• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Сайменский канал - символ добрососедства"

Выборг. 2 сентября 2016

В Выборгском замке состоялась лекция историка Елены Кочетковой, старшего преподавателя Высшей школы экономики (Санкт-Петербург), докторанта Университета Хельсинки. Тема лекции – «Символ добрососедства: Сайменский канал и советско-финляндские отношения в 1950–1980-х гг.». Вторичное открытие Сайменского канала в 1968 г. после масштабной реконструкции стало вехой и в истории отношений двух стран, и, в значительной степени, нашего города.

После лекции мы побеседовали с Еленой о предмете ее исследования. 

- Елена, что привело вас к занятиям этой темой? 

В настоящий момент я занимаюсь несколькими сюжетами, но моя главная задача – диссертационное исследование, посвященное истории советской лесной промышленности в хрущевский период. В диссертации я рассматриваю вопрос о роли трансфера зарубежных технологий, главным образом, из Финляндии. Объект моей работы – деятельность советских инженеров и промышленных ученых, их работа над созданием инноваций, новых и старых технологий, изучение и применение опыта финских предприятий. Примером могут служить технологии непрерывной варки целлюлозы и использования древесных отходов в производстве целлюлозосодержащей продукции. Таким образом, я пытаюсь понять векторы советской технологической модернизации. Работая в этом поле несколько лет, я открыла для себя большое количество интереснейших сюжетов, связанных с советско-финляндскими отношениями. Одним из них стала реконструкция Сайменского канала в 1960-е гг. и многочисленные связанные с этой историей темы. Толчком к детальному изучению данной темы для меня стало участие в конференции «Водные пути как культурное наследие», организованной на базе итальянского Университета Ка-Фоскари в прошлом году. Во время работы над докладом я заинтересовалась репрезентацией Сайменского канала в СССР и вопросами туризма. Собственно, из этого выросло небольшое исследование, которое я надеюсь продолжать.

Сайменский канал после Второй мировой войны – и до начала реконструкции в 1963 г. – в каком он был состоянии? Эксплуатировался ли он? Как отразились военные события на техническом состоянии канала?

После Второй мировой войны и разделения канала между двумя странами движение по нему практически прекратилось. Некоторые источники подчеркивают, что технические сооружения канала на советской территории постепенно разрушались. Если в довоенное время он активно использовался как путь для перевозки грузов, в том числе для снабжения близлежащих финских предприятий, то сразу после войны представлял собой фактически неживую артерию. В годы войны многие сооружения канала существенно пострадали. Неслучайно после аренды советской его части Финляндией в 1962 г. сразу встал вопрос о необходимости кардинальной реконструкции, которую финская и советская пресса называли вторым рождением канала.

– Кому принадлежала идея реконструкции, начавшейся в 1963 г.? Финской стороне? Советской?

Эксплуатация канала была бы невозможной без реконструкции, поэтому задача перестройки канала была тесно связана с политическими решениями об аренде. Если можно так сказать, это было объективное условие, которое понимали обе стороны. Хотя вопрос об аренде был инициирован финской стороной, а условия аренды обсуждались медленно и сложно в течение нескольких лет, необходимость реконструкции признавали все. Собственно, реконструкция была прописана в договоре об аренде как обязательное условие, необходимое для эксплуатации канала. При этом реконструкцией занимались как финские, так и советские инженеры и рабочие.

СССР передал Финляндии в аренду на 50 лет советскую часть Сайменского канала. В какой степени этот факт уникален? Были ли и иные примеры, когда Советский Союз сдавал в аренду гидротехнические сооружения зарубежным странам?

Передача советской части канала в аренду другому государству была уникальным случаем в истории. Советские политики, пресса и другие участники процесса часто подчеркивали, что советские специалисты принимали участие или вели строительство объектов в других странах. К слову, с самого начала в СССР работали зарубежные инженеры, использовались зарубежная техника и технологии, т.е. страна никогда не была полностью закрыта в технологическом плане и в плане контактов между инженерами и учеными разных государств. Поэтому участие финских специалистов в реконструкции не было экстраординарным, но вот факт передачи канала в аренду был уникальным. Во время обсуждения договора об аренде и в период реконструкции финская пресса не раз подчеркивала, что передача канала в аренду Финляндии имела огромное политическое значение, т.к. таких прецедентов в истории, т.е. передачи какой-либо советской территории другому государству, не было. Любопытно, что это же звучало и в советской прессе, правда, в другом контексте. Так, в некоторых публикациях подчеркивалось, что Финляндии повезло, что рядом с ней оказалось дружелюбное социалистическое, а не империалистическое государство, поскольку только страны социализма готовы идти на уступки ради выгоды мирного соседа. Это подавалось как «яркое свидетельство истинно дружеских и добрососедских отношений».

– Что дала реконструкция канала Финляндии и Советскому Союзу? Можно ли сказать, что выгода оказалась двусторонней? 

Да, это была двухсторонняя выгода, однако, с разновесными политическими и экономическими акцентами. Для Финляндии пользование каналом было важно с экономической точки зрения, прежде всего, для перевозки грузов. Для советской стороны это было особенно важно с политической точки зрения. В СССР передача канала в аренду и реконструкция рассматривались как подтверждение для мирового сообщества внешнеполитической линии Советского Союза, а именно политики «мирного сосуществования», и в большой степени служило в пропагандистских целях.

Советскую часть канала, сданную Финляндии в аренду, обслуживали финны. Общались ли они с местным советским населением?

Да, реконструкция канала стала импульсом для разнообразной совместной деятельности в регионе. Хотя культурные контакты между странами развивались сразу после окончания войны, и в 1944 г. было основано Общество мира и дружбы «Финляндия – СССР», что на локальном уровне означало разнообразную культурную деятельность. Во время реконструкции канала в 1964 г. было создано отделение Общества в Выборге и Лаппеенранте, которое занималось организацией праздников, важных как для Советского Союза, так и для Финляндии (таких как День независимости Финляндии, Международный женский день, Годовщина Октябрьской революции и т.д.), проводило так называемые вечера дружбы – совместные концерты, выставки, показы фильмов и т.д. В СССР такие контакты ценились и рассматривались как доказательство кооперации в рамках мирного сосуществования.

Что такое туризм на Сайменском канале в 1970-80 годы? Насколько это направление было востребованным? И кем - гражданами Финляндии или Советского Союза?

Изначально советское руководство не рассматривало канал как место для туристических поездок, он считался, прежде всего, водной артерией для перевозки грузов. В то же время финская сторона выступала за возможность открытия канала для пассажирского сообщения. По итогам переговоров стороны подписали договор в 1968 г., в год открытия канала после реконструкции, согласно которому организовывалось пассажирское сообщение. Однако канал стал местом туризма для финнов, которые могли путешествовать по советской части, хотя до 1982 г. не могли ночевать на территории СССР в рамках таких поездок. Для большинства советских людей канал был заграницей. Для российских туристов канал был открыт в 2007 г.

Доводилось ли вам самой путешествовать по Сайменскому каналу?

К сожалению, пока нет, но это входит в мои ближайшие планы. Несомненно, историк должен увидеть и прикоснуться к объекту исследования, если этот объект материален. Знакомство с фотографиями путешественников лишь усиливает мое желание, ведь канал и его ландшафты – это не только интереснейший технологический и культурный объект, но еще и удивительная природа. Надеюсь, скоро мне удастся увидеть это своими глазами.

 

Михаил Ефимов, старший научный сотрудник Выборгского музея-заповедника