• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В системе госзаказа необходимо предотвратить конфликт интересов

Торгово-промышленная палата Российской Федерации. 24 января 2017

В Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялся «круглый стол» Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, посвященный предотвращению конфликта интересов в системе государственного заказа .

Заседание открыл председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, депутат Госдумы ФС РФ  Анатолий Выборный, напомнивший собравшимся, что подготовлены изменения в федеральное законодательство о государственных закупках и контрактной системе.

В частности, предлагается установить новые антикоррупционные механизмы, препятствующие возникновению конфликта интересов. Заказчикам – компаниям с госучастием или муниципальным предприятиям при организации закупок необходимо установить требование об отсутствии конфликта интересов между заказчиком и участником закупки. Под этим понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член закупочной комиссии, контрактный управляющий состоят в браке или родстве с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, бенефициарами, единоличным исполнительным органом участников закупки, подчеркнул Анатолий Выборный.

По его словам, в проектах оговорено, что проверки на аффилированность осуществляются заказчиком посредством информационного взаимодействия единой информационной системы в сфере закупок с информационными ресурсами уполномоченного органа, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (ФНС России), информационными системами органов записи актов гражданского состояния (ЗАГС), иными государственными информационными системами.

По мнению главы Комитета, эти нововведения приведут к тому, что предприятия будут испытывать определенные трудности  в подборе персонала, техническом переоснащении, материальном обеспечении и др.

Все эти вопросы требуют подробного изучения и разъяснения с целью дальнейшего применения на практике, полагает Анатолий Выборный. Вместе с тем, новый порядок должен создать дополнительный барьер рентоориентированного поведения представителей заказчика при размещении заказов, дополнить систему, обеспечивающую прозрачность госзакупок, противодействовать коррупции в сфере госзаказа.

Тему продолжил директор Научно-исследовательского центра Института проблем безопасности НИУ ВШЭ Александр Рудченко, который выступил с презентацией, посвященной проектам федеральных законов «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»  и «О внесении изменений в статью 31 ФЗ от 05.04. 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Как полагает Александр Рудченко, дополнение механизма запрета участия в закупках юридических и физических лиц, имеющих конфликт интересов с заказчиком, положительно отразится на развитии добросовестной конкуренции и сократит возможности аффилированности заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Сегодня стоит задача определить для всех участников закупочных процедур всех выгодоприобретателей и конечных бенефициаров; для представителей заказчика определить лиц, состоящих с ними в браке, а также являющимися их близкими родственниками; найти пересечения множества лиц с множеством всех участников закупочных процедур, их выгодоприобретателей и конечных бенефициаров.

И, наконец, сказал Александр Рудченко, на основании полученных данных установить наличие признаков конфликта интересов. На данный момент, по его словам, не отработана система обмена информацией с ФНС России, ЗАГС при определении конфликта интересов. Также необходимо подготовить специалистов в сфере госзакупок, выявляющих конфликты интересов. Таких для негосударственных служб безопасности, никто в стране не готовит, отметил представитель НИУ ВШЭ.

Руководитель рабочей группы по оценке рисков делового сотрудничества Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, гендиректор Некоммерческого партнерства «Национальное кредитное бюро» Владимир Малеев, сказал, что Бюро занимается разработкой инструментария, позволяющего эффективно решать вопросы аффилированности и отсутствия признаков конфликта интересов.

Для этого необходимо осуществить поиск прямых и вероятных связей между физическими и/или юридическими лицами; провести анализ аффилированных лиц юридических и физических лиц; раскрыть информацию о цепочках собственников и конечных бенефициарах, а также выявить компании под управлением родственников лиц, входящих в зону риска.

Кроме этого, «Национальным кредитным бюро» разработана система пакетной проверки списков физических и юридических лиц на аффилированность на основе открытых данных ФНС России, позволяющая выявлять конфликт интересов, отметил Владимир Малеев.

В свою очередь, заместитель председателя Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности Анатолий Данилов акцентировал внимание участников «круглого стола» на том, что Комитет вопросом конфликта интересов занимается продолжительное время и результаты, достигнутые в этой сфере, являются вкладом в борьбу с коррупционными процессами в стране.

По его словам, мнение экспертного сообщества в сфере конфликта интересов чрезвычайно ценно для деятельности Комитета. Существует ряд законопроектов, которые должны быть проработаны с привлечением специалистов из профильных государственных структур и в связи с этим, Комитет будет ходатайствовать перед министерствами и ведомствами о включении экспертов этих структур в рабочую группу по оценке рисков делового сотрудничества Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности.

В заключение собравшиеся приняли решение обобщить прозвучавшие замечания и предложения с целью их дальнейшего анализа и проработки.