• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ВИЧ-отрицатели. Власть молчит про эпидемию вируса иммунодефицита // Idel.Реалии. 2017. 22 марта.

Idel.Реалии. 22 марта 2017

Поволжье вместе с Уралом и Сибирью относится к тем частям России, где зарегистрировано наиболее широкое распространение вируса иммунодефицита человека. В Приволжском федеральном округе к июлю 2016 года ВИЧ был обнаружен более чем у 220 тысяч человек – пятая часть всех зарегистрированных случаев в России.

Один из показателей, используемых эпидемиологами, – поражённость, отношение установленного числа людей, живущих с ВИЧ, к численности населения. В России к июлю 2016 года это отношение составляло 571 на 100 тысяч жителей, в Приволжском федеральном округе – 540. Однако в четырех поволжских регионах – Самарской, Оренбургской, Ульяновской областях и Пермском крае – поражённость ВИЧ значительно превышает общероссийскую. Самарская и Оренбургская области по этому показателю занимают четвертое и пятое места в России (поражённость 1413 и 1184 на 100 тысяч жителей), Пермский край (921) – двенадцатое место, Ульяновская область (913) – тринадцатое. Официальная статистика означает, что около одного процента жителей этих областей (в Самарской области почти полтора процента) живут с ВИЧ и знают об этом. В Тольятти ВИЧ обнаружен у 3%, в Орске – у 3,5% горожан.

ПОЛМИЛЛИОНА НЕЗНАЮЩИХ

В Татарстане в настоящее время – март 2017 года – поражённость ВИЧ составляет около 330 на 100 тысяч жителей, но в Бугульминском, Альметьевском и Лениногорском районах она значительно выше (около 810, 570 и 500 соответственно). В Казани значение этого показателя – около 400 (0,4% жителей).

Число зарегистрированных случаев ВИЧ растёт всё более высокими темпами. В течение 2015 года в России было зарегистрировано более 95 тысяч новых случаев ВИЧ. В течение 2016 года – более 100 тысяч (общее число зарегистрированных случаев ВИЧ в России к январю 2017 года составило около 1,1 миллиона).​

Следует подчеркнуть, что это официальная статистика, то есть данные не о фактической распространённости ВИЧ, а о его регистрации. По оценкам Вадима Покровского, главы Федерального научно-методического центра по борьбе со СПИДом, в России около 500–600 тысяч человек живут с ВИЧ, но не знают об этом. Число людей, живущих с ВИЧ, может составлять, таким образом, около полутора миллионов.

Федеральный центр по борьбе со СПИДом оценивает положение дел следующим образом: "В стране в 2016 году эпидемическая ситуация по ВИЧ-инфекции продолжала ухудшаться. Сохранялся высокий уровень заболеваемости ВИЧ-инфекцией, увеличивалось общее число больных и число смертей ВИЧ-инфицированных, активизировался выход эпидемии из уязвимых групп населения в общую популяцию". Это означает, что ситуацию взять под контроль не удаётся, ВИЧ продолжает распространяться всё более высокими темпами.

ВАКЦИНА ИЗ ТРАДИЦИЙ – РИТОРИКА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Несмотря на неконтролируемость ситуации – а, возможно, как раз вследствие этого – проблема ВИЧ/СПИДа не является значимой для российских властей. Как отмечает социолог Реми Ленуар, возведение той или иной ситуации в ранг "социальной проблемы" интересует государственную власть либо в силу того, что с таким определением связаны "решения", которые государство может осуществить, либо потому, что считается возможным её постичь и измерить с достаточной долей точности, создавая таким образом впечатление возможности удерживать её под контролем (Начала практической социологии / Р. Ленуар и др. М., СПб., 2001. С. 139).

ВЛАДИМИР ПУТИН

Ситуация с ВИЧ не привлекает российские власти ни в том, ни в другом отношении. Вопрос о ВИЧ/СПИДе крайне редко затрагивался в публичных выступлениях президента России. В ходе "Прямой линии с президентом России" в 2005 году Владимир Путин, отвечая на вопрос "Что вы думаете о проблеме эпидемии ВИЧ-инфекции в России? Почему на эту проблему выделяется так мало денег из бюджета?", заявил, что данная проблема не носит характера эпидемии в России, хотя и является острой. Включение этого вопроса в число тех, на которые ответил президент, было связано с запланированным увеличением бюджетных расходов на лечение людей с ВИЧ в 2006 году, о чём Путин и сообщил.

Единственное выступление российского президента о ВИЧ/СПИДе имело место более десяти лет назад – 21 апреля 2006 года. Россия принимала встречу "большой восьмерки", одной из её тем был СПИД, поэтому ситуацию предварительно обсудили на заседании президиума Госсовета России. Вступительное слово Владимира Путина отличалось упоминанием моральных ценностей, путаницей в терминах "ВИЧ" и "СПИД" ("рождение заражённых СПИДом детей") и использованием устаревшей и вводящей в заблуждение категории "группы риска". Президент указал, что "наша общая задача – пропагандировать здоровый образ жизни, понимать значимость моральных ценностей".

Именно такой ракурс рассмотрения ситуации с ВИЧ/СПИДом – с позиций "традиционных моральных ценностей" определяет отношение к людям с ВИЧ как к людям с отклоняющимся поведением, порождает их дискриминацию и стремление не раскрывать свой статус.

ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ

Незначительные сдвиги в отношении к ситуации с распространением ВИЧ со стороны части властной элиты стали наблюдаться в течение последних двух лет. 23 октября 2015 года Дмитрий Медведев провёл заседание правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан, на котором признал: "Несмотря на все наши усилия, проблема остаётся очень острой, и хочу прямо сказать, что это результат в том числе и недостатков в работе на всех уровнях". В выступлении Медведев утверждал, что ВИЧ-инфекция "может поразить практически любого человека: и ребёнка, и женщину, и старика. И если делать вид, что её нет или что она где-то далеко от нас или касается только маргинальных групп населения, это просто нечестно". Кроме того, премьер-министр отметил, что в отношении людей с ВИЧ "действуют определённые стереотипы, но по понятным причинам это такие же граждане нашей страны, они не должны быть никакими изгоями". Однако были и фактические ошибки, свидетельствующие о том, что премьер не владеет информацией о распространении ВИЧ. Его заявление о том, что каждый год "в среднем на 10% растёт число ВИЧ-инфицированных, то есть почти на 10 тысяч человек", процитированное некоторыми изданиями, не соответствует статистике. Ежегодный прирост зарегистрированных случаев ВИЧ составляет около 100 тысяч.

В октябре 2016 года правительство России утвердило "Государственную стратегию противодействия распространению ВИЧ-инфекции на период до 2020 года и дальнейшую перспективу". Одна из задач стратегииповышение информированности граждан по вопросам ВИЧ-инфекции, а также формирование социальной среды, исключающей дискриминацию по отношению к лицам, заражённым ВИЧ. Однако в стратегии местами по-прежнему встречается традиционалистская риторика ("укреплять традиционные семейные и морально-нравственные ценности"), которая приходит в противоречие с антидискриминационной повесткой, и нет никаких положений о заместительной терапии и других программах снижения вреда.

Вадим Покровский оценивает эффективность принятой стратегии так: "Никаких предпосылок к тому, что тенденция изменится, пока нет. В стратегии не запланировано увеличение расходов на препараты и вспомогательные меры. Кроме того, не запланировано увеличение количества врачей, которые будут оказывать помощь, а число пациентов растёт. Значит, каждому пациенту будет меньше внимания врачей и других медработников. Я неоднократно говорил, что нам нужно значительно больше расходов на борьбу с ВИЧ, чем запланировано, потому что проблемы растут как снежный ком".

Между тем, Владимир Путин продолжает хранить молчание о распространении ВИЧ, которое можно интерпретировать как отсутствие сигнала властным элитам – как федеральной, так и региональным – о том, что ситуация критическая и ею необходимо заниматься. Заявления Дмитрия Медведева, возможно, являются слишком слабым сигналом. Подтверждением этого могут быть риторика и действия региональных властей в отношении ВИЧ/СПИДа.

"ПО ВАШЕЙ ФОРМУЛЕ" –​ РИТОРИКА РЕГИОНАЛЬНЫХ ВЛАСТЕЙ

Даже в регионах, в которых зарегистрирована значительная поражённость ВИЧ, губернаторы либо хранят полное молчание о ВИЧ/СПИДе, либо представляют ситуацию с их распространением как контролируемую.

ЮРИЙ БЕРГ

Не удалось найти ни одного заявления или высказывания, признающего проблему распространения ВИЧ, со стороны губернатора Юрия Берга (с 2010 г.). Поиск осуществлялся на портале правительства области и среди сообщений СМИ. На недавний запрос  пресс-служба губернатора ответила, что график руководителя региональной администрации не позволяет прокомментировать ситуацию с ВИЧ: "Это обычный рабочий вопрос". Министерство здравоохранения Оренбургской области, однако, сообщает: "Вопрос о ситуации по ВИЧ-инфекции находится на контроле губернатора области Юрия Берга. По данному вопросу проведен ряд совещаний на уровне руководителей Правительства области; даны поручения министерствам и ведомствам в соответствии с Протоколом Правительственной комиссии".

ВИКТОР БАСАРГИН

Точно такая же ситуация в Пермском крае. Виктор Басаргин (губернатор с 2012 до 6 февраля 2017 г.), если судить по результатам поиска на сайте администрации губернатора, его блоге в "Живом журнале" и в СМИ, не сделал ни одного заявления о ситуации с распространением ВИЧ в крае. Последние высказывания Басаргина на эту тему, которые удалось найти, сделаны им в 2006–2007 году, когда он был заместителем полпреда президента в Уральском федеральном округе, вскоре после единственного короткого выступления на тему ВИЧ/СПИДа Владимира Путина.

Показательным в этом контексте является начало одной из встреч губернатора Басаргина и Путина:

"Путин: Добрый день! Как дела, Виктор Фёдорович?

Басаргин: По вашей формуле работаем, Владимир Владимирович, которую вы в Петербурге озвучили: работаем напряжённо, трудности все преодолеваем, добиваемся стабильности".

За первый месяц своего управления краем ничего не сказал о ВИЧ/СПИДе и временно исполняющий обязанности губернатора Максим Решетников.

СЕРГЕЙ МОРОЗОВ

Губернатор Ульяновской области с 2006 года Сергей Морозов также молчит о ситуации с ВИЧ/СПИДом. В сообщениях СМИ нет его высказываний на эту тему, как нет их и на его сайте. Последнее сообщение на сайте Сергея Морозова, имеющее отношение к СПИДу, появилось 7 лет назад. В нём говорится, что губернатор посетил региональный Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями и поручил провести ремонт педиатрического кабинета.

НИКОЛАЙ МЕРКУШКИН

Особым случаем является риторика Николая Меркушкина, губернатора Самарской области с 2012 года, который неоднократно говорил о ВИЧ/СПИДе, что очевидно связано с лидерством региона по поражённости. Высказывания Меркушкина отличает драматическая тональность, он называет ВИЧ-инфекцию "этой страшной болезнью", "бедой" и предупреждает: "Каждый 30-й взрослый человек в Тольятти болен СПИДом. Эта болезнь пришла из Африки, где люди живут в крайне плохих условиях, где очень мало образованных людей. Если эти показатели будут увеличиваться и дойдут до каждого 20-го взрослого, больного СПИДом, то международные организации закроют город на карантин. И жителям Тольятти ограничат перемещение по другим городам и странам".

Складывается впечатление, что Меркушкин озабочен не ситуацией самой по себе, а её показателями в сравнении с другими регионами: "Ни для кого не секрет, что Самарская область по этим показателям занимает худшие места в стране. Нужно выстроить работу так, чтобы шаг за шагом от этого уходить".

Обращают на себя внимание предложения губернатора решать проблему ВИЧ с помощью репрессивных мер, здорового питания и спортивной инфраструктуры. В июне 2013 года Меркушкин заявил: "Причин очень много, но главная в том, что в области значительно меньше, чем где-либо, общественного порядка. Царит некая вседозволенность, не соблюдаются законы, люди, связанные с наркотиками, работают по своим понятиям. Но если правоохранительные органы начнут работать предметно, организованно, то мы сможем сократить эту статистику в два-четыре раза".

Спустя год последовало другое заявление: "Уровень заболеваемости в области превышает среднероссийские показатели, а по так называемым социально значимым заболеваниям мы одни из лидирующих регионов в стране: СПИД, туберкулёз, психические заболевания, которые связаны с состоянием общества. Решению этих проблем способствует формирование, конечно, прежде всего, здорового образа жизни и здорового питания с натуральными продуктами. В этом направлении приоритетом является развитие массового спорта и спорта высоких достижений".

В 2015 году губернатор Самарской области на заседании Совета при президенте России по развитию физической культуры и спорта неожиданно объявилпроблемой не столько распространение ВИЧ, сколько значительные бюджетные расходы на лечение: "Владимир Владимирович, есть другая статья расходов бюджета, например, в Самарской области. Мы тратим на лечение и профилактику наркобольных, ВИЧ-инфицированных более 2,5 миллиарда рублей. У нас ситуация не лучшая в стране по этим показателями, к сожалению, рядом с нами, близко среднеазиатские республики, трафик большой. Конечно, есть регионы рядом с Самарской областью, где значительно развита инфраструктура, в том числе спортивная, на эти цели тратится в разы меньше, по крайней мере, в 2–2,5 раза меньше. Если мы активно вовлечём в ту задачу, которую вы ставите, больше детишек, молодёжи, если больше подростков будет активно заниматься, мы можем резко снизить в том числе те затраты, которые мы имеем сегодня в бюджете. А они немалые".

Наконец, в 2016 году Николай Меркушкин удовлетворенно констатировал: "Хочу отметить, что мы смогли, наконец-то, улучшить показатели в таком проблемном для губернии вопросе, как заболеваемость ВИЧ-инфекцией. А это значит, что уделяя большое внимание развитию спортивной инфраструктуры, привлекая молодежь к занятиям спортом и в открывающиеся центры искусств, мы движемся в верном направлении". Однако это заявление расходится с официальной статистикой. Зарегистрированная заболеваемость ВИЧ (частота появления новых случаев заболевания) в Самарской области в первом полугодии 2016 года значительно превышала заболеваемость в России и Приволжском федеральном округе с сохраняющейся тенденцией к увеличению темпов роста.

В настоящее время господин Меркушкин по-прежнему находится в своей специфической реальности. В начале марта 2017 года он заявил: "Долгое время Самарская область была лидером по числу ВИЧ-инфицированных, на первых местах по наркозависимым, по заболеваемости туберкулезом. Сейчас мы даем людям возможность с пользой для себя проводить свободное время, и, как следствие, кривая социальных болезней поползла вниз… Каждый год на 10-12% сокращается число ВИЧ-инфицированных, причем мы значительно увеличили число обследуемых людей, создали два ВИЧ-центра в Самаре и Тольятти, и процент людей, которые проходят тест на ВИЧ, у нас самый большой в ПФО. Одним словом, эта кривая в последние два-три года идет вниз".

РУСТАМ МИННИХАНОВ

Татарстан, в отличие от Самарской, Оренбургской, Ульяновской областей и Пермского края, не относится к числу российских регионов, наиболее поражённых ВИЧ. Однако число новых случаев ВИЧ, выявляемых ежегодно, растёт – так же, как в России в целом и в Поволжье. В 2010 году, когда Рустам Минниханов стал президентом Татарстана, в республике было зарегистрировано около 12 тысяч случаев ВИЧ (12386 – к 1 октября 2010 года). В настоящее время выявлено более 21 тысячи случаев (21242 – к 1 марта 2017 года). Тем не менее, ни на сайтах президента и правительства Татарстана, ни в СМИ не обнаружены публичные высказывания Рустама Минниханова на тему ВИЧ/СПИДа. Поводы для этого были, включая обращение ВИЧ-активистов к президенту в связи с отсутствием лекарств в республиканском СПИД-центре и Казанский марафон 15 мая 2016 года, приуроченный к Международному дню памяти умерших от СПИДа. Президент Татарстана поддержал идею марафона, принял решение о финансировании этого события и участвовал в забеге на короткую дистанцию, после которого сдал тест на ВИЧ (Казанский марафон проходил под лозунгом "Проверь себя"). Однако ни выступление Рустама Минниханова на церемонии открытия, ни его комментарии после марафона не были содержательными, ничего не было сказано о серьезности ситуации, о дискриминации людей с ВИЧ, необходимости информирования и профилактики.

Молчание властей, как президента России, так и глав регионов, или риторика в стиле губернатора Меркушкина противоречат принятой правительством стратегии. Путин и главы регионов – основные "ньюсмейкеры" в стране, республиках, областях и краях. Их взвешенные заявления, встречи с людьми, которых затронула эпидемия, разговор о трудностях, с которыми они сталкиваются, обсуждение необходимости сексуального образования подростков, использования презервативов и чистых шприцев могли бы стать ключевым вкладом в информирование граждан и ослабление дискриминации людей с ВИЧ. Отсутствие таких слов и шагов или нагнетание страхов, напротив, способствуют дальнейшему распространению вируса иммунодефицита человека.

В последнее время я часто встречаюсь с людьми, которых затронула эпидемия. Их рассказы – о том, что они вынуждены скрывать свой статус не только от сослуживцев и друзей, но иногда и от членов семьи, о недавних случаях агрессии по отношению к ним, в основе которой находятся страх и незнание, о том, что даже некоторые врачи не знают прав людей с ВИЧ, – показывают, насколько распространено невежество и как мало распространены знания. Власти могут повлиять на ситуацию, и не всегда это требует значительных ресурсов. Какие ресурсы нужны для того, чтобы поговорить с людьми, живущими с ВИЧ, выслушать их? Но федеральные и региональные власти не используют эти возможности, и это означает, что большая часть ответственности за распространение ВИЧ лежит именно на них.

https://www.idelreal.org/a/28380873.html