Все хорошо в меру. Что представляет собой нормоконтроль применительно к контрактной системе
В настоящий момент тема контроля над госзакупками стоит достаточно остро. Несмотря на то что законодатель пытается регламентировать каждый шаг закупочной деятельности, все еще остается достаточно простора для «творчества» некоторых заказчиков и поставщиков. На помощь тут могут прийти жесткие механизмы нормирования. О том, что это за механизмы и как они работают, мы беседуем с заместителем председателя комитета Общероссийской общественной организации «Гильдия отечественных закупщиков и специалистов в сфере закупок» Валерием Гриневым.
— Валерий Павлович, что означает термин «нормоконтроль» применительно к контрактной системе?
— Выбор термина «нормоконтроль» применительно к расходованию бюджетных средств обусловлен основными положениями Закона о контрактной системе, которым предусмотрено и нормирование, и контроль. Но Закон о контрактной системе стал лишь завершающей точкой в развитии этого понятия. Изначально основные положения о нормоконтроле были сформулированы в национальном стандарте РФ «ГОСТ Р21.1002-2008 — Система проектной документации для строительства. Нормоконтроль проектной и рабочей документации». Этот документ был введен в действие с 1 января 2010 года. Кроме того, о нормоконтроле говорится в межгосударственном стандарте «ГОСТ 3.1116-2011 — Единая система технологической документации. Нормоконтроль», который был введен действие с 1 января 2012 года. Оба эти документа предшествовали принятию и введению в действие Закона № 44-ФЗ.
Под нормоконтролем там понимаются размеры предельной цены и нормативных затрат на обеспечение функций государственных и муниципальных органов, а также описываются методики, по которым они устанавливаются. Кроме того, нормоконтроль определяет требования к закупаемым заказчиком товарам, работам и услугам. Это очень важная часть закупочного процесса, потому что нормокон троль позволяет определить лишь то количество, потребительские свойства, качественные и иные характеристики товаров, работ и услуг, которые необходимы для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Одновременно с помощью нормоконтроля ставится преграда для приобретения предметов роскоши и товаров с избыточными свойствами.
— Насколько велика роль нормирования в рамках государственных закупок?
— Как я уже сказал, нормирование позволяет избежать закупок товаров, работ и услуг с избыточными свойствами и предметов роскоши. В результате этого мы можем не только сэкономить серьезные бюджетные средства, но и закупать то, что действительно нужно. Поэтому нормирование, на мой взгляд, очень важно, так как позволяет настраивать государственную машину на работу самым эффективным образом. Без нормоконтроля мы можем получить массовые закупки золотой сантехники, антикварной мебели и эксклюзивных иномарок для чиновников.
— Кто обладает полномочиями контролировать государственные закупки и каковы основные задачи этих органов?
— Согласно постановлению Правительства РФ от 14.04.2017 № 446, Министерство финансов Российской Федерации определено федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг. Ранееэта функция возлагалась на Минэкономразвития. Что касается непосредственно контроля, то именно Федеральная антимонопольная служба является органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков, подрядчиков и исполнителей.
Кроме того, полномочиями контроля в сфере закупок обладают органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления муниципального района, городского округа.
Полномочиями контроля обладает также орган, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, то есть Казначейство России. Также госзакупки могут контролировать финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами, к которым относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что, в соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», она является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита, образуемым в порядке, установленном Законом № 41-ФЗ, и подотчетным Федеральному Собранию.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 13 Закона № 41-ФЗ, в рамках выполнения своих задач Счетная палата осуществляет функцию проведения аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг.
— Кто из этих организаций работает наиболее эффективно?
— На основе анализа содержания этих полномочий можно сделать вывод, что оценка эффективности деятельности органов, осуществляющих контроль над государственными закупка- ми, это прерогатива законодателя. Имен- но законодательные органы власти, которые в полном объеме получают все оценочные данные, вправе принять решение об эффективности работы того или иного органа контроля и принять решение о расширении или ограничении соответствующих полномочий.
— По данным ОНФ, существуют несколько схем злоупотреблений на торгах. Какие из них наиболее распространены и как контроль помогает их пресекать?
— Исследования, которые проводит ОНФ, чрезвычайно полезны. Активисты движения могут в режиме реального времени отслеживать все уловки, которые не очень честные заказчики нередко применяют в ходе закупок, и, что еще важнее, эта работа находит отклик у законодателей.
Кроме того, разработан проект федерального закона № 623906-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Поправки касаются регламентации проведения процедур определения поставщиков в электронной форме. Проведение электронных процедур определения поставщиков позволит повысить анонимность подачи заявок участниками закупок и рассмотрения таких заявок заказчиками, что обеспечит добросовестную конкуренцию, а также будет способствовать снижению коррупционных рисков и уменьшит возможность сговора между участниками закупок, что в конечном итоге приведет к увеличению экономии бюджетных средств.
Другим пакетом поправок, разработанных по результатам деятельности ОНФ, предусмотрен механизм раскрытия информации о выгодоприобретателях и руководителях, в том числе членах коллегиального исполнительного органа, организации-поставщика при заключении крупных контрактов. Также предусмотрена возможность в судебном порядке признания недействительным контракта, заключенного заказчиками, должностные лица которых состоят в браке либо являются близкими родственниками с выгодоприобретателями или руководителями организаций-поставщиков. Необходимо также отметить, что в настоящее время в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации заинтересованные органы исполнительной власти разрабатывают законопроект, направленный на исключение возможности определения единственными поставщиками посредников при реализации государственных контрактов.
— Какие механизмы контроля применяются при обосновании начальной (максимальной) цены контракта и можно ли их обойти?
— Согласно действующему законодательству, обоснование начальной (максимальной) цены находится под ведомственным и общественным контролем. Кроме того, контроль может осуществляться самим заказчиком. Это довольно действенная система, как мы можем видеть, зайдя на сайт Единой информационной системы (ЕИС). Закон о контрактной системе описывает методику определения начальной (максимальной) цены, которая успешно применяется. Например, мы не увидим, грубо говоря, канцелярских кнопок по цене шкафов и тому подобных злоупотреблений.
— Какие меры предпринимаются для усиления общественного контроля в сфере государственных закупок и повышения его эффективности?
— Надо сказать, что законодательные и исполнительные органы власти постоянно вносят те или иные инициативы, цель которых состоит в повышении эффективности общественного контроля госзакупок. В этой связи важно иметь в виду механизм, реализуемый в рамках проведения обязательного общественного обсуждения закупок, правила которого утверждены постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 № 835, вступившим в силу с 1 января 2017 года.
Важно также иметь в виду необходимость раскрытия информации о привлекаемых в рамках исполнения крупных государственных и муниципальных контрактов субподрядчиках, с совокупным объемом более 10% цены контракта.
Указанный механизм обеспечит распространение общественного контроля на сферу взаимоотношений исполнителей по государственным и муниципальным контрактам с субподрядчиками и уменьшит возможность использования незаконных схем, а также приведет к снижению коррупционных рисков.
Необходимо также иметь в виду, что под юрисдикцию контроля подпадает банковское и казначейское сопровождение.
— Поможет ли усиление контроля сделать государственные закупки более прозрачными?
— Я считаю, что в этом смысле контроля много не бывает. Закупки — слишком важная часть жизни государства, чтобы допускать тут какие-то послабления. Наоборот, чем ответственней будет контроль, чем детальнее законодательство будет прописывать те или иные аспекты закупочной деятельности, тем прозрачнее будет вся система госзакупок и тем большая польза будет для государства.