• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования: от экстенсивного роста к качественному развитию

Институт образования: от экстенсивного роста к качественному развитию

Фото: Институт образования НИУ ВШЭ

19-20 октября состоялось первое заседание экспертного комитета Института образования НИУ ВШЭ, членами которого стали шесть иностранных специалистов в области образования из пяти стран и трое российских экспертов. Комитет дал независимую оценку деятельности института и рекомендации по доработке стратегии его развития до 2024 года.

Создание экспертных комитетов, куда входят внешние специалисты с большим опытом, — обычная практика ведущих университетов и университетских подразделений во всем мире. В Гарварде таких комитетов более 50, в Высшей школе экономики есть Международный экспертный совет, который возглавляет лауреат Нобелевской премии по экономике Эрик Маскин.

В Институте образования было принято решение создать свой экспертный комитет, включив в него специалистов по вопросам развития образования. «Постоянный взгляд со стороны, взаимодействие с приглашенными экспертами позволят нам оценивать свои планы и состояние дел более объективно и критично, а также не терять из виду мировые тренды», — считает научный руководитель Института образования Исак Фрумин.

Участники комитета изучили научную и образовательную деятельность Института в динамике, встретились с руководителями центров, аспирантами, студентами, руководителями университета. По итогам заседания экспертный комитет подготовит доклад о результатах, достигнутых институтом, и о перспективах его развития. Его рекомендации будут учтены при разработке стратегии Института образования.

Вот некоторые предварительные соображения участников комитета:

«За шесть лет Институт образования вырос с трех до шестнадцати исследовательских центров, — отметил экс-директор Института образования Университетского колледжа Лондона (лидирует в мировых рейтингах по образованию) Эндрю Браун. — Сейчас открывается окно возможностей для консолидации исследовательского и консалтингового потенциала института. Для этого нужны более масштабные междисциплинарные проекты, формирование исследовательских кластеров, заметных на международном уровне».

«Институт образования, очевидно, переходит от бурного экстенсивного роста в фазу качественного развития, это требует системы стратегического менеджмента, соответствующей амбициям института как национального имеждународного научного центра в сфере образования», — считает ректор Корпоративного университета Сбербанка Валерий Катькало.

По мнению заместителя декана Школы экологии человека Университета Огайо Эрика Эндермана, успехи молодых академических сотрудников института за короткий срок впечатляют, и теперь важно обеспечить им максимальную поддержку для защиты от «выгорания». Для основателя Университетского колледжа Амстердама Марийк ван дер Венде важно, что институту удалось сформировать уникальные базы эмпирических данных по России, открытые для зарубежных партнеров.

«Институт сумел стать «фабрикой мысли» в образовании, — говорит заместитель директора Центра стратегических разработок «Северо-Запад» Дмитрий Санатов. — Он ведёт знаковые логнитюдные исследования, участвует в выработке государственных решений, получает заказы по вопросам развития от других вузов. Это сильная позиция, и ее нужно развивать дальше — расширять сеть партнерских организаций, продолжать внедрение передовых стандартов исследований».

Вам также может быть интересно:

Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО

Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.

НИУ ВШЭ занял первое место по 11 предметам среди российских вузов в Шанхайском рейтинге

Высшая школа экономики стала лидером в списке российских университетов в Шанхайском рейтинге по 11 предметам. В 7 из них Вышка — единственный представитель России. Университет впервые вошел в список лучших университетов в предметной области «коммуникации» и вернулся в список по социологии.

Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»

Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

НИУ ВШЭ и Московский планетарий подписали соглашение о сотрудничестве

Стороны будут заниматься популяризацией науки, просветительской и исследовательской деятельностью, в том числе в сфере астрономии, космонавтики и наук о Земле. Кроме того, предполагаются совместные программы практик и стажировок для студентов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

ВШЭ улучшила результаты в мировом рейтинге «Три миссии университета»

Высшая школа экономики поднялась на 17 позиций в списке лучших университетов мира и уверенно входит в топ-5 лучших российских университетов московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета» (MosIUR).

Лицей НИУ ВШЭ стал первым среди школ по количеству поступивших выпускников в лучшие российские вузы

Лицей Высшей школы экономики в пятый раз подряд занял первую строчку списка рейтингового агентства RAEX из топ-300 школ России по количеству выпускников, зачисленных в ведущие вузы страны. В основе исследования — данные приемных кампаний 47 ведущих российских университетов в 2021 и 2022 годах.

Эксперты НИУ ВШЭ приняли участие в разработке методики реализации модуля «Обучение служением» в вузах

Высшая школа экономики совместно с Ассоциацией волонтерских центров (АВЦ) при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ подготовила методические рекомендации по реализации модуля «Обучение служением». Их уже направили в сотню российских вузов, которые запустят модуль в новом учебном году.

ЕЭК, РАНХиГС и регионы: ВШЭ подписала на ПМЭФ ряд соглашений о сотрудничестве

В рамках Петербургского международного экономического форума Высшая школа экономики подписала соглашения с РАНХиГС, правительством Псковской области и ПсковГУ, Новгородским госуниверситетом и Хабаровским госуниверситетом экономики и права. Кроме того, НИУ ВШЭ и Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) утвердили программу сотрудничества на 2023–2024 годы. «Вышка.Главное» рассказывает о достигнутых договоренностях.

Никита Анисимов: «Поддержка студентов из числа участников СВО и членов их семей — важнейший приоритет НИУ ВШЭ»

На полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), который проходит в Северной столице с 14 по 17 июня, ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов дал интервью телеканалу «Россия». Он рассказал об адресных мерах поддержки студентов из числа участников СВО и их семей, о развитии пяти кампусов Высшей школы экономики и о важности сотрудничества Вышки с региональными университетами.