• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Онлайн-курсы повысят вовлеченность студентов в лекции

Онлайн-курсы повысят вовлеченность студентов в лекции

Михаил Дмитриев/ Высшая школа экономики

В Москве открылась образовательная конференция #EdCrunch, генеральным партнером которой впервые стала ВШЭ. Одна из самых интересных дискуссий развернулась вокруг того, как новые технологии и большие данные могут улучшить качество образования и изменить университеты.

Скорость технологических новаций все время нарастает, и система образования должна быть готова столь же быстро передавать современные знания людям самых разных возрастов, отметил на открытии конференции министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков. Как это делать? На что ориентироваться? Какие формы для этого использовать? Ответы на эти вопросы сегодня ищут не только в России, но по всему миру.

На взгляд ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, готовность вузов к использованию потенциала новых технологий определяется не техническим оснащением вузовских зданий (провести wi-fi дело нехитрое), а тем, на каких данных построена образовательная и управленческая система в университете — на объективных и открытых или субъективных и закрытых. ВШЭ уже вскоре после своего создания, еще не имея в виду диджитальную революцию, решила пойти по пути открытости. И люди, приходя в Вышку, готовы, например, к тому, что их — и студентов, и преподавателей — будут публично оценивать. Это, в свою очередь, помогает им корректировать свою деятельность, а университету — настраивать учебный и управленческий процесс. Причем речь идет о настройке не только оффлайновых процессов: пожалуй, самым простым и заметным элементом цифровой революции в образовании стала система онлайн-курсов.

Сейчас в мире 200 миллионов студентов, а еще через десять лет их будет около 400 миллионов. Традиционные университеты рассчитаны на примерно в десять раз меньшее количество студентов

Традиционный, гумбольдтовский, университет основан на том, что профессор читает один курс по результатам своих непрерывных исследований. Но растущее по экспоненте число студентов привело к появлению массовых университетов, где две трети курсов не покрыты собственными исследованиями, и композитных университетов, которые читают курсы полностью по чужим учебникам. Они в этом плане мало отличаются от общеобразовательной школы, и это очень опасно, потому что университеты должны формировать инноваторов и повышать социальный статус тех, кто в них учится.

В подавляющем большинстве российских университетов преподаватель сегодня читает два-три, а то и четыре курса одновременно. Совершенно очевидно, что он не может даже отслеживать современную литературу по всем этим курсам сразу, не говоря уж о ведении исследований. Кроме того, средняя посещаемость лекций в российских вузах составляет где-то 15%. Уйти от такой ситуации можно через ускоренное внедрение системы онлайн-курсов.

Этот переход не может быть только добровольным — он займет слишком много времени. Сейчас идет речь об обновлении системы государственной аккредитации вузов. Так вот, госаккредитация должна учитывать, есть ли у университета ресурсы для чтения оригинальных курсов или ему имеет смысл выйти на национальный или глобальный рынок онлайн-курсов, подготовленных профессорами, которые точно ведут исследования в этой области. Сам университет при этом может вести семинары в дополнение к «внешним» онлайн-курсам. Система цифровых курсов не только количественно расширит возможности студентов по изучению тех или иных дисциплин, но и повысит качество высшего образования.

Вышка уже ввела у себя обязательные онлайн-курсы. При этом университет прошел фазу большого сопротивления со стороны преподавательского корпуса, а у студентов эта идея сопротивления не вызвала. Этот инструмент ВШЭ в дальнейшем будет только развивать: в течение пяти лет университет  выйдет на замещение всех лекций онлайн-курсами. Профессора от этого даже выиграют  —  количество их слушателей только возрастет, причем многократно. Это будет не триста человек, собирающиеся в университетских аудиториях, а тысячи людей по всей стране, которые будут смотреть их лекции в интернете.

Вам также может быть интересно:

Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей

В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.

НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов

В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.

В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования

Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

Новый онлайн-курс ВШЭ обучает педагогов компетентностному подходу в преподавании

Современную школу часто обвиняют в том, что она отстает от жизни, и  требуют развивать в ней экологическую, цифровую и функциональную грамотность, коммуникативную компетентность, навыки кооперации. Но возможен ли в школьном и университетском образовании баланс между знаниями и компетентностями? И главное, как должен действовать педагог, учитель, преподаватель, выстраивая обучение? На все эти вопросы отвечает новый онлайн-курс «Универсальные компетентности и новая грамотность», разработанный экспертами Института образования ВШЭ и представленный онлайн-кампусом НИУ ВШЭ на Национальной платформе «Открытое образование».

Экосистема воспитания: уважение личности и самореализация через действие

Воспитание детей и молодежи — сложная задача, особенно в Москве, динамичном современном мегаполисе. Для ее успешного решения необходимы нешаблонные подходы, уважение педагогов и родителей к личности школьников и студентов. Важна также и готовность взрослых воспитывать личным примером. Эту тему обсудили на Московском урбанистическом форуме, в дискуссии принял участие ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов.

«Возможность стать ведущим должна быть у каждого вуза»

31 мая в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты». Ректоры вузов обсудили перспективы развития Проекта 5-100, возможности законодательного закрепления понятия «ведущий вуз» и предложили создать прозрачную национальную систему экспертизы результатов научных исследований.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.