• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Цель молодежной политики – существование бюрократии? // Казанский репортёр. 2016. 20 марта

Казанский репортёр. 20 марта 2016

В настоящее время в Центре молодежных исследований НИУ «Высшая школа экономики» изучается риторика российских властей в отношении молодежи. Предполагается, что этот анализ позволит выявить цели и мотивы властей, в том числе скрытые. Однако некоторые тексты, попавшие в поле нашего внимания, не требуют сложного и тонкого анализа для того, чтобы судить о намерениях властных агентов.

В настоящее время в Центре молодежных исследований НИУ «Высшая школа экономики» изучается риторика российских властей в отношении молодежи. Предполагается, что этот анализ позволит выявить цели и мотивы властей, в том числе скрытые. Однако некоторые тексты, попавшие в поле нашего внимания, не требуют сложного и тонкого анализа для того, чтобы судить о намерениях властных агентов.

Среди документов, ставших предметом изучения, оказалась подпрограмма «Молодежь Татарстана на 2014–2020 годы». Она является частью государственной программы «Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики в Республике Татарстан на 2014–2020 годы», разработанной и координируемой Министерством по делам молодежи и спорту Республики Татарстан.

Интересны приемы, используемые республиканским министерством для демонстрации успешности своих действий и освоения средств. Так, решение задачи по «профилактике экстремизма в молодежной среде» оценивается не по числу проявлений экстремизма в республике, а по такому показателю, как «количество молодых людей, вовлеченных в мероприятия по профилактике молодежного экстремизма». Вряд ли можно сомневаться в том, что число вовлеченных молодых людей в данном случае возрастет. Гораздо больше сомнений вызывает наличие связи между этими мероприятиями и действиями молодежи.

Наиболее значимая часть подпрограммы, свидетельствующая, на наш взгляд, о приоритетах республиканских властных структур, – это таблица «Цели, задачи, индикаторы оценки результатов и финансирование по мероприятиям». Из таблицы следует, например, что на организацию экспедиций по поиску и погребению погибших офицеров и солдат предполагается выделить с 2014 по 2020 год всего 2,1 миллиона рублей (триста тысяч рублей ежегодно), хотя поисковых отрядов в Татарстане насчитывается несколько десятков. В то же время на проведение аттестации работников в области государственной молодежной политики выделяется 2 миллиона 961 тысяча рублей, а на республиканский конкурс профессионального мастерства в сфере государственной молодежной политики – 3 миллиона 80 тысяч рублей.

Обращают на себя внимание нижние строки таблицы, указывающие на объем финансирования последней, одиннадцатой задачи подпрограммы – «создание условий в области государственной молодежной политики Республики Татарстан». Решение этой задачи достигается таким мероприятием, как «финансовое обеспечение учреждений молодежной политики Республики Татарстан». На это запланировано 503 с половиной миллиона рублей, тогда как на десять других задач подпрограммы должно быть выделено около 447 миллионов рублей. Общий объем финансирования подпрограммы «Молодежь Татарстана на 2014–2020 годы» – около 950 миллионов рублей (источник – бюджет Республики Татарстан). Иными словами, более половины общего объема финансирования подпрограммы предполагается потратить на структуры, осуществляющие «молодежную политику».

Следует отметить, что министерство по делам молодежи и спорту реализует еще одну подпрограмму «Совершенствование государственной молодежной политики и государственной политики в области спорта на 2014–2020 годы» с объемом финансирования более 284 миллионов рублей. Задачи этой подпрограммы – те же самые, что и в других подпрограммах (например, «профилактика экстремизма в молодежной среде»), а среди трех индикаторов оценки конечных результатов есть такой: «количество документов, рассмотренных министерством, единиц на одного госслужащего». За время осуществления подпрограммы предполагается рост значений этого показателя с 220 до 243 документов!

Кроме того, в каждой из шести подпрограмм, реализуемых министерством по делам молодежи и спорту, содержится положение о том, что оно ежеквартально направляет в министерство экономики Республики Татарстан статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации подпрограммы, а также эффективности использования финансовых средств. Это не исключает, разумеется, необходимости подготовки и отправки ежегодных отчетов.

Не означает ли подобный характер освоения бюджетных средств, что основной целью «успешно совершенствуемой» молодежной политики Татарстана является не поддержка молодежи, а существование бюрократических структур, реализующих эту политику?

http://kazanreporter.ru/post/642_cel-_molodezhnoy_politiki_-_suschestvovanie_byurokratii