• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Онлайн-курсы повысят вовлеченность студентов в лекции

Онлайн-курсы повысят вовлеченность студентов в лекции

Михаил Дмитриев/ Высшая школа экономики

В Москве открылась образовательная конференция #EdCrunch, генеральным партнером которой впервые стала ВШЭ. Одна из самых интересных дискуссий развернулась вокруг того, как новые технологии и большие данные могут улучшить качество образования и изменить университеты.

Скорость технологических новаций все время нарастает, и система образования должна быть готова столь же быстро передавать современные знания людям самых разных возрастов, отметил на открытии конференции министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков. Как это делать? На что ориентироваться? Какие формы для этого использовать? Ответы на эти вопросы сегодня ищут не только в России, но по всему миру.

На взгляд ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, готовность вузов к использованию потенциала новых технологий определяется не техническим оснащением вузовских зданий (провести wi-fi дело нехитрое), а тем, на каких данных построена образовательная и управленческая система в университете — на объективных и открытых или субъективных и закрытых. ВШЭ уже вскоре после своего создания, еще не имея в виду диджитальную революцию, решила пойти по пути открытости. И люди, приходя в Вышку, готовы, например, к тому, что их — и студентов, и преподавателей — будут публично оценивать. Это, в свою очередь, помогает им корректировать свою деятельность, а университету — настраивать учебный и управленческий процесс. Причем речь идет о настройке не только оффлайновых процессов: пожалуй, самым простым и заметным элементом цифровой революции в образовании стала система онлайн-курсов.

Сейчас в мире 200 миллионов студентов, а еще через десять лет их будет около 400 миллионов. Традиционные университеты рассчитаны на примерно в десять раз меньшее количество студентов

Традиционный, гумбольдтовский, университет основан на том, что профессор читает один курс по результатам своих непрерывных исследований. Но растущее по экспоненте число студентов привело к появлению массовых университетов, где две трети курсов не покрыты собственными исследованиями, и композитных университетов, которые читают курсы полностью по чужим учебникам. Они в этом плане мало отличаются от общеобразовательной школы, и это очень опасно, потому что университеты должны формировать инноваторов и повышать социальный статус тех, кто в них учится.

В подавляющем большинстве российских университетов преподаватель сегодня читает два-три, а то и четыре курса одновременно. Совершенно очевидно, что он не может даже отслеживать современную литературу по всем этим курсам сразу, не говоря уж о ведении исследований. Кроме того, средняя посещаемость лекций в российских вузах составляет где-то 15%. Уйти от такой ситуации можно через ускоренное внедрение системы онлайн-курсов.

Этот переход не может быть только добровольным — он займет слишком много времени. Сейчас идет речь об обновлении системы государственной аккредитации вузов. Так вот, госаккредитация должна учитывать, есть ли у университета ресурсы для чтения оригинальных курсов или ему имеет смысл выйти на национальный или глобальный рынок онлайн-курсов, подготовленных профессорами, которые точно ведут исследования в этой области. Сам университет при этом может вести семинары в дополнение к «внешним» онлайн-курсам. Система цифровых курсов не только количественно расширит возможности студентов по изучению тех или иных дисциплин, но и повысит качество высшего образования.

Вышка уже ввела у себя обязательные онлайн-курсы. При этом университет прошел фазу большого сопротивления со стороны преподавательского корпуса, а у студентов эта идея сопротивления не вызвала. Этот инструмент ВШЭ в дальнейшем будет только развивать: в течение пяти лет университет  выйдет на замещение всех лекций онлайн-курсами. Профессора от этого даже выиграют  —  количество их слушателей только возрастет, причем многократно. Это будет не триста человек, собирающиеся в университетских аудиториях, а тысячи людей по всей стране, которые будут смотреть их лекции в интернете.

Вам также может быть интересно:

«Возможность стать ведущим должна быть у каждого вуза»

31 мая в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты». Ректоры вузов обсудили перспективы развития Проекта 5-100, возможности законодательного закрепления понятия «ведущий вуз» и предложили создать прозрачную национальную систему экспертизы результатов научных исследований.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Новые проекты школьных стандартов — шаг вперед, но они нуждаются в доработке

На традиционном семинаре Института образования НИУ ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» обсудили проекты обновленных стандартов начального и основного общего образования, представленных Министерством просвещения РФ.

Российская школа меняется быстрыми темпами, но не все изменения идут ей на пользу

Согласно данным доклада ОЭСР «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие», Россия вошла в топ-3 стран по темпам изменений в школе. Исследователи Института образования НИУ ВШЭ выяснили, какие из этих изменений действительно важны для повышения качества, а какие свидетельствуют лишь о количественных приращениях.

«Готовить человека для работы в среде, которая скоро исчезнет — не совсем разумно для государства»

Профессии охранника, продавца и водителя начнут вытесняться в ближайшие десять лет. Им на смену придут специальности, связанные с адаптацией цифровых сервисов, поиском и освоением информации. Именно такой эффект цифровой революции мы увидим к 2030 году, рассказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, выступая 5 марта с докладом на заседании межфракционной группы «Единой России» в Государственной думе.

Международный совет 5-100 в пятый раз подтвердил лидерство ВШЭ в проекте повышения конкурентоспособности

6 ноября были подведены итоги Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, заседание которого прошло 26-27 октября в Калининграде. Университеты-участники проекта по повышению глобальной конкурентоспособности представили итоги своей работы и планы на следующий период реализации дорожных карт.

В НИУ ВШЭ обсудили тренды развития высшей школы в России и в мире

24-25 октября в НИУ ВШЭ состоялась IX Международная конференция исследователей высшего образования «Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями». Ее участники обсудили вопросы образовательной политики, в том числе проблемы интернационализации образования, преодоления разрывов между школой, вузом и рынком труда, изменений в академической профессии.

Роль ведущих университетов в решении задач, поставленных в майском указе Президента, будет расти

9 октября в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты», в которую входит 21 вуз – участник Проекта 5-100. По итогам собрания Правительству России представят перечень мер, которые будут способствовать выполнению положений майского указа Президента России. Кроме того, были сформулированы предложения по созданию новой модели аккредитации в высшей школе.

Ведущие вузы России начнут готовить кадры для Дальнего Востока

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил программу мероприятий по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики Дальнего Востока. Высшая школа экономики вошла в перечень вузов, которые будут вести эту работу в партнерстве с университетами Дальневосточного федерального округа.