• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Когда мысль считается преступлением

Санкт-Петербургский курьер. 2016. № 25. 23 июня

Российский парламент может отделить критику от экстремизма и вывести ее из-под уголовного наказа- ния. В Госдуму внесен за- конопроект, предлагающий упразднить статью № 282 УК РФ об уголовной ответ- ственности за возбуждение ненависти или вражды.

Âèêòîð ÌÈÕÀÉËÎÂ, äîöåíò êàôåäðû ñóäåáíîé âëàñòè ÍÈÓ ÂØÝ, êàíäèäàò þðèäè÷åñêèõ íàóê: — Мотивация, представленная для отмены статьи 282 УК РФ, не лишена здравого смысла. Безусловно, проблемы свободы выражения мнения в России и снижения степени терпимости чиновников к критике в свой адрес стоят сегодня весьма остро. Однако причины развития этого яв- ления кроются отнюдь не в существовании пресловутой статьи 282 УК. Наоборот, исходя из ее непосредственного содержания и разъяснений, данных пленумом Верховного суда РФ в Постановле- нии от 28.06.2011 № 11, под эту статью не подпадают ни критика политических организаций, идеологических и религиозных объеди- нений, политических, идеологических или религиозных убеждений, национальных или религиозных обычаев, ни критика в отношении должностных лиц. Она направлена на реализацию конституционного запрета на раз- жигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Более того, подобная норма имеется в правовых системах многих развитых демократических стран. Пожалуй, действительно дефектными с точки зрения наличия скрытых угроз покушения на конституционные ценности являются положения ст. 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности». Она, в отличие от ст. 282, делает отсылку к одному из самых неоднозначных законов, формулировки которого позволя- ют недопустимо широкое толкование содержащихся в нем норм и создают необходимые предпосылки для всевозможных злоупотреб- лений. Имею в виду Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Он позволяет отнести к экстремистской любую осуществляемую в публичной сфере деятельность. Было бы гораздо правильнее как с правовой, так и с электоральной точки зрения, чтобы депутаты, ратующие за плюрализм в политической системе России, обратили свой взор на недостатки именно этого закона.