• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пан Ги Муна слышат в Астане

В конце июля в столице республики состоится первое заседание Совета по переходу к «зеленой» экономике при президенте Казахстана. Совет был создан Указом Главы государства от 26 мая 2014 года. Его председателем является премьер-министр страны. А в состав входят представители госорганов, бизнеса и общественности, ученые. Основная задача Совета – подготовка предложений по реализации основных положений концепции по переходу Казахстана к «зеленой» экономике на 2013-2020 годы. В его полномочия также входят: определение стратегии и тактики, методов и механизмов реализации концепции, а также мониторинг результатов наиболее значимых социально-экономических мероприятий, выявление проблем. При этом работа Совета идет в ключе международных инициатив, в том числе Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН). Показательно, что первое заседание Совета проводится в преддверии сентябрьского Климатического саммита, который состоится в Нью-Йорке. 
Подготовкой материалов к первому заседанию Совета занимается его Секретариат – Министерство окружающей среды и водных ресурсов РК совместно с правительством и научной общественностью страны. В работе заседания также примут участие известные международные эксперты, специалисты в области экологии, изменения климата. В их числе Георгий САФОНОВ, директор Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов НИУ Высшей школы экономики. Он был приглашен Министерством окружающей среды и водных ресурсов РК и Научно-образовательным центром «Зеленая Академия». Накануне заседания Совета в Астане Георгий Владимирович предоставил нашей редакции обзор, посвященный основной повестке дня этой встречи экспертов, а также предстоящего Климатического саммита – вопросам глобального соглашения по проблеме изменения климата.


Георгий САФОНОВ, директор Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов НИУ ВШЭ, Москва

Еще в 1988 году Всемирная метеорологическая организация и Организация по охране окружающей среды ООН образовали Межправительственную группу экспертов по проблеме изменения климата. Она не проводит собственных исследований, ее деятельность состоит в подготовке максимально полных научных обзоров проблемы изменения климата и методических рекомендаций, в частности по учету выбросов парниковых газов. Недавний – Пятый оценочный доклад был посвящен анализу физической природы происходивших в прошлом и прогнозируемых в будущем изменений глобального и регионального климата, их воздействию на природу и человека, рискам и возможностям адаптации, а также тенденциям и причинам роста выбросов парниковых газов и возможностям их снижения. В том числе проанализированы вероятные воздействия и проблемы Азии. Думаю, эти материалы станут предметом обсуждения и на заседании в Астане.
Несомненно, что важнейшая проблема Азии, которая может затронуть сотни миллионов людей, – недостаток продовольствия и пресной воды. Для большей части Азии не прогнозируется сильных засух, но западная часть континента и горные районы могут пострадать, особенно когда на уменьшение осадков станет накладываться сокращение массы и исчезновение ледников, которые аккумулируют осадки и постепенно отдают их в виде речного стока.
При применении современных методов ведения сельского хозяйства и новых сортов зерновых проблемы продовольствия в Азии можно избежать, но затраты предстоят большие.
С этой позиции Центральная Азия – очень уязвимый регион. По всем сценариям уже идущая деградация ледников продолжится. И если средняя температура воздуха в высокогорьях возрастет на 80С, при этом количество осадков уменьшится на 16% (что не исключено, если рост концентраций парниковых газов в атмосфере будет идти по максимальному сценарию), к 2100 году ледники могут исчезнуть. Тогда условия ведения сельского хозяйства становятся в этом регионе особенно тяжелыми, а обеспечение населения продовольствием потребует больших затрат.
Как известно, огромное влияние на изменение климата имеет уровень выбросов СО2. В 2010 году Программа окружающей среды ООН выпустила доклад, в котором были представлены количественные оценки выбросов парниковых газов на перспективу до 2020 г. и их сравнение с уровнем, необходимым для ограничения роста глобальной температуры не более 20С. Было подчеркнуто, что при сохранении текущих трендов развития экономики к 2020 году разрыв между фактическим и требуемым уровнем выбросов ПГ составит 12 млрд тонн СО2-эквивалента. При этом, оценивая эффект выбросов, нужно говорить не об уровне их концентрации в атмосфере на определенный год, а о суммарном выбросе за тот или иной период. СО2 и многие другие парниковые газы, выбрасываемые человеком, долго находятся в атмосфере, поэтому более корректно говорить о суммарном выбросе за тот или иной промежуток времени. В Пятом оценочном докладе ученые так и делают, но внедрение такого подхода в обязательства стран идет очень медленно. И это тоже тема для обсуждения на встрече сторонников развития «зеленой экономики» в Астане.
Рассмотрим некоторые соображения относительно участия в новом климатическом соглашении крупнейшей страны Центральной Азии – Казахстана. Понятно, что страны региона в силу различного уровня развития экономики значительно различаются по уровню экономического развития и воздействия на климатическую систему. Соответственно, возможности и национальные условия для достижения климатических целей для этих государств существенно отличаются. Так, экспертами отмечается стремительный рост выбросов в Казахстане в период 2000-2011 годов – почти в 2,5 раза! Сохранение исторических трендов выбросов СО2 в Казахстане и Туркменистане привело бы к значительному превышению уровня базового года (1990 г.) к 2020 году и далее. А значит – к большим трудностям в достижении в этих странах цели по глобальному ограничению выбросов ПГ для удержания роста температуры не более 20С . Поэтому необходимо снизить мировые выбросы на 50% от уровня 1990 г. к 2050 г.
По показателю динамики выбросы СО2 на душу населения в сравнении с мировыми показателями в Казахстане, России и Туркменистане значительно превосходят среднемировой уровень удельных выбросов – почти в два раза. В этих государствах наблюдался рост выбросов на душу населения, начиная с 1998-2000 гг.
На представленном примере можно увидеть, что установление критериев равенства при распределении обязательств для этих государств потребует учета совершенно различных исторических обстоятельств и национальных особенностей. Очевидно также, что для всех рассматриваемых стран важным условием является укрепление потенциала в реализации климатической политики и мер, финансовая поддержка, передача низкоуглеродных технологий и реализация совместных инвестиционных проектов.
В сентябре 2014 года по инициативе Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна в Нью-Йорке пройдет Климатический саммит. К участию в нем приглашены главы государств и правительств, ученые, бизнесмены, представители неправительственных организаций. Саммит организован за один год до планируемого подписания нового «Климатического соглашения» на 21-й конференции РКИК ООН в Париже. В своем обращении Пан Ги Мун призывает: «Привезите на Саммит самые решительные предложения. Предлагайте инновации, распространяйте идеи, расширяйте сотрудничество, которое позволит снизить выбросы парниковых газов и закрыть разрыв между ожидаемым и необходимым уровнями эмиссий углерода, направить нас к заключению действенного соглашения под эгидой РКИК ООН».
Климатический саммит призван решить две основные задачи: стать «катализатором» для выработки более решительных целей по снижению выбросов и мобилизовать политическую волю государств к принятию нового «Климатического соглашения» в 2015 году. Никаких переговоров между Сторонами в рамках РКИК ООН не планируется. Однако ожидается, что главы государств и правительств, в том числе Казахстана, представят свои взгляды на реализацию национальных планов по достижению международных климатических целей.

Как ожидается, на нем будут представлены многосторонние программы и инициативы в области энергоэффективности, возобновляемых источников энергии, короткоживущих климатических загрязняющих веществ (сажа и др.), транспорта, городов, лесного и сельского хозяйства, адаптации, снижения рисков природных катастроф, углеродного финансирования и др.
Тематические дискуссии будут связаны с такими вопросами, как научные исследования, сопутствующие выгоды от сокращения выбросов углерода, экономические возможности для низкоуглеродного развития, успехи в реализации передовых технологий декарбонизации экономики, вопросы финансовой помощи и передачи технологий. Одна из важнейших задач Климатического саммита – обсудить возможности декарбонизации (освобождение от углерода) мировой экономики, под которой понимают снижение глобальных выбросов парниковых газов не менее чем на 50% от уровня 1990 г. к 2050 г.
При достижении этих требований существует высокая вероятность, что рост среднегодовой температуры на планете в XXI веке не превысит 20С, что соответствует концентрации СО2 в атмосфере на уровне 450 ppm (частиц на миллион). Однако достижение этой цели, учитывая стремительный рост выбросов парниковых газов в последние десятилетия (более чем двукратный с 1971 г.), представляется крайне сложной задачей. При нынешних темпах и характеристиках роста мировой экономики концентрация СО2 достигнет 450 ppm уже к 2040-м годам. А дальнейший рост экономики на базе традиционного использования ископаемого топлива приведет к росту концентрации СО2 до уровня, соответствующего повышению температуры на 40С. Необходимость усиления мер по снижению воздействия на климатическую систему в очередной раз была подтверждена в Пятом оценочном докладе.
Различные исследовательские группы, неправительственные экологические организации, бизнес-сообщества готовят свои аналитические материалы и предложения к саммиту. Эта тема также будет доминировать на первом заседании Совета по переходу к «зеленой» экономике в Астане.
Основная глобальная задача всех стран – определить возможности по глубокой декарбонизации национальных экономик к 2050 году, оценить потенциал применения различных низкоуглеродных технологий, существующие барьеры и вызовы, которые необходимо преодолеть в решении задачи решительного сокращения выбросов. Принимаются во внимание такие факторы, как рост численности населения, структурные изменения в экономике, цены на энергоносители, перспективные технологии производства в энергетике и промышленности и многое другое.
Целевым показателем является достижение к 2050 году уровня 1,7 тонны СО2 на душу населения, что должно предотвратить рост глобальной температуры более чем на 20С. Ниже в таблице представлены значения удельных выбросов СО2 от сжигания топлива на душу населения в отдельных странах, в том числе в странах Центральной Азии. Отметим, что в мире в целом значение этого показателя выросло с 3,97 до 4,50 т СО2/чел. за период 1990-2011 гг. Мировым лидером в 2011 году являлся Катар (38,17 т СО2/чел). Высокие значения этого показателя были в 2011 году у США (16,94 т СО2/чел), Казахстана (14,14 т СО2/чел), Туркменистана (12,06 т СО2/чел), России (11,65 т СО2/чел). Китай демонстрирует стремительный рост удельных выбросов СО2 на душу населения, что видно по прилагаемой таблице.
Но не все так мрачно: человечеству доступен широкий набор технологий, обеспечивающих рост экономики и одновременно снижение выбросов, улучшение качества окружающей среды, здоровья населения, рост занятости. К таким технологическим решениям относят: переход к низкоуглеродным или безуглеродным видам топлива; декарбонизацию производства электроэнергии; электрификацию экономики и отдельных отраслей (например, транспорта); повышение эффективности производства и потребления энергии; применение технологий улавливания и захоронения углерода; использование биотоплива и других возобновляемых источников энергии. Особая роль отводится задаче сохранения и увеличения потенциала поглощения СО2 в лесном хозяйстве и землепользовании.
Надеемся, на встрече в Астане также будут озвучены идеи и «климатические» предложения ключевых стран мира. Специалисты рассчитывают, что затем по итогам сентябрьского Саммита будет признано, что без реализации пилотных проектов по освоению прорывных низкоуглеродных технологий в ближайшее десятилетие будет практически невозможно сдержать рост средней глобальной температуры более чем на 20С. Значит, необходимо в ближайшее время инициировать широкомасштабные научные исследования и разработки, осуществление инвестиционных проектов в этой области. Одним из итогов Климатического саммита-2014, к которому серьезно готовятся во многих странах, в том числе и в Казахстане, должно стать более глубокое понимание тех практических шагов, которые потребуется сделать для достижения цели Рамочной конвенции ООН об изменении климата. А также тех условий и мер, которые должны быть заложены в новое международное Климатическое соглашение.

* * *
Тема «зеленой» экономики и по окончании заседания не уходит с повестки дня. В Алматы уже скоро, 11-13 августа, при поддержке акимата города Союз градостроителей Казахстана совместно с Научно-образовательным центром «Зеленая Академия» проводит XII градостроительный форум «Казахстан-2014» «Приоритеты «зеленого» градостроительства в Республике Казахстан».

Подготовила Алевтина ДОНСКИХ