• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Два призовых места на Первом общероссийском конкурсе арабского языка заняли студентки ВШЭ

13 декабря в Москве прошел Первый общероссийский конкурс арабского языка, организованный при поддержке посольства Катара в России. Три призера — две студентки ВШЭ и студент МГИМО — получили именные премии на годичную стажировку в Катарском университете, куда они и отправятся в следующем году.

Что это за конкурс?

Основная задача конкурса — найти и поощрить талантливых российских студентов, изучающих арабский язык, историю и культуру арабских стран.

Его организатор — департамент востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге при поддержке посольства Катара в России. В жюри, которое возглавил советник-посланник посольства Катара, вошли 10 человек, в том числе представители МИД России, Российской академии наук, ведущих вузов. Глава оргкомитета — Евгений Зеленев, руководитель департамента востоковедения и африканистики питерской Вышки.

В конкурсе приняли участие студенты российских вузов, где готовят арабистов, из Москвы, Санкт-Петербурга, Грозного, Казани, Махачкалы и Уфы. Информацию о конкурсе они получили от своих преподавателей — организаторы разослали информацию по всем ключевым вузам, где изучают арабский язык.

Призеры

Конкурс проходил в один день и состоял из двух этапов: письменного (квалификационный тест) и устного (декламация стихотворений на арабском языке, рассказ на заданную тему и развернутые ответы на вопросы о Катаре). На устный этап прошли 18 студентов, из которых комиссией были выбраны три призера. Им вручили свидетельства — именные премии, позволяющие пройти годичный курс обучения в Катарском университете.

Динара Янбекова (первое место) и Анастасия Тер-Саакова (третье место) учатся в НИУ ВШЭ на первом курсе магистерской программы «Демография». Обе девушки — выпускницы бакалаврской программы НИУ ВШЭ «Востоковедение». Несмотря на смену направления, они продолжают совершенствовать знания арабского, преподают его на частных курсах.

Шамиль Джавтаев (второе место) учится в магистратуре МГИМО. Бакалавриат окончил в этом же университете, специализировался на международных отношениях со странами Ближнего Востока и Северной Африки. Он также сменил специализацию в магистратуре (занялся экономикой европейских стран), но все равно продолжает изучать арабский язык.


© Ксения Брегадзе и Мария Свинобоева/ Высшая школа экономики 

В чем трудности?

«Знаний языка для участия в конкурсе у нас было достаточно, — отмечает Анастасия Тер-Саакова. — Образование, которое мы получили в Вышке, позволяет свободно говорить по-арабски».

Главная сложность конкурса заключалась в том, что нужно было продемонстрировать свои страноведческие знания, причем очень детально, считает Динара Янбекова. Так что участники готовились — читали книги, сидели в интернете, выясняя, как в Катаре государство поддерживает культуру, каковы его достижения в промышленности, что представляет собой система образования и здравоохранения, административно-территориальное деление и т.д.

«Были сложности при понимании заданий по грамматике, — уточняет Шамиль Джавтаев. — Я изучал грамматику в основном по российским учебникам, там все основные грамматические термины давались на русском, а на конкурсе — только на арабском. Некоторые из терминов я знал, поскольку стажировался в Иордании и Марокко, но все равно было непривычно читать формулировки заданий на арабском языке».

По мнению Шамиля, конкурс — это возможность пообщаться с арабистами со всех концов России, представляющих разные университеты, поделиться опытом.

Перспективы

Предстоящую стажировку в Университете Катара призеры конкурса рассматривают, прежде всего, как средство совершенствования знаний языка, изучения диалектов. «Это один из лучших университетов на Ближнем Востоке, — говорит Динара Янбекова. — Раньше катарцы ездили получать образование в Америку и Европу, а потом стали приглашать к себе профессоров из лучших университетов мира. Годовой бюджет системы образования Катара — более 6 млрд долларов».

В том, что стажировка в Катаре повлияет на их будущую работу, призеры конкурса не сомневаются.

Шамиль хотел бы попасть на службу в МИД России, но если такой возможности не представится, уверен, что в частном секторе со знанием арабского языка всегда можно устроиться. Динаре и Анастасии уже предложили стать научными сотрудниками Школы востоковедения НИУ ВШЭ. «Возможно, удастся даже совместить знания арабского языка и демографии, — полагает Анастасия Тер-Саакова. — Мы обе интересуемся исследовательской деятельностью, нам хотелось бы остаться в академической среде, и стажировка поможет понять, чем именно стоит заниматься».

Вам также может быть интересно:

Как использовать ИИ в обучении: пять советов от питерской Вышки

Студенты и преподаватели питерской Вышки посетили мастер-класс от Института востоковедения и африканистики. О том, как можно использовать ИИ в учебных и научных целях, рассказала Алена Коробочкина, академический руководитель программы «Кросс-культурные исследования Азии и Африки в контексте международных отношений».

Чайная церемония, Наруто и норигэ: Вышка встретила год Зеленого Деревянного Дракона

В день второго новолуния после зимнего солнцестояния Центр культур НИУ ВШЭ превратился в место встречи любителей китайской, японской, корейской и вьетнамской культур. Студенты, преподаватели и гости Вышки отметили восточный Новый год. Под южнокорейские хиты и популярные опенинги из аниме все желающие пробовали себя в каллиграфии, учились искусству оригами, ели азиатские сладости, пили восточные чаи. Финалом праздника стал большой тематический концерт.

Ректор НИУ ВШЭ предложил вернуть востоковедению статус самостоятельного научного направления

В рамках пленарного заседания XIX Международного мусульманского форума ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов подчеркнул, что востоковедение является стратегически важной исследовательской сферой в нашей стране. Необходимо вернуть востоковедению статус самостоятельного научного направления и зафиксировать его в номенклатуре Минобрнауки.

Oriental Crazy Day 2023: фото с пандой, каллиграфия и восточное гостеприимство

21 мая Школа востоковедения Вышки устроила традиционный День востоковеда — Oriental Crazy Day 2023. На «Встрече под звездами», состоявшейся в Центре культур НИУ ВШЭ, абитуриенты смогли познакомиться с образовательными программами, узнать условия поступления в Высшую школу экономики, пообщаться со студентами и преподавателями университета.

«Студенческая конференция — пространство, где формируются новые научные контакты»

В марте в питерской Вышке прошла третья научная конференция студентов и аспирантов «Актуальные проблемы исследования стран Азии и Африки». На ней выступили 96 научных сотрудников и студентов более чем из 20 вузов России и других стран. Что было на конференции и какие впечатления она оставила у участников — в материале редакции портала НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.

Ушу, теккен, гадания по Книге Перемен: в Вышке отметили восточный Новый год

Новый год по восточному календарю наступил 22 января. В этот день Центр культур НИУ ВШЭ оказался на перекрестке китайской, корейской и японской культур. Под азиатские песни и звуки корейских барабанов гости пробовали силы в каллиграфии, учились цзяньчжи и оригами, играли в ттакчи и го, ели традиционное печенье и изгоняли злых духов. Восточный Новый год в университете организовали школа востоковедения и Китайский клуб НИУ ВШЭ.

«Для России востоковедение — это новый хайтек»

Поворот России на Восток требует сбалансированных действий, знания языков, культур и традиций стран региона. Без этого отечественный бизнес не сможет там эффективно работать. Об этом, а также об опыте работы субъектов РФ на восточном направлении эксперты и представители государства говорили в рамках первой межрегиональной конференции «Поворот на Восток: региональное измерение», которую провела Высшая школа экономики при поддержке Минэкономразвития России.

«Дело тонкое»: НИУ ВШЭ продолжит «образовательное паломничество» в страны Востока

В российском обществе растет интерес к Востоку. С этим макрорегионом, включающим в себя Азию и Северную Африку, связаны экономические, социальные, политические и культурные ожидания. В российских вузах прогнозируется рост спроса на образовательные программы и компетенции, связанные с востоковедением. Что уже сделано и делается сегодня в Высшей школе экономики для ответа на эти вызовы, рассказывает проректор Сергей Рощин и руководители университетских подразделений, в которых представлена восточная тематика.

Японский театр, танцы и каллиграфия: как прошел День востоковеда — 2022

День востоковеда — Oriental Crazy Day — традиционный праздник школы востоковедения, который проводится в Вышке уже восемь лет. На этот раз студенты-востоковеды учили гостей китайской каллиграфии, арабской вязи, йеменским танцам и оригами. А еще знакомили с театром кабуки и традиционными японскими барабанами.

Поворот на Восток: в приоритете — комплексное изучение культурно-цивилизационных центров незападного мира

Китай и китайский мир, Южная Азия с центром в Индии, Юго-Восточная Азия, арабские страны, Иран, Турция, Центральная Азия, Африка приобретают новую значимость во внешней политике России. Однако знаний о восточных странах у нас недостаточно. Необходимо менять приоритеты в образовании, начиная со школы. Перспективы развития отечественного востоковедения в условиях нового этапа развития системы международных отношений обсуждались на круглом столе в НИУ ВШЭ.