• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Низкоуглеродное развитие российской экономики обсудили в НИУ ВШЭ

Конференция ООН по проблеме изменения климата (COP21) в декабре 2015 г. направлена на достижение консенсуса по принятию нового Соглашения по предотвращению роста глобальной температуры. Эксперты обсудили в ВШЭ позицию России на предстоящих международных переговорах.

Нынешний год может стать поворотным в общемировой борьбе с выбросами парниковых газов. В Париже с 30 ноября по 11 декабря 2015 г. пройдет Конференция ООН (COP21), посвященная климатическим изменениям. В ней примут участие более 180 стран мира. Цель мероприятия — достижение консенсуса между участниками по выработке и принятию нового Соглашения, которое будет направлено на предотвращение роста глобальной температуры на 2 градуса Цельсия и более. Достичь такого результата возможно только путем переориентации на модель, основанную на «декарбонизации» экономического роста. Именно эта проблема обсуждалась в рамках международного научного семинара «Низкоуглеродное развитие России: экономические, социальные, экологические аспекты», прошедшего 12 ноября в НИУ «Высшая Школа Экономики» (НИУ ВШЭ).

Участие в мероприятии приняли директор Центра экономики окружающей среды ВШЭ Георгий Сафонов, президент АНО «Центр экологических инноваций» (АНО ЦЭИ) Андрей Стеценко, представители международной организации Оксфам в России, менеджер по коммуникациям российского офиса FSC (Лесной попечительский совет) Иван Якубов, доктор медицинских наук, профессор Российской медицинской академии последипломного образования (РМАПО) Симон Авалиани, руководитель энергетической программы «Гринпис Россия» Владимир Чупров и др.

 

Низкоуглеродное развитие – одна из ключевых возможностей снижения выбросов парниковых газов в атмосферу. Перспективы уменьшения выбросов углерода в российском производстве посредством масштабного перехода на использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ) вызвали оживленные дискуссии. У экспертов были различные соображения относительно сроков и темпов замещения традиционных источников энергии более экологичными.

С точки зрения влияния на окружающую среду уголь является наиболее «грязным» видом ископаемого топлива, при его сжигании в воздух вылетает практически вся «таблица Менделеева», включая канцерогены, тяжёлые металлы, даже радиоактивные частицы. К тому же коэффициент полезного действия (КПД) при производстве энергии на угольных электростанциях и котельных в России очень низкий (по сравнению с развитыми странами). Выбросы CO2 в атмосферу от использования угля в энергетике составляют 73% при выработке лишь 41% суммарной энергии. По сценарию Международного энергетического агентства, в перспективе до 2020-2030 годов генерация на угле должна снизиться до 60% от объёмов 2011 года.

«Промедление с декарбонизацией экономики может обойтись большими инвестиционными потерями. Один доллар, не вложенный в декарбонизацию до 2020 года, будет равен потере четырех с половиной долларов после 2020 года. Прогнозы развития экономики РФ до 2050 г. показывают, что снижение выбросов на 80-85% от 1990г. достижимо. При этом рост ВВП на душу населения может возрасти в 3,1 раза», — заявил представитель международной организации Оксфам в России Андрей Рахманов. Эту позицию поддерживает и представитель НИУ ВШЭ Георгий Сафонов: «Сценарии декарбонизации экономики России, необходимые для выполнения климатической цели ООН, есть, и они предполагают рост ВВП и благосостояния населения».

У нашей страны в этом направлении масса возможностей, использовав которые можно существенно сократить количество вредных выбросов в атмосферу: использование солнечной и ветровой энергии, тепловых насосов и солнечных коллекторов, строительство малых ГЭС, приливных электростанций и др. Список будет только расширяться по мере внедрения и удешевления низкоуглеродных технологий. Это уже заметно в таких секторах, как солнечная и ветровая энергетика, где стоимость оборудования снижается каждый год, а КПД существенно растет.

Алтайский край на сегодняшний день стал самым активным регионом страны по использованию альтернативной энергетики. Крупнейшая солнечная электростанция расположена в с. Кош-Агач Республики Алтай. Малые предприятия делают выбор в пользу автономных энергоисточников: село Кок-Паш, например, оборудовано сетью ветродизельных электростанций, турбаза «Боор» Чемальского района оснащена солнечными батареями, в Алтайском заповеднике на Телецком озере используется солнечная энергетика.

Владимир Максимов: «Мы сидим на нефтяной игле»

«В энергобалансе Алтайского края ВИЭ составляют менее 1%, но существуют огромные возможности для их развития до уровня 50% и более. Мы находимся на грани энергетической революции, которая произойдёт в ближайшие десятилетия, и наша главная задача – предвидеть способы и возможности для ускорения этого процесса. Структура энергопотребления и энерговыработки Алтайского края подобна всей стране, поэтому мы использовали пример Алтая как реально достижимый результат для остальных регионов», — отметил один из организаторов научного семинара Андрей Стеценко.

Немаловажно и влияние ВИЭ на улучшение качества окружающей среды и здоровья населения от сокращения выбросов вредных веществ. «По последним данным всемирной организации здравоохранения, в странах ЕС пагубное влияние экологии на человека сокращает жизнь граждан в среднем на 9 месяцев. В России, как показало наше исследование, эта цифра значительно больше — 1,8 года, а в отдельных регионах она доходит до 4 лет. Хоть это не звучит очень тревожно, каждый день жизни стоит ценить», — отметил Симон Авалиани.