• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Все хорошо в меру. Что представляет собой нормоконтроль применительно к контрактной системе

Бюллетень оперативной информации "Московские торги". 2017. № 5. 13 мая

В настоящий момент тема кон­троля над госзакупками стоит достаточно остро. Несмотря на то что законодатель пытается регламентировать каждый шаг заку­почной деятельности, все еще остает­ся достаточно простора для «творче­ства» некоторых заказчиков и постав­щиков. На помощь тут могут прийти жесткие механизмы нормирования. О том, что это за механизмы и как они работают, мы беседуем с заме­стителем председателя комитета Общероссийской общественной органи­зации «Гильдия отечественных закуп­щиков и специалистов в сфере закупок» Валерием Гриневым.

— Валерий Павлович, что означает термин «нормоконтроль» применительно к контрактной системе?

— Выбор термина «нормоконтроль» применительно к расходованию бюд­жетных средств обусловлен основны­ми положениями Закона о контракт­ной системе, которым предусмотрено и нормирование, и контроль. Но Закон о контрактной системе стал лишь завершающей точкой в развитии этого понятия. Изначально основные поло­жения о нормоконтроле были сформу­лированы в национальном стандарте РФ «ГОСТ Р21.1002-2008 — Система проектной документации для строи­тельства. Нормоконтроль проектной и рабочей документации». Этот доку­мент был введен в действие с 1 янва­ря 2010 года. Кроме того, о нормокон­троле говорится в межгосударственном стандарте «ГОСТ 3.1116-2011 — Единая система технологической документа­ции. Нормоконтроль», который был введен действие с 1 января 2012 года. Оба эти документа предшествовали при­нятию и введению в действие Закона № 44-ФЗ.

Под нормоконтролем там пони­маются размеры предельной цены и нормативных затрат на обеспечение функций государственных и муници­пальных органов, а также описываются методики, по которым они устанавли­ваются. Кроме того, нормоконтроль определяет требования к закупаемым заказчиком товарам, работам и услу­гам. Это очень важная часть закупоч­ного процесса, потому что нормокон­ троль позволяет определить лишь то количество, потребительские свойства, качественные и иные характеристики товаров, работ и услуг, которые необхо­димы для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Одновременно с помощью нормоконтроля ставится преграда для приобретения предме­тов роскоши и товаров с избыточными свойствами.

— Насколько велика роль нормирования в рамках государственных закупок?

— Как я уже сказал, нормирование позволяет избежать закупок товаров, работ и услуг с избыточными свойства­ми и предметов роскоши. В результа­те этого мы можем не только сэконо­мить серьезные бюджетные средства, но и закупать то, что действитель­но нужно. Поэтому нормирование, на мой взгляд, очень важно, так как позволяет настраивать государствен­ную машину на работу самым эффек­тивным образом. Без нормоконтроля мы можем получить массовые закуп­ки золотой сантехники, антикварной мебели и эксклюзивных иномарок для чиновников.

— Кто обладает полномочиями кон­тролировать государственные закупки и каковы основные задачи этих органов?

— Согласно постановлению Правительства РФ от 14.04.2017 № 446, Министерство финансов Российской Федерации определено федеральным орга­ном исполнительной власти по регули­рованию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг. Ранееэта функция возлагалась на Минэкономразвития. Что касается непосред­ственно контроля, то именно Федеральная антимонопольная служба является органом, уполномоченным на осущест­вление контроля в сфере государствен­ного оборонного заказа и в сфере заку­пок товаров, работ, услуг для обеспече­ния государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения постав­щиков, подрядчиков и исполнителей.

Кроме того, полномочиями контроля в сфере закупок обладают органы испол­нительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления муниципаль­ного района, городского округа.

Полномочиями контроля обладает также орган, осуществляющий право­применительные функции по кассово­му обслуживанию исполнения бюдже­тов бюджетной системы РФ, то есть Казначейство России. Также госзакуп­ки могут контролировать финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления госу­дарственными внебюджетными фонда­ми, к которым относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхо­вания РФ и Федеральный фонд обя­зательного медицинского страхования, а также органы внутреннего государ­ственного (муниципального) финансо­вого контроля.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что, в соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», она является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита, образуемым в порядке, установленном Законом № 41-ФЗ, и подотчетным Федеральному Собранию.

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 13 Закона № 41-ФЗ, в рамках выполнения своих задач Счетная палата осуществляет функцию проведения аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг.

— Кто из этих организаций работает наиболее эффективно?

— На основе анализа содержания этих полномочий можно сделать вывод, что оценка эффективности деятель­ности органов, осуществляющих кон­троль над государственными закупка- ми, это прерогатива законодателя. Имен- но законодательные органы власти, которые в полном объеме получают все оценочные данные, вправе при­нять решение об эффективности рабо­ты того или иного органа контроля и принять решение о расширении или ограничении соответствующих полномочий.

— По данным ОНФ, существуют несколько схем злоупотреблений на тор­гах. Какие из них наиболее распростра­нены и как контроль помогает их пре­секать?

— Исследования, которые проводит ОНФ, чрезвычайно полезны. Активисты движения могут в режиме реального времени отслеживать все уловки, кото­рые не очень честные заказчики неред­ко применяют в ходе закупок, и, что еще важнее, эта работа находит отклик у законодателей.

Кроме того, разработан проект феде­рального закона № 623906-6 «О внесе­нии изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере заку­пок товаров, работ, услуг для обеспече­ния государственных и муниципальных нужд». Поправки касаются регламента­ции проведения процедур определения поставщиков в электронной форме. Проведение электронных процедур определения поставщиков позволит повы­сить анонимность подачи заявок участ­никами закупок и рассмотрения таких заявок заказчиками, что обеспечит добро­совестную конкуренцию, а также будет способствовать снижению коррупцион­ных рисков и уменьшит возможность сго­вора между участниками закупок, что в конечном итоге приведет к увеличению экономии бюджетных средств.

Другим пакетом поправок, разра­ботанных по результатам деятельности ОНФ, предусмотрен механизм раскры­тия информации о выгодоприобретате­лях и руководителях, в том числе членах коллегиального исполнительного органа, организации-поставщика при заключе­нии крупных контрактов. Также предус­мотрена возможность в судебном порядке признания недействительным контракта, заключенного заказчиками, должност­ные лица которых состоят в браке либо являются близкими родственниками с выгодоприобретателями или руково­дителями организаций-поставщиков. Необходимо также отметить, что в насто­ящее время в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации заинтересованные органы исполнитель­ной власти разрабатывают законопроект, направленный на исключение возможно­сти определения единственными постав­щиками посредников при реализации государственных контрактов.

— Какие механизмы контроля приме­няются при обосновании начальной (мак­симальной) цены контракта и можно ли их обойти?

— Согласно действующему законода­тельству, обоснование начальной (мак­симальной) цены находится под ведом­ственным и общественным контролем. Кроме того, контроль может осущест­вляться самим заказчиком. Это доволь­но действенная система, как мы можем видеть, зайдя на сайт Единой информа­ционной системы (ЕИС). Закон о кон­трактной системе описывает методику определения начальной (максимальной) цены, которая успешно применяется. Например, мы не увидим, грубо говоря, канцелярских кнопок по цене шкафов и тому подобных злоупотреблений.

— Какие меры предпринимаются для усиления общественного контроля в сфере государственных закупок и повышения его эффективности?

— Надо сказать, что законодательные и исполнительные органы власти посто­янно вносят те или иные инициативы, цель которых состоит в повышении эффективности общественного кон­троля госзакупок. В этой связи важно иметь в виду механизм, реализуемый в рамках проведения обязательного обще­ственного обсуждения закупок, прави­ла которого утверждены постановле­нием Правительства РФ от 22.08.2016 № 835, вступившим в силу с 1 января 2017 года.

Важно также иметь в виду необходи­мость раскрытия информации о привле­каемых в рамках исполнения крупных государственных и муниципальных кон­трактов субподрядчиках, с совокупным объемом более 10% цены контракта.

Указанный механизм обеспечит рас­пространение общественного контроля на сферу взаимоотношений исполните­лей по государственным и муниципаль­ным контрактам с субподрядчиками и уменьшит возможность использования незаконных схем, а также приведет к снижению коррупционных рисков.

Необходимо также иметь в виду, что под юрисдикцию контроля подпадает банковское и казначейское сопровождение.

— Поможет ли усиление контроля сде­лать государственные закупки более про­зрачными?

— Я считаю, что в этом смысле кон­троля много не бывает. Закупки — слишком важная часть жизни госу­дарства, чтобы допускать тут какие-то послабления. Наоборот, чем ответ­ственней будет контроль, чем детальнее законодательство будет прописывать те или иные аспекты закупочной деятель­ности, тем прозрачнее будет вся система госзакупок и тем большая польза будет для государства.