• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эффект объединения вокруг флага: почему люди активнее поддерживают власть во время войн и конфликтов

Теории и практики (T&P). 12 мая 2017

T&P продолжают рассказывать о теориях, которые не оставляют ученых равнодушными. В новом выпуске социолог Анастасия Казун объясняет, что такое эффект «объединения вокруг флага», почему в результате трагедий, катастроф и международных конфликтов рейтинг власти вопреки здравому смыслу растет, и какую роль в этом играют СМИ.

URL: https://theoryandpractice.ru/posts/16014-effekt-obedineniya-vokrug-flaga-pochemu-lyudi-aktivnee-podderzhivayut-vlast-vo-vremya-voyn-i-konfliktov

«Маленькая победоносная война» неоднократно способствовала росту популярности политических лидеров. Рациональные основания таким конфликтам не были нужны: если есть враг, надо его побеждать, а какие выгоды это сулит — не столь важно. Так, война за контроль над Фолклендскими островами — клочком суши у берегов Аргентины с постоянным населением, не достигающим двух тысяч человек — способствовала росту популярности Маргарет Тэтчер в испытывающей экономический кризис Великобритании. Невзирая на существенные потери людей (около 900 человек с обеих сторон) и техники, столкновение стало триумфом Великобритании и способствовало консолидации общества, а также победе Тэтчер на следующих выборах. При этом вопрос о том, стоили ли Фолкленды того, чтобы через весь земной шар отправлять к ним британский флот, не задавался. Слишком велика была символическая значимость жеста.

 

В действительности существует немало исследований, демонстрирующих рост поддержки и одобрения национального лидера на фоне международных конфликтов и кризисных ситуаций — этот феномен получил название «объединение вокруг флага» (rally 'round the flag effect). Сама идея того, что рейтинг власти может расти как результат трагедии или конфликта, на первый взгляд противоречит здравому смыслу. Другое дело, если страна переживает подъем. Однако возникновение «ралли-эффекта» также имеет свою логику. С одной стороны, появление внешнего врага способствует росту патриотических настроений, побуждая объединиться перед лицом опасности. С другой стороны, мы можем предположить, что подобные настроения отчасти конструируются и подпитываются СМИ.

 

Значительная роль массовых коммуникаций может объясняться отсутствием у большей части населения непосредственного опыта взаимодействия с проблемой. Если речь идет о каких-то событиях, участниками или свидетелями которых мы являлись, влияние СМИ оказывается меньшим. Так, говоря о динамике цен на продукты, люди будут больше ориентироваться на личный опыт походов в магазин, чем на слова диктора программы новостей, тогда как в случае вооруженного столкновения или теракта СМИ выступают практически безальтернативным источником информации для большей части населения страны. Немаловажным является и тот факт, что в кризисных ситуациях события происходят внезапно и быстро сменяют друг друга. Исследования «ралли-эффекта» в США показали, что в сложной обстановке представители власти фактически обладают монополией на информацию, тогда как оппозиционные лидеры в ситуации дефицита достоверных сведений предпочитают воздерживаться от комментариев. В результате в коммуникативном пространстве отсутствует критика действий власти, что убеждает людей в верном выборе способа действий руководством страны.


Как это работает?

Война

Причиной для возникновения эффекта «объединения вокруг флага» могут стать военные действия. Ярким примером является война в Персидском заливе. Примечательно, что накануне число ее сторонников и противников в США было практически равным. Однако общественное мнение по этому вопросу существенно изменилось после непосредственного начала военной операции «Буря в пустыне». Доля поддерживающих подобные действия американцев выросла более чем на 16%, а число противников сократилось на 26% буквально за неделю. При этом популярность президента Джорджа Буша — старшего выросла на 31% менее чем за два месяца.

 

Теракты

Наиболее значительный «ралли-эффект» был зафиксирован после теракта 11 сентября в США: поддержка президента Джорджа Буша — младшего выросла на 35% всего за неделю. Теракты оказывали влияние и на популярность президента Франции Франсуа Олланда. Так, после нападения на офис редакции газеты Charlie Hebdo 7 января 2015 года его поддержка выросла на 21% (и составила 40%). Впрочем, рейтинг президента быстро вернулся к первоначальному уровню. Эффект серии терактов в Париже в ноябре 2015-го оказался еще более масштабным: уровень одобрения Олланда впервые с момента его избрания достиг 50%.