важнейших направлениях развития. Например, на реализации инфраструктурных проектов или повышении экономического влияния России в мире с большим участием государственного бюджета и государственных компаний. Большая роль на этом пути будет уделяться вопросам частно-государственного партнерства. Причем, по мнению экспертов, именно в традиционно российском понимании этого термина, когда государство все больше вмешивается в практику корпоративного управления.

Традиционно низкая эффективность большого государства при высокой концентрации ресурсов является главной проблемой этого сценария. Сильная же сторона заключается в модернизации отраслей, объявленных прорывными. Реализация данной стратегии, по мнению исследователей, не привнесет серьезных качественных улучшений в практику корпоративного управления по причине сохранения прежних технологий обсуждения.

Более того, значение корпоративного управления снизится. Данная стратегия будет сопровождаться дальнейшим ростом концентрации корпоративной собственности, усилением перекрестного инвестирования компаний друг в друга, снижением доли населения и российских институциональных инвесторов в общей структуре акционерного капитала. Доля же государства в капитале компаний последовательно увеличится, будет происходить скупка перспективных компаний государственными холдингами. При этом расширится спектр инструментов влияния государства на частные компании.

Общее качество корпоративного управления, вероятнее всего, снизится из-за размывания прав собственности и уменьшения гарантий контрактных прав. "Вместе с тем вполне возможно сохранение некоторых образцово-показательных рыночных компаний как анклавов в огосударствленной экономике для поддержания благоприятного имиджа", — говорится в докладе. Фондовый рынок согласно данной стратегии будет использоваться как инструмент перераспределения контроля. В свободном обращении сохранится крайне низкая доля акций. Будет расти степень спекулятивности фондового рынка, снизятся объемы IPO.

Впрочем, в качестве варианта, по мнению авторов доклада, вполне возможным представляется сохранение имитационной модели фондового рынка с централизованно планируемым IPO. Силовые переделы собственности между хозяйствующими субъектами при этом станут реже, однако будут возможны в пользу государства.

Реализация сценария развития по пути "Мобилизация" предполагает и принятие законов и нормативных актов, ограничивающих отдельные права инвесторов, особенно иностранных. В этом случае отрицательным последствием станет уменьшение объема иностранных инвестиций в российскую экономику.

КАРТИНА ТРЕТЬЯ: ИДИЛЛИЧЕСКАЯ

Третий из возможных сценариев развития событий авторы доклада рассматривают как наиболее желательный, но не как наиболее вероятный для исполнения. Стратегия "Модернизация" предполагает попытку комплексной институциональной модернизации общества, бизнеса и государства. Она включает в себя переход от частичных реформ к системным, которые в свою очередь предполагают преобразования в способе формирования и изменения нормативно-правовой базы и правоприменения.

Ее основным преимуществом являются позитивные долгосрочные социально-экономические результаты. Недостаток у этой стратегии эксперты нашли только один — отложенные во времени эффекты. "Модернизация" предполагает качественное совершенствование корпоративного законодательства в сторону повышения его гибкости и удобства для хозяйствующих субъектов посредством использования новых технологий подготовки и мониторинга результатов применения нормативно-правовых актов. Реализация этого сценария способна будет привести к тому, что снизится концентрация корпоративной собственности и возрастет доля акций, находящихся в свободном обращении. Гарантии прав собственности и контрактных прав усилятся, повысится степень прозрачности российских компаний, а негативные эффекты от асимметричного распределения информации снизятся. В результате увеличатся объемы IPO, повысится доля инвестиций, осуществляемых за счет средств, привлеченных с фондового рынка.

Повышение качества корпоративного управления неизбежно будет связано с постепенным отделением собственности от управления, ростом профессионализма топ-менеджеров. Доля государства в капитале компаний постепенно будет снижаться, в то же время существенно возрастет доля населения и российских институциональных инвесторов. Повысится и степень уважения к правам собственности, которое в сочетании с ростом эффективности судебной системы и снижением коррупции существенно ограничит корпоративные захваты. Модернизационная стратегия предполагает также активное участие иностранных инвесторов в структуре корпоративной собственности.

КАРТИНА ПОСЛЕДНЯЯ: ПО ТЕЧЕНИЮ

Последний из описанных в докладе сценариев развития событий называется "Инерция". Он удобен своей прагматичностью и гибкостью, попыткой сочетать в реальной деятельности различные, в том числе и все предыдущие, подходы. В этом смысле авторы доклада даже предлагают его считать не стратегией, а тактикой поведения. "Инерция" — набор отдельных действий вне связи с выработкой системных механизмов выявления приоритетов. Суть этого варианта заключается в умеренном повышении благосостояния граждан, постепенном продвижении по пути модернизации под опекой государства, а также в реформировании и техническом переоснащении вооруженных сил. Этот подход позволяет хорошо сэкономить на издержках переналадки экономического механизма и способа принятия решений.

"В стране с огромными потребностями в модернизации практически любой проект и любое решение можно по отдельности обосновать как приоритетное и совершенно необходимое", — говорится в докладе.

Именно отсутствие четко сформированных долгосрочных приоритетов отличает этот сценарий. Но также при его реализации отсутствует и набор действенных мер, направленных на обеспечение соответствующего положения вещей приоритетам, поскольку приоритетов нет.

Не исключено, что по этому сценарию одни отрасли будут модернизироваться, в том числе и в плане корпоративного управления. Другие же, напротив, могут начать стагнировать и даже регрессировать.

Особенно в тех случаях, когда удается поддерживать режим закрытости от внешней конкуренции на локальных и региональных рынках.

В этом случае корпоративное законодательство остается, по сути, на существующем уровне. Прогрессировать оно может вяло, что, по мнению экспертов, в большей степени будет зависеть не столько от применяемых процедур, сколько от профессионализма специалистов в органах государственной власти, ответственных за разработку этого законодательства. При этом достаточно велики возможности лоббирования крупными компаниями изменений в законодательстве, что называется, под себя. Качество корпоративного управления остается на весьма среднем уровне, с большим разбросом между небольшим числом лидеров и многочисленными середняками.

Доля государства на рынке в этом случае тоже особенно не меняется, хотя может и несколько увеличиться. Фондовый рынок при реализации данного сценария существует, но развивается тоже вяло, а число новых компаний на нем и внутренних инвесторов растет медленно.

Присутствие иностранных инвесторов при таком положении вещей наблюдается только в "лакомых" отраслях, так как общая оценка перспективности инвестиций в Россию будет весьма сдержанной. В потоке иностранных инвесторов продолжит доминировать портфельный капитал.