• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Российская школа меняется быстрыми темпами, но не все изменения идут ей на пользу

Согласно данным доклада ОЭСР «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие», Россия вошла в топ-3 стран по темпам изменений в школе. Исследователи Института образования НИУ ВШЭ выяснили, какие из этих изменений действительно важны для повышения качества, а какие свидетельствуют лишь о количественных приращениях.

Доклад ОЭСР «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие» был опубликован в январе 2019 года и представлен на конференции в Париже. В его подготовке от России участвовали сотрудники Центра изучения инноваций в образовании Института образования ВШЭ.

В докладе были проанализированы изменения, которые произошли в школах 53 стран (в том числе 47 стран ОЭСР) в течение последних десяти лет. Россия в очередной раз продемонстрировала рост по многим показателям, заняв 3 место по общему индексу в рейтинге. Впереди нас только Словения и Канада, а, например, Великобритания, Сингапур, США, Южная Корея далеко позади.

«Вид сверху»

Несмотря на то, что подобные международные доклады — это «вид сверху», без учета национального контекста, там есть над чем задуматься, считает директор Центра изучения инноваций в образовании Диана Королева. Тем более что интерес к теме образовательных инноваций в России велик — 1 апреля этого года в шестой раз стартует Конкурс инноваций в образовании (КИвО), куда ежегодно подается несколько сотен заявок, а победитель получает грант на стажировку в любой стране мира.

Основной эмпирический материал для доклада взят из международных сравнительных исследований качества образования PIRLS, PISA и TIMSS, пояснила научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики ВШЭ Татьяна Хавенсон.

Помимо того, что в ходе этих исследований дети выполняют задания, они сами и их учителя заполняют «контекстные» анкеты, где отвечают на вопросы о своей школе, о том, как организован образовательный процесс и проч. На основе этих ответов можно делать значимые выводы о том, что происходит в школах и в классах. При этом, подчеркнула Татьяна Хавенсон, инновациями в образовании авторы доклада считают любые изменения по принципу «было — стало».

На традиционном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» 12 марта исследователи Института образования ВШЭ и приглашенные эксперты обсудили основные выводы доклада применительно к России по трем направлениям — ресурсы, практики (домашняя работа, самостоятельное обучение, активное обучение и проч.) и профессиональное развитие педагогов.

Библиотеки, компьютеры и родители

Как выясняется из доклада, российская школа динамично наращивает свои ресурсы. Наша страна «впереди планеты всей» по обеспеченности школ библиотеками (100-процентный показатель). Высок и показатель доступа к школьным компьютерам — 94%.

«На презентации доклада в Париже эти показатели с интересом обсуждались, — пояснила Диана Королева. — Оказалось, что мы не укладываемся в существующий тренд. Практически во всех странах количество школьных ресурсов уменьшается, а в России растет».

Исследователи Института образования предполагают, что проблема заключается в качестве этих ресурсов.

Школьная библиотека у нас чаще всего представляет собой место для хранения и выдачи учебников и, возможно, художественной литературы, хотя мировой тренд — превращение библиотек в креативные пространства

Та же ситуация и с компьютерами. В европейских школах есть ограничения срока службы компьютера — через определенное время его списывают как устаревший, а в российских школах используют и очень старую технику. К тому же при наличии у учеников своих гаджетов, которые можно использовать в учебном процессе на уроке, компьютеры не столь важны.

Российская школа активно задействует внешний ресурс — родителей. Показатель их вовлеченности в учебную деятельность учеников — 100%, и наши учителя считают это нормальным. А вовлеченность родителей во внеурочную деятельность (когда они ездят с классом на экскурсии, проводят профориентационные занятия и проч.) растет медленнее, чем в среднем по странам ОЭСР.

Директор Центра изучения инноваций в образовании Диана Королева и научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики ВШЭ Татьяна Хавенсон
© Михаил Дмитриев/ Высшая школа экономики

Активное обучение, домашняя работа и зубрежка

Доклад показал, что в российских школах стали больше использовать активное обучение. На уроках естествознания дети проводят эксперименты и исследования, изучают явления природы с помощью компьютерной симуляции и проч.

При этом Россия снова обогнала весь мир по интенсивности домашних заданий — учителя их задают в 98% случаев, хотя в некоторых странах этот показатель — около 8%.

«Эксперты ОЭСР утверждают, что домашние задания — устаревшая практика, но она может быть эффективной, если обсуждать и исправлять выполненные задания на уроках, устраивать взаимные проверки заданий школьниками, — сказала Диана Королева. — Обсуждать домашние задания в российских школах стали чаще, а в части самостоятельных исправлений и взаимной проверки мы по-прежнему отстаем».

Еще один вывод доклада: российские школьники стали чаще использовать компьютер для поиска информации по всем предметам, причем в начальных классах этот показатель вырос с 10 до 75%.

Кроме того, в наших школах становится больше «практик запоминания», проще говоря — зубрежки

«Мы умеем зубрить, продолжаем расти по соответствующим показателям, и среди стран ОЭСР равных нам нет», — отметила Диана Королева. Однако она уточнила, что «практики запоминания» в понимании авторов доклада — это не только привычное систематическое заучивание, в котором зарубежные коллеги не находят ничего плохого, но и систематическое применение знаний на практике.

Что с педагогами?

В докладе ОЭСР оценивалось участие педагогов в программах повышения квалификации и распространенность взаимного обучения.

Как выяснилось, выросла популярность программ по применению IT в преподавании и оценке учебных достижений, но российские учителя стали меньше участвовать в программах по содержанию обучения, методикам преподавания, тематическому планированию. «Возможно, это связано с отставанием качества программ повышения квалификации от нужд педагогов, о чем многие в России говорят», — считает Диана Королева.

Что касается взаимного обучения, здесь налицо рост. Учителя вместе обсуждают подходы к преподаванию тех или иных разделов предмета, вместе готовят учебные материалы, посещают уроки друг друга. Но вопрос о том, пришли они к этому сами или это следствие их участия в формальных программах повышения квалификации, остается открытым.

© Михаил Дмитриев/ Высшая школа экономики

Высокие затраты

Оценивая и интерпретируя выводы доклада ОЭСР, необходимо иметь в виду, что мы имеем дело прежде всего с коллективным мнением учителей, подчеркнул научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов. К тому же, по его мнению, в каждой стране по-своему понимают вопросы, так что сравнивать ответы учителей из Сингапура и из Москвы бесполезно.

Впрочем, заведующая Центром оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО Галина Ковалева считает, что как бы ни критиковали методологию, доклад все же демонстрирует позитивные и негативные изменения в национальных системах.

Ключевой вывод применительно к России — высокая затратность нашего образования, и об этом прежде всего свидетельствуют практики вовлечения родителей в учебный процесс

Кроме того, считает она, выполняя домашние задания, дети впустую расходуют учебное время. При этом система повышения квалификации не учит учителей методикам преподавания, предпочитая «развлекать» их информационными технологиями вне связи с учебными предметами.

Галина Ковалева утверждает, что усиление зубрежки объясняется требованиями государственной итоговой аттестации — ЕГЭ и ОГЭ. По ее мнению, унифицированные экзамены затормозили развитие российской школы, что найдет отражение в последних международных сравнительных исследованиях качества образования, результаты которых будут представлены в ближайшее время.

Перспективы

И все же на предстоящие десять лет прогноз экспертов в части изменений в российских школах скорее оптимистичен.

По мнению Александра Уварова, профессора кафедры информационных технологий Института детства МПГУ, благодаря компьютерам и другим цифровым инструментам будет расти персонализация образования. Елена Ленская, декан факультета «Менеджмент в образовании» Московской высшей школы социальных и экономических наук, считает, что повышение квалификации будет в большей мере учитывать потребности учителей. А Тигран Шмис, руководитель образовательных проектов Всемирного банка в России, предсказывает снижение роли формальных систем и институтов в развитии школы.

Вам также может быть интересно:

Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей

В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.

НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов

В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.

В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования

Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

Новый онлайн-курс ВШЭ обучает педагогов компетентностному подходу в преподавании

Современную школу часто обвиняют в том, что она отстает от жизни, и  требуют развивать в ней экологическую, цифровую и функциональную грамотность, коммуникативную компетентность, навыки кооперации. Но возможен ли в школьном и университетском образовании баланс между знаниями и компетентностями? И главное, как должен действовать педагог, учитель, преподаватель, выстраивая обучение? На все эти вопросы отвечает новый онлайн-курс «Универсальные компетентности и новая грамотность», разработанный экспертами Института образования ВШЭ и представленный онлайн-кампусом НИУ ВШЭ на Национальной платформе «Открытое образование».

Экосистема воспитания: уважение личности и самореализация через действие

Воспитание детей и молодежи — сложная задача, особенно в Москве, динамичном современном мегаполисе. Для ее успешного решения необходимы нешаблонные подходы, уважение педагогов и родителей к личности школьников и студентов. Важна также и готовность взрослых воспитывать личным примером. Эту тему обсудили на Московском урбанистическом форуме, в дискуссии принял участие ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов.

Системе общего образования нужны не только деньги, но и предохранитель от выгорания

В среднем преподаватели как государственных, так и частных школ трудятся 27 часов в неделю, что составляет 1,5 ставки. При этом 6,3% респондентов со стажем работы менее 5 лет считают, что сделали ошибку, став учителем, а еще 12,2% скорее согласны с ними. Эти и другие тенденции выявили сотрудники Института образования НИУ ВШЭ Анна Вавилова, Юлия Белова и Алексей Милованов — авторы исследования, представленного в очередном выпуске «Современной аналитики образования» (№69). Сборник посвящен правовому регулированию оплаты труда педагога в условиях ключевых нормативных изменений 2020–2022 годов.

Новые курсы магистерских программ Института образования ВШЭ выиграли в конкурсе грантов Фонда Потанина

В 2022/23 учебном году в рамках магистерских программ Инобра Вышки появятся новые курсы. Они помогут получить компетенции тем, кто работает или будет работать в образовании. Финансовая поддержка у этих планов уже есть: Благотворительный фонд Владимира Потанина провел конкурс грантов, на котором две заявки Института образования ВШЭ получили гранты и одна попала в резервный список.