• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Гудение большого города

N+1. 19 июля 2017

Еще не так давно Лос-Анджелес и Сан-Франциско, две крупные городские агломерации на территории американского штата Калифорния, находились примерно на одном уровне экономического и социального развития. Но прошло около полувека, и Сан-Франциско значительно обогнал своего соседа почти по всем показателям. Как произошло, что в соперничестве двух очень качественных моделей городского развития одна смогла совершить рывок, а вторая — нет? Разобраться в этом нам поможет Фонд Егора Гайдара, партнер N + 1по проекту «Великое расхождение».
https://nplus1.ru/material/2017/07/19/losangeles-sanfrancisco

Мнение эксперта

Представленную Майклом Сторпером позицию по новой городской экономике пока что нельзя назвать полновесной теорией. Скорее, это некий новый подход, особенно интересный на фоне других, уже более известных — например, теории Эдварда Глейзера. В списке обычно учитываемых факторов роста городской экономики — человеческий капитал, институты, комфортная среда, городская специализация — Сторпер как экономгеограф считает главным последний, связанный с существующей структурой рабочих мест. Люди переезжают в мегаполисы в первую очередь для того, чтобы заниматься делом, работать, а прочие компоненты — уже производные.

На примере изначально похожих Сан-Франциско и Лос-Анджелеса Сторпер пытается объяснить, как эти специализации формируются и изменяются с течением времени. Когда старые специализации мегаполисов, связанные, прежде всего, с ВПК и технологической промышленностью, начали утрачивать экономический потенциал, Сан-Франциско смог запустить процесс создания высококвалифицированных рабочих мест и войти в новую экономику, а Лос-Анджелес пробовал удержать позиции в старых секторах, снижая издержки на факторы производства и создавая больше рабочих мест с меньшей квалификацией, и в итоге отстал.

Одним из факторов, благодаря которому Сан-Франциско успешен в новой экономике, — это особый тип социального капитала, более плотное взаимодействие между различными сетями социальных и бизнес-групп. В отличие от Лос-Анджелеса, где доминировали крупные компании с классическими, иерархизированными управленческими практиками, в Сан-Франциско было больше мелких и средних групп, выходцев из научной среды, которые и стали создавать здесь первые инновационные компании на основе горизонтальных связей. Во-первых, такие компании были изначально более открытыми и кооперативными по отношению друг к другу, а во-вторых, то ли из-за более мощных и разнообразных общественных движений, то ли из-за большего доверия между людьми стали эффективнее работать посредники между наукой и бизнесом.

Поскольку наука и бизнес — изначально отделенные друг от друга сети, для обеспечения инновационного сотрудничества между ними их нужно «сшивать» с помощью каких-то посредников. Таких медиаторов в Сан-Франциско почему-то было больше, и сотрудничество сетей инноваторов между собой было плотнее. Об этом говорит, например, тот факт, что в Сан-Франциско новые регистрируемые патенты намного чаще отсылают к предыдущим патентам, зарегистрированным здесь же. В Лос-Анджелесе же крупные компании из-за своей вертикальной структуры и мировоззрения менеджмента с трудом формировали вокруг себя стартапы, а инновационный кластер был замкнут на себя и слабо сотрудничал с другими бизнесами.
Леонид Лимонов
Доктор экономических наук, профессор, академический руководитель магистерской программы «Городское развитие и управление» НИУ ВШЭ-СПб, генеральный директор АНО МЦСЭИ «Леонтьевский центр»