• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Умение управлять технологическими инновациями становится самым востребованным навыком

Политика в области науки, технологий и инноваций — это сфера управления, работа в которой требует особых знаний и практики. Специалистов для нее готовят на программе «Управление в сфере науки, технологий и инноваций». 28 июня на программе состоялся первый выпуск. Церемонию вручения дипломов предваряла лекция Рае Квон Чунга, советника генерального секретаря ООН по вопросам изменения климата, члена Межправительственной группы экспертов по изменению климата, удостоенной в 2007 году Нобелевской премии мира.

Портрет студента

«Люди, которых мы зачисляем на программу, не похожи друг на друга, — говорит академический руководитель программы Дирк Майснер. — Процедура приема открыта для каждого, и мы делаем акцент на то, чтобы наши студенты имели разный бэкграунд. Они приходят к нам из математики, физики, химии, социологии, истории, искусствознания, менеджмента, экономики и других областей. Мы хотим, чтобы они вовлекались в междисциплинарную работу — и это не пустые слова, мы действительно так делаем».

Коллега Майснера, преподаватель программы Оздчан Саритас считает, что привлекать студентов со столь разным бэкграундом им удается потому, что люди понимают — наука, технологии и инновации касаются каждого, этот тип знаний сегодня является самым большим активом. Разный стартовый уровень подготовки студентов иногда создает преподавателям трудности, но у всех есть возможность наверстать неизученное ранее и найти баланс. И еще — когда студенты работают в группах вместе с людьми, чей опыт отличается от их личного, это позволяет посмотреть на проблему с неожиданных сторон и сгенерировать больше идей.

Еще один преподаватель программы, Лилиана Проскурякова, подчеркивает: «В ближайшие годы на рынке труда будут востребованы как специализированные знания в определенных областях, так и общие навыки, такие как умение эффективно искать и анализировать информацию, умение работать в мультикультурных междисциплинарных командах и в условиях неопределенности, готовность к постоянным изменениям технологий и процессов. Эти навыки студенты получают на нашей программе».

Лекция Рае Квон Чунга в ИСИЭЗ НИУ ВШЭ перед церемонией вручения дипломов выпускникам программы «Управление в сфере науки, технологий и инноваций

О лекторе: Рае Квон Чунг – член Международного комитета по присуждению премии «Глобальная энергия», директор департамента по окружающей среде и развитию Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (Таиланд), советник генерального секретаря ООН по вопросам изменения климата. Получил степень магистра по специальности «дипломатические отношения» в Джорджтаунском университете в Вашингтоне (США). Входил в состав Межправительственной группы экспертов по изменению климата, удостоенной в 2007 году Нобелевской премии мира.

Дирк Майснер признается, что для него было в некоторой степени неожиданным получить на программу около шестидесяти заявлений из-за рубежа — из Америки, Европы, Азии, несколько из Африки. «Думаю, одна из причин в том, что у нас очень сильные соглашения по обмену с другими университетами и два соглашения о программе двойных дипломов — с Техническим университетом Берлина и Университетом Маастрихта, — говорит он.

Программа двойных дипломов предполагает, что один год студент проводит в университете-партнере, а на другой возвращается обратно. Международное сотрудничество подтвердило, что качество обучения в ИСИЭЗ соответствует международным стандартам, кроме того, удалось побороть клише, которые могли существовать у иностранцев относительно обучения в России.

«Наша программа привлекательна для российских и зарубежных студентов с нескольких точек зрения, — объясняет Оздчан Саритас. — Одна из сильных сторон состоит в том, что именно технологии и инновации становятся главными драйверами развития экономик многих стран, и Россия тут не исключение. Другим нашим преимуществом является наш преподавательский состав. К нам приезжают преподавать коллеги из Канады, США, Великобритании, стран Евросоюза. Это прекрасная возможность для российских студентов, которые не готовы ехать за границу, встретиться и сотрудничать с этими ведущими экспертами здесь, на нашей программе».

«Как обычно бывает? Прежде чем начать учебу, ты знакомишься со списком главной литературы по теме. Так вот, что касается науки, технологий и инноваций, то авторов основных статей и книг по этой тематике можно найти преподающими на нашей программе. Все наши преподаватели — это еще и исследователи, поэтому включение результатов новейших исследований в образовательный процесс привычное для нас дело», — говорит Майснер.

около 25%

студентов программы приехали из-за рубежа

около 40%

преподавателей — иностранцы или россияне с PhD степенью зарубежных университетов

Учебный процесс

Программа вечерняя — занятия на ней идут с шести до девяти вечера. Первый год обычно очень интенсивный, в это время у студентов большинство занятий — обязательные. На второй год у них появляется значительно больше курсов по выбору и времени для работы над магистерской диссертацией. Занятия по вечерам означают, что студенты обычно работают или вовлечены в какие-нибудь проекты. «Для нас это определенный вызов, ведь мы должны сделать занятия нескучными, это ни в коем случае не должен быть монолог преподавателя, — говорит Саритас. — Мы стараемся сделать занятия как можно более интерактивными. Приятно видеть, что их посещаемость обычно очень высока, это значит, мы действуем правильно».

Более того, занятия на программе — это процесс взаимного обучения студентов и преподавателей. Например, Саритас признается, что сам узнал гораздо больше о моногородах, потому что один из студентов был как раз из такого города, Кемерова. «Общаясь с ним, я лучше понял, как устроены эти специализированные города с очень специфической экономической и социальной системой», — говорит он.

О тесном взаимодействии со студентами говорит и Лилиана Проскурякова: «Несколько человек работали стажерами-исследователями в проектах НИУ ВШЭ, которые я веду, и, таким образом, применили полученные знания на практике. Сейчас студенты заканчивают работу в проектах и выйдут на глобальный рынок труда. Надеюсь, им пригодится полученный опыт работы и они смогут получить хорошие предложения. Мне будет не хватать их поддержки и помощи, ведь они уже успели влиться в коллектив ИСИЭЗ, познакомиться с экспертами и опубликовать первые научные работы».

Важная черта программы — англоязычность. «Нет нужды говорить, что профессиональное общение на английском уже стало неотъемлемым требованием к специалистам самых различных профилей, — рассказывает Проскурякова. — На нашей программе студенты учатся думать, анализировать и аргументированно излагать свои знания, сдавать экзамены и готовить научные работы на английском. Многие студенты владеют несколькими языками, что позволяет им анализировать более широкий спектр публикаций и документов».

На программе есть академический совет, который включает представителей Министерства образования и науки РФ, Министерства экономического развития РФ, крупных российских и международных компаний (например, Газпрома) и зарубежных университетов. Он следит главным образом научной структурой программы, какие курсы и темы она охватывает, проводит ежегодную оценку курсов. Этот инструмент позволяет быть уверенными, что программа отвечает международным стандартам.

Связь с реальностью

«Наши семинары принимают различные формы — групповой работы, проектной работы, решения проблемы, — рассказывает Дирк Майснер. — Студенты также пишут эссе. Не короткие эссе, а эссе страниц на пятнадцать и больше, которые они должны защищать примерно так, как им предстоит в итоге защищать магистерскую диссертацию. Если у вас есть тема, над которой вы хотели бы поработать в рамках своей диссертации, вы можете прийти сюда, поискать научного руководителя (возможностей для этого много), и если вы убедите одного из преподавателей стать руководителем вашего проекта, то, пожалуйста, работайте над тем, что вам самому интересно».

Студенты, вдохновленные программой и собственными интересами, основали Клуб инноваторов. Они организуют регулярные семинары, нацеленные на осознание реальных проблем и опыта в бизнесе, политике и смежных сферах. Они учатся на реальных кейсах извне и изучают собственные возможности и перспективы. И даже организуют свои дни карьеры.

«Студенты могут использовать многие вещи, о которых они узнали на программе, в своей повседневной работе, — рассказывает Оздчан Саритас. — Возьмем форсайт, то есть методологию планирования желаемого будущего: я слышал от студентов, что они знакомят с этой концепцией своих коллег по работе и имеют возможность применять некоторые инструменты и техники форсайта в своих компаниях».

Заключительное занятие в рамках каждого курса программы посвящено российским проблемам. Студенты учатся, как применять различные вещи именно в российских условиях. «Россия очень хочет перейти от сырьевой экономики к экономике, основанной на знаниях и инновациях, хочет оживить свой научный потенциал. То, чему мы учим и что обсуждаем на программе, прямо соотносится с продолжающимися дебатами о выходе из нынешнего кризиса», — говорит Саритас.

«Технологический прогресс сегодня набирает обороты. Изменения видны невооруженным глазом даже в повседневной жизни. Люди, которые умеют управлять этими быстрыми изменениями, будут все более востребованы в государственном управлении и коммерческих компаниях», — уверена Лилиана Проскурякова.

 

Озан Гюлер (Турция), выпускник программы

На всех курсах программы требовалось писать много эссе, и это было непросто для меня. Кроме того, обучение подразумевало постоянное участие в групповых проектах, и мне зачастую было сложно работать с разными людьми в группах. Тем не менее, я с удовольствием ходил на занятия и многому научился благодаря групповой работе.

Могу сказать, что моя цель — получить хорошую подготовку в области управления в сфере технологии и инноваций — была достигнута. Я уверен, что программа дала мне хороший старт для будущей карьеры, и очень постараюсь развить все полученные здесь навыки.

Я очень люблю Москву и за эти два года привык к жизни здесь. После окончания программы я на какое-то время собираюсь поехать обратно домой. Я хочу поработать и приобрести новый опыт, а потом планирую получить PhD. Но не сомневаюсь, что найду какой-нибудь способ приехать в Москву снова.

 

Павел Бахтин, выпускник программы

Мое предыдущее образование — бизнес-информатика. С 2013 года я начал работать в НИУ ВШЭ, где моей основной задачей была разработка системы мониторинга глобальных технологических трендов. Уже тогда я осознал, что проблемы, существующие в сфере науки, технологий и инноваций, являются для меня гораздо большим вызовом, чем ежедневные вопросы бизнеса, т.к. часто не имеют стандартного решения. Мне нравится находить нестандартные решения и использовать свои навыки разработчика и аналитика, практически реализовывать концептуальные идеи. Программа позволила мне погрузиться в проблемы науки, технологий и инноваций, чтобы посмотреть на них как со стороны исследователя, так и управленца и найти ответ на стороне информационных технологий.

Сейчас я продолжаю работать в Вышке, в Лаборатории исследований науки и технологий Международного Форсайт-центра ИСИЭЗ. Одной из моих основных задач является развитие методологии Форсайта с точки зрения мониторинга существующих в сфере науки, технологий и инноваций трендов, и непосредственная реализация идей в виде программных решений. Я занимаюсь количественным анализом научных публикаций, патентов, аналитических документов — из них мы извлекаем актуальную информацию для ее дальнейшего анализа и сопоставления. А также я работаю с крупными опросами экспертов (в том числе Дельфи), они позволяют получить качественную оценку развития различных областей науки и технологий, проверить различные гипотезы, сформированные на стадии анализа текстов.

Задачи, которые я решаю вместе с моими коллегами в повседневной деятельности, являются актуальными не только для сферы науки, технологий и инноваций в России, но и в целом для большинства стран. Непосредственная близость к решению актуальных задач науки и экономики делают мою работу очень интересной.

Вам также может быть интересно:

Новая магистерская программа ВШЭ посвящена немецкоязычным странам

В 2020\21 учебном году на факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ откроется магистерская программа «Germanica: история и современность». Она направлена на подготовку специалистов широкого профиля по странам немецкоязычного ареала - Германии, Австрии и Швейцарии. Обучение будет проходить на русском и немецком языках, уровень владения немецким нужно подтвердить при поступлении. Об особенностях программы рассказывает ее академический руководитель Петр Резвых.

ВШЭ и Сбербанк подготовят новое поколение специалистов по анализу финансовых данных

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ и Сбербанк открывают новую магистерскую программу «Финансовые технологии и анализ данных». 30 лучших абитуриентов, поступивших на программу, смогут обучаться на ней за счет Сбербанка.

«Если ты не владеешь "скрытой" частью программного стека, ты не владеешь ничем»

В 2017 году в Вышке пройдет набор на новую магистерскую программу «Системное программирование». Там будут готовить специалистов, которые занимаются самым сложным и самым важным уровнем программирования. Кого и как будут учить на этой программе,  рассказывает ее руководитель Александр Петренко.

Студенты Вышки стали победителями кейс-чемпионата Oliver Wyman Impact 2017

Команда из четырех студентов магистерской программы «Стратегическое управление финансами фирмы» была признана победителем из более чем сотни команд.

«Наши студенты должны осуществить научный прорыв на стыке математики и компьютерных наук»

В 2017 году факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ и Сколтех будут вести совместный прием на магистерскую программу «Статистическая теория обучения», которая станет правопреемницей программы «Математические методы оптимизации и стохастики». О научной составляющей новой программы и о возможностях, которые она предоставляет студентам не только магистратуры, но и бакалавриата, рассказывает академический руководитель программы, профессор математических наук университета Гумбольдта в Берлине, Владимир Спокойный.

В Вышке открывается магистерская программа для подготовки профессиональных литераторов

В 2017 году начнется набор на новую магистерскую программу «Литературное мастерство», академическим руководителем которой будет писатель и филолог Майя Кучерская. О том, как учить творчеству и ремеслу в рамках академической программы и где будут работать ее выпускники, она рассказала новостной службе ВШЭ.

Новая магистерская программа предлагает изучать Европу в контексте двух культур

Студенты новой магистерской программы факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ «Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом» изучат историю, культуру, традиции Восточной и Западной Европы от средневековья до современности. Набор начнется в 2017 году. Программа предполагает также получение диплома зарубежного университета-партнера.

«Благодаря программе у меня появились более амбициозные планы и более перспективные предложения»

Снимать видеоролики по произведениям классиков, отличать полезную еду от вредной, учиться, отдыхая — этому и многому другому учат школьников проекты студентов магистерской программы «Доказательная образовательная политика». Защита первых студенческих проектов, подготовленных в рамках Проектной мастерской магистратуры, прошла в Институте образования НИУ ВШЭ.

В следующем учебном году в Школе дизайна НИУ ВШЭ обновится формат магистратуры

К программе «Дизайн», которая  реализуется сейчас, добавится программа «Коммуникационный дизайн». Внутри учебных процессов также произойдут перемены, а среди профилей магистратуры «Дизайн» появится новый — «Дизайн книги». Руководитель Школы дизайна Арсений Мещеряков рассказал о том, как поделятся бюджетные и коммерческие места, зачем нужен уровень «с нуля», для какого дизайнера в России всегда будет масса работы и как зарабатывать во время учебы.

Магистерские программы, посвященные медиа, используют экспериментальные форматы

В этом учебном году магистерские программы факультета коммуникаций, медиа и дизайна пробуют новую форму привлечения к работе со студентами практиков из индустрии медиа — это недельные и двухнедельные серии мастер-классов по актуальным темам. На следующий год эти блоки предполагается включить в обязательную программу. Расскажем о нескольких текущих проектах.