• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ректоры вузов и представители министерств ответили на «детские» вопросы

Зачем ходить в школу, когда есть интернет? Не пора ли выкинуть традиционные учебники? Смогут ли учителя стать звездами Youtube? На конференции EdCrunch эти вопросы экспертам в области образования задали школьники младших классов. Среди «вызванных к доске» оказался и ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Новостная служба ВШЭ записала самые интересные вопросы и ответы.

Вопросы задавали:

Александр Кравченко

 

Ученик 2-го класса. Принимал участие в проектах «Лучше всех», «Золото нации», становился победителем и призером олимпиад по математике и робототехнике. Увлекается химией. Сейчас проводит исследование на тему «Могут ли дети в младших классах изучать химию?».

Федор Парамонов

 

Ученик 3-го класса. Артист Детского хора Большого театра, официальный голос детского образовательного канала «О!», многократный лауреат международных вокальных конкурсов.
Анастасия Ососова

 

Ученица 5-го класса. Артистка Детского хора Большого театра, лауреат различных российских и международных вокальных конкурсов.

Помимо Ярослава Кузьминова, на вопросы школьников отвечали:

Марина Боровская, замминистра науки и высшего образования РФ

Ирина Потехина, замминистра просвещения РФ

Алевтина Черникова, ректор НИТУ «МИСиС»

Джеф Маджионкалда, генеральный директор Coursera

Зачем ходить в школу, когда все есть в интернете?

Ярослав Кузьминов: В интернете полно готового знания, готовых ответов. Очень многие из них — неправильные. Правильный же ответ находится в споре при помощи доказательств, а для этого нужна группа людей — класс. Должно быть сообщество людей, а не каждый наедине со своим гаджетом.

Мои одноклассники часто специально не поднимают руку, и не отвечают, потому что боятся получить плохую оценку. Зачем в школе и университете вообще нужны оценки?

Марина Боровская: Оценки нужны для того, чтобы понимать, каким ты был вчера и каким стал сегодня. Сравнивать себя сегодня со вчерашним собой — это самая правильная позиция. Не бойтесь поднимать руку, когда есть шанс и возможность себя проявить. В любой аудитории не бойтесь задать вопрос. Умение задать вопрос — это важное качество.

Джеф Маджионкалда: Большую часть того, что вы выучите в жизни, вы узнаете не в школе. Это нормально — получать в школе оценки, так вы доказываете, что выучили что-то. Но в жизни вы в основном будете учить вещи, за которые не будут ставить оценок.

Как вы считаете, что лучше —  учиться по учебникам или проводить эксперименты?

Ярослав Кузьминов: Проводить эксперименты лучше, но не каждый эксперимент можно провести. Вряд ли мы захотим устраивать землетрясение или возвращать рабовладельческое общество. Мы же не хотим делать никого рабом, чтобы посмотреть, каково ему приходится, а рабство проходить надо. Так что давайте учебники тоже не будем забывать.

Когда вместо учителей нас будут учить роботы?

Алевтина Черникова: А разве может робот заменить маму или друга? Робот нам поможет сделать какие-то очень сложные вещи, автоматизировать труд, но учителя робот никогда не сможет заменить, потому что учитель — это призвание, опыт, забота о своих учениках. И учителем может быть любой человек, которого вы будете уважать и слушать.

Я занимаюсь пением, но еще есть работа программиста. Как вы думаете, что лучше — программировать или петь?

Джеф Маджионкалда: Я думаю, для души надо петь, а для ума — программировать.

После того как закончишь школу, что лучше — пойти в университет или начать работать? 

Ярослав Кузьминов: Лучше всего делать и то, и другое. У нас в университете две трети студентов со второго-третьего курса работают. Если студент сильный, умный, его с удовольствием берут работать на 3-4 часа в день в той сфере, в которой он учится. Если студент энергичный, но, может быть, пока не нашел хорошего работодателя по своей будущей профессии, он просто идет где-то подрабатывать, чтобы поддерживать свою семью — и это тоже нормально.

Почему учителей слушать не так интересно, как блогеров?

Ирина Потехина: Я тебя, наверное, удивлю, но есть совершенно замечательные учителя, которые умеют рассказывать гораздо лучше, чем блогеры. В этом году Министерство просвещения инициировало необычный проект — фабрику звезд для педагогов. Мы отбираем педагогов, которые могут провести урок не только в своем классе для 30 человек, но и на всю страну. Мы получили уже 2,5 тысячи заявок и наше жюри пока отобрало 150 человек. Мы подведем итоги этого конкурса на ярославском форуме «Проектория» и вы скоро увидите педагогов, которые могут держать миллионную аудиторию.

Ярослав Кузьминов: В мире несколько десятков миллионов учителей, и, я думаю, несколько сот миллионов блогеров. Я уверен, что подавляющее большинство блогеров гораздо менее интересны, чем средний учитель. Современные технологии позволят в самое ближайшее время — может быть, в следующем году, может быть, через год — отобрать лучших учителей, у которых можно будет изучать физику или литературу, и я уверен, что они будут интереснее и популярнее, чем обычные блогеры.

Зачем нужны сайты с видеоуроками, если есть Youtube?

Джеф Маджионкалда: Мне кажется, что обучение — это во многом про взаимодейтсвие с другими людьми. Учиться в одиночку — это иногда приятно, но учиться вместе с другими людьми приятно почти всегда. Поэтому важная особенность образовательных платформ — то, что там образуется сообщество. Это важная часть успешного обучения.

Вам также может быть интересно:

Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО

Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.

НИУ ВШЭ занял первое место по 11 предметам среди российских вузов в Шанхайском рейтинге

Высшая школа экономики стала лидером в списке российских университетов в Шанхайском рейтинге по 11 предметам. В 7 из них Вышка — единственный представитель России. Университет впервые вошел в список лучших университетов в предметной области «коммуникации» и вернулся в список по социологии.

Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»

Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

НИУ ВШЭ и Московский планетарий подписали соглашение о сотрудничестве

Стороны будут заниматься популяризацией науки, просветительской и исследовательской деятельностью, в том числе в сфере астрономии, космонавтики и наук о Земле. Кроме того, предполагаются совместные программы практик и стажировок для студентов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

ВШЭ улучшила результаты в мировом рейтинге «Три миссии университета»

Высшая школа экономики поднялась на 17 позиций в списке лучших университетов мира и уверенно входит в топ-5 лучших российских университетов московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета» (MosIUR).

Лицей НИУ ВШЭ стал первым среди школ по количеству поступивших выпускников в лучшие российские вузы

Лицей Высшей школы экономики в пятый раз подряд занял первую строчку списка рейтингового агентства RAEX из топ-300 школ России по количеству выпускников, зачисленных в ведущие вузы страны. В основе исследования — данные приемных кампаний 47 ведущих российских университетов в 2021 и 2022 годах.

Эксперты НИУ ВШЭ приняли участие в разработке методики реализации модуля «Обучение служением» в вузах

Высшая школа экономики совместно с Ассоциацией волонтерских центров (АВЦ) при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ подготовила методические рекомендации по реализации модуля «Обучение служением». Их уже направили в сотню российских вузов, которые запустят модуль в новом учебном году.

ЕЭК, РАНХиГС и регионы: ВШЭ подписала на ПМЭФ ряд соглашений о сотрудничестве

В рамках Петербургского международного экономического форума Высшая школа экономики подписала соглашения с РАНХиГС, правительством Псковской области и ПсковГУ, Новгородским госуниверситетом и Хабаровским госуниверситетом экономики и права. Кроме того, НИУ ВШЭ и Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) утвердили программу сотрудничества на 2023–2024 годы. «Вышка.Главное» рассказывает о достигнутых договоренностях.

Никита Анисимов: «Поддержка студентов из числа участников СВО и членов их семей — важнейший приоритет НИУ ВШЭ»

На полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), который проходит в Северной столице с 14 по 17 июня, ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов дал интервью телеканалу «Россия». Он рассказал об адресных мерах поддержки студентов из числа участников СВО и их семей, о развитии пяти кампусов Высшей школы экономики и о важности сотрудничества Вышки с региональными университетами.