• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ПОЧЕМУ АХМАТОВА НЕ ЛЮБИЛА ЧЕХОВА

Российская газета. 31 мая 2006

О том, как изучать литературу в школе.

Елена Новоселова

      ЗАВТРА одиннадцатиклассники пишут сочинение - один из самых трудных выпускных экзаменов. Хвататься за повторение всех 380 тем, которые заранее были обнародованы минобрнауки, смысла уже нет.

      Решив освежить "минимум" по литературе, министерство в свое время предложило проект нового стандарта. Но мнения о нем оказались настолько противоречивые, что Госдума вернула документ в образовательное ведомство. Мол, не наше это дело - чтение в школе. Но тогдашний министр образования подписал его. Поэтому сейчас российская школа живет по двум стандартам: 1''8 и 2003 годов. Причем, по данным минобрнауки, примерно в 12 процентах учебных заведений уже действует новый. О том, что должны знать школьники по литературе к выпускному классу, корреспондент "РГ" беседует с заслуженным учителем РФ Евгенией Абелюк.

      Российская газета Вы знакомы со списком нынешних тем сочинений?

      Евгения Абелюк А зачем? Если учитель научил своих ребят читать и размышлять, они любое сочинение напишут.

      Впрочем, я знаю, что у коллег есть и другой подход - пройтись по всем темам. К сожалению, "натаскиванием" занимаются многие педагоги.

      РГ Между тем мало кто из выпускников пишет сейчас сочинение самостоятельно. Большинство "сдувает" с готовых шпаргалок, которые продаются в любом книжном магазине. Может, сочинение изжило себя?

      Абелюк Выпускники нередко не могут проанализировать достаточно примитивный публицистический текст из задания ЕГЭ, где мысль лежит на поверхности. Они не видят, как она развивается. Что же тогда говорить об анализе произведения, где художественная логика определяется сцеплением многих составляющих?

      РГ В чем причина скудомыслия на бумаге?

      Абелюк Их много. К примеру, плохие учебники. В свое время в Московском институте развития образовательных систем была лаборатория филологического образования. Ее сотрудники попытались проанализировать язык учебников. Главная беда - неточность выражения мысли, непрозрачность формулировок. Мы имеем дело не просто с косноязычием речи, а с косноязычием мышления. Не так давно вышли мемуары Эммы Герштейн. Она вспоминает Анну Ахматову, которая говорила, что Чехов был необъективен в изображении интеллигенции. Он это делал слишком холодно, даже зло, считала Анна Андреевна.

      И добавляла: "Провинциальные учителя в чеховские времена пописывали статейки в журналы". А мне, к сожалению, приходилось сталкиваться с тем, что учителя литературы очень трудно пишут.

      РГ И все же, как вы считаете, можно научить писать сочинение?

      Абелюк Можно. Другое дело, что это сумасшедший труд, к которому не все наши педагоги готовы.

      РГ А не лучше заменить сочинение ответами на вопросы или изложением?

      Абелюк Обращаясь к учителям, готовящим своих учеников к поступлению, Ландау говорил: "Вы научите писать сочинение, а уж решать задачи мы научим сами". Сочинение дает большие возможности для формирования независимого мнения. Конечно, когда его пишут самостоятельно.

      РГ Дайте совет: как пробить стену между красивой мыслью и корявым словом на бумаге?

      Абелюк Со своими учениками я пробовала такой способ: переписывалась с ними по электронной почте.

      Они мне - сочинение, я его обратно - с вопросами, просьбой уточнить мысль. Они - исправления, я нахожу новые шероховатости... Подобная работа над текстом способна дать больше, чем десяток "передранных" сочинений.

      РГ А писательская практика школьников в "Живом журнале" идет на пользу или наоборот?

      Абелюк В той форме, в какой существует ЖЖ, - пользы нет. Особенно опасно использовать "сленг подонков" в возрасте, о котором мы говорим. Я очень хорошо запомнила, как в конце 60-х годов, когда готовилась реформа русского языка, замечательный лингвист Михаил Викторович Панов объяснял нам, тогдашним студентам, почему нельзя писать "заец". Даже по крупинкам меняя язык, в конце концов мы потеряем Пушкина. Перестанем его понимать.

      Я сейчас работаю в "Интернет-школе Просвещение.РУ", делаю интерактивные уроки по литературе. Думаю, это одна из возможных альтернатив. РГ А не кажется ли вам, что уроки литературы слишком наукообразны?

      Абелюк Знание литературоведческих терминов нужно. Чтобы понять смысл произведения, все же желательно понимать разницу между героем и автором, автором и лирическим героем.

      РГ Если бы вам все-таки пришлось составлять список обязательных произведений, по каким бы критериям вы их отбирали?

      Абелюк Я бы сделала список вариативным. Безусловно, в нем будет группа произведений, которые нужно изучать обязательно и глубоко, и те, которые можно выбирать. Но в нашем стандарте оговорены даже обязательные для изучения стихотворения поэтов...

      РГ Учебники по литературе, на мой взгляд, очень занудные. Что нужно сделать, чтобы школьники от скуки не разрисовывали головы писателям?

      Абелюк Сложный вопрос. Я как-то взяла почитать знаменитый дореволюционный учебник для гимназий Зелинского

      - по античной литературе. Если бы я не знала, что тот же самый автор писал замечательные книги о Древней Элладе для детей, я бы решила, что это скучнейший человек. Но дело в том, что у нас в течение длительного времени складывалась традиция писать учебники, напоминающие справочники. Есть другой путь: делать учебник, предлагающий читателю "соразмышление", с постановкой вопросов. Такой учебник не на все вопросы должен давать окончательные ответы, а значит, у ученика появится возможность поразмышлять.

      РГ Сколько уроков литературы в старших классах было бы достаточно, чтобы ученик не возненавидел, а полюбил этот предмет?

      Абелюк Если пытаться освоить стандарт, не хватит всех часов, которые ребята проводят в школе. А для того чтобы научиться понастоящему читать, а также грамотно излагать свои мысли в сочинении, то, думаю, четырех часов в неделю в негуманитарной школе могло бы хватить. Но это только литература.

      А нужен еще и русский язык.