• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Частно-государственное партнерство как основа инфраструктурных проектов

Центр политической конъюнктуры России (ancentr.ru). 5 июня 2008

По мнению директора Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий ГУ-ВШЭ Ильи Долматова, повышению эффективности расходования бюджетных средств и требований, предъявляемых к исполнению контрактов, может помочь система мониторинга условий исполнения договоров в различных регионах России.

Как сообщили "УралПолит.Ru" сегодня, 4 июня, в отделе общественных связей холдинга, поводом для конференции стали недавно озвученные цифры, согласно которым Россия собирается потратить один триллион долларов на развитие транспортной инфраструктуры. Кроме того, в рамках другого грандиозного проекта нашей страны – "Олимпиада-2014", бюджет которого увеличился недавно еще на 39 млрд. руб., уже проводится проверка целевого расходования выделенных на подготовку средств.

"Действительно, госпроекты очень быстро дорожают, – посетовал главный экономист Фонда экономических исследований "Центр развития" Валерий Миронов. – Так, западный скоростной диаметр (окружная дорога вокруг Санкт-Петербурга), финансируемый Инвестфондом, за 2004 – 2007 годы подорожал с 82 до 120 млрд. рублей (с 2,85 до 4,69 млрд. долларов), то есть в 1,6 раза".

При этом главным приоритетом Валерий Миронов видит развитие автодорог, более четверти протяженности которых входит в состав международных транспортных коридоров на территории Российской Федерации и требует реконструкции с повышением технической категории. "В результате активно развиваются альтернативные конкурентные маршруты в обход территории России, что может привести к потере доходов от обслуживания международных транзитных потоков, – отметил эксперт. – Чтобы эти доходы не потерять, нужны большие вложения, и как можно скорее, ведь затраты на своевременный ремонт, как правило, меньше затрат на новое строительство".

В частности, по оценкам ведущего эксперта УК "Финам Менеджмент" Дмитрия Баранова, один километр новой автодороги стоит от 4 млн. долларов. "При этом в процентах коррупционная составляющая может доходить до 25 % от стоимости. Но это не значит, что государство не должно вкладывать деньги в строительство дорог, – подчеркнул Дмитрий Баранов. – Смысл в подобном финансировании есть, так как множество инфраструктурных объектов необходимо именно населению России, а значит, и заниматься этим должно само государство. Хотя для строительства таких объектов и снижения коррупционной составляющей как раз и может быть привлечен частный бизнес".

С ним соглашается и директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий ГУ-ВШЭ Илья Долматов: "Если мы говорим о привлечении частных инвестиции, то мне представляется, что инвесторы придут только при наличии четких и понятных правил игры. Безусловно, систему надо менять, хотя она все-таки не стагнирует". По его мнению, повышению эффективности расходования бюджетных средств и требований, предъявляемых к исполнению контрактов, может помочь система мониторинга условий исполнения договоров в различных регионах России. Ведь сравнение – относительный показатель эффективности".

Аналитик Экономической экспертной группы Елена Лебединская считает, что сегодня частно-государственное партнерство пока что скорее миф, нежели реальность. "Наша страна, как Казахстан, Турция и многие другие страны, кто неудачно пробовал это делать, пока что не готова к сотрудничеству государства и бизнеса, – убеждена Елена Лебединская. – По крайней мере, в части крупных инфраструктурных проектов. Нужно совершенно другое качество институтов, отлаженная система отбора проектов и исполнителей. К этому еще идти и идти. Пока даже с инвестфондом возникают проблемы". Кроме того, ранее "УралПолит.Ru" сообщал о том, что экономическая политика России при новом правительстве РФ в целом будет реализовываться в старом русле, изменения будут носить точечный характер. В частности, эксперты считают, что они могут затронуть национальные проекты. "Перспективы национальных проектов в старых рамках – туманные. Вряд ли развитие именно этих сфер будет продолжаться "под общей шапкой" – уж слишком они различны", – прогнозирует ведущий специалист аналитического отдела Фонда "Общественное мнение" Петр Бавин. Кроме того, эксперт Центра политической конъюнктуры России Павел Салин уточнил, что нацпроекты были созданы специально для раскрутки Дмитрия Медведева. "Думаю, сейчас их постепенно переформатируют в федеральные целевые программы (ФЦП)", – убежден эксперт.

Однако эксперты не теряют надежды на то, что положение дел в сфере реализации крупных госпроектов изменится в лучшую сторону. "Очень хочется верить, что постепенно эта ситуация будет меняться. Кажется, последние пару лет хоть какие-то сдвиги есть", – подчеркнула в ходе интернет-конференции Елена Лебединская.