• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образование: свет без тени

Известия. 2000. № 246 (24853). 2 июня

О реформе образования с обозревателем "Известий" побеседовали Ярослав Кузьминов и Евгений Бунимович

Реформа образования, подготовленная под руководством ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова и министра образования Владимира Филиппова, кардинально меняет наши представления о том, как и чему надо учить и как финансировать обучение. Концепция уже вызвала горячие споры и спровоцировала политические спекуляции. Поэтому мы решили узнать о реформе от самих ее авторов. С обозревателем "Известий" побеседовали Ярослав КУЗЬМИНОВ и заслуженный учитель России, поэт и депутат Московской городской думы Евгений БУНИМОВИЧ.

Ложь, большая ложь и образование

- Скажите, а зачем вообще нужна реформа? Может быть, просто нужно побольше денег на образование, побольше процент ВВП?

Я. Кузьминов: - Эта точка зрения нашла свое отражение в известной Доктрине образования, в которой сначала было записано 6 процентов ВВП на образование, потом 8, а затем и вообще 10. Но от этого ни денег не прибавилось, ни уважения к образовательному сообществу.

Проблема в другом. В образование у нас поступает порядка 5 процентов ВВП. Но из них 0,7 процента немедленно уходит в тень - на оплату услуг репетиторов, на взятки, поступающие, скажем так, на преодоление укрепленного рубежа "школа-вуз". Значит, остается эффективных денег порядка 4,3 процента, из которых 1,1 процента - "внебюджетка", 3,2 - бюджет. Значит, основная проблема - теневые деньги, потерянные для системы образования.

Е. Бунимович: - Если в нынешней ситуации добавить к имеющемуся проценту ВВП еще 5, это не изменит ситуацию в образовании. Самое главное, что осталось от прежней системы образования, - это ложь. То, что деньги уходят в тень, - это большая ложь, которая начинается... со школьного списывания. Вот вы что, не списывали в школе?

- Списывал. Математику.

Е. Бунимович: - А почему вы списывали?

- Потому что я ничего не понимал.

Е. Бунимович: - А математика - это государственный экзамен. И ведь у вас не было двойки?

- Тройка.

Е. Бунимович: - Правильно. Вот это и есть система тотальной лжи. Нашим экзаменам не верит никто в стране. Реформа же честно заявляет о том, что есть на самом деле. Реформа - это устранение системы лжи, когда школа ничему не учит, а экзамены превращаются в фикцию.

Я. Кузьминов: - Смотрите, как у нас уходят деньги. Сейчас нередко детей начинают готовить к школе на дому, и подготовка эквивалентна двум годам пребывания ребенка в детском садике - это где-то 200 миллионов долларов ежегодно. Подготовка в вуз - примерно 1 миллиард долларов ежегодно. Второе образование - то есть обучение собственно нужной специальности после того, как человек поступил в вуз только для того, чтобы откосить от армии. Здесь тоже пропадают деньги, потому что финансировалось обучение ненужной студенту специальности. Но ладно деньги - растрачивается самое лучшее, самое продуктивное время в жизни молодых людей.

Е. Бунимович: - Ведь школа - это не подготовка к жизни, это сама жизнь.

Я. Кузьминов: - А вместо того чтобы жить нормальной жизнью, они зубрят. Потом сдают предмет и немедленно забывают его.

- Но вам не кажется, что к теневой системе привыкли все: она устраивает и родителей, и детей, и преподавателей?

Я. Кузьминов: - По этому поводу есть известный анекдот. Стоит толпа людей по горло в дерьме. Стоят - притерпелись. А один вдруг как замашет руками и закричит: "Ребята! Да что же это мы - мы ведь все в дерьме!" На что ему отвечают: "Не гони волну!"

Е. Бунимович: - Знаете, я сам всю жизнь занимался репетиторством - мне надо было на что-то кормить семью. Но сейчас репетиторов ищут из того вуза, в который поступает ребенок. То есть не профессионала, лучше знающего предмет, а преподавателя, который ближе к приемной комиссии. Это - ложь в квадрате.

Я. Кузьминов: - То, что мы положили во главу угла реформы, - это даже не экономика образования, это восстановление общественной морали и социальной справедливости.

Экзамен на честность

- А справедливость-то в чем?

Я. Кузьминов: - Понимаете, например, отмена выпускных экзаменов в школе и вступительных в вуз и введение Единого общенационального экзамена (ЕОЭ) позволяют талантливому ученику из небогатой провинциальной семьи поступать в лучшие вузы. Ведь сейчас такие ученики из семей, скопивших, скажем, тысячу долларов, в большинстве своем предпочитают не штурмовать московский вуз, а поступать в местный институт. Только ради того, чтобы поступить. А это ведь социальная сегрегация, настоящее кастовое расслоение общества. Попробуйте найти в престижных московских вузах выходцев из небогатых семей! Если общество не построило механизмов "улавливания" талантов из низших слоев - оно неконкурентно.

- Что имеется в виду, когда говорится о введении системы "подушевого финансирования" учеников?

Я. Кузьминов: - Мы, государство, финансируем не учебное заведение, а людей, которые в нем учатся. Каждому ученику выдается государственное именное финансовое обязательство (ГИФО), объем которого утверждается в законе о бюджете. И он может выбрать, куда ему пойти - в школу N1 или в школу N2. И может получиться так, что в школу N1, если она лучше, перетекут не только ученики, но и деньги.

Это финансирование не нескольких бюджетных статей, а одной, которая называется "обеспечение государственного именного финансового обязательства". При такой системе местная власть не сможет забирать деньги у школы или не давать ей денег.

- Давайте вернемся к единому общенациональному экзамену.

Я. Кузьминов: - Он проводится для детей, которые заканчивают школу. Сдаются 3-4 обязательных экзамена, как правило, в виде тестов...

Е. Бунимович: - ...Только не надо думать, что тесты - это что-то очень примитивное и жесткое вроде вопроса: "Откуда прыгнула Анна Каренина под поезд - с моста, с перрона и так далее?". Это не викторина, а по большей части просто письменные экзамены.

Я. Кузьминов: - Затем сдается 3 экзамена по выбору ученика, в зависимости от того, в какой вуз он собирается поступать или какие предметы ему нравятся. По результатам ЕОЭ ученик может получить 4 вида сертификатов - А, Б, В и Г. Для получения сертификата А нужно сдать экзамен - например, ту же математику, - но уже на более высоком уровне, чем общеобязательный. Сертификаты позволяют продолжать обучение в вузах с различным финансовым обеспечением из бюджета.

- А судьи кто? Кто принимает общенациональный экзамен? Как исключить коррупцию во время его сдачи?

Я. Кузьминов: - Принимать экзамен будут, скорее всего, люди, не имеющие отношения к учебному процессу, а оценка будет выставляться механически - например, с помощью компьютера. Вообще механизм напоминает работу избирательной комиссии: с одной стороны система закрыта, с другой - максимально прозрачна, тем самым обеспечивается невозможность фальсификации. И по деньгам процедура похожа: она будет стоить 2-3,5 миллиарда рублей в год.

Е. Бунимович: - Главное - не напугать людей. Эта система не вводится с ближайшего понедельника. Радикальность - только в попытке проявить честность и открытость.

Я. Кузьминов: - У нас есть три года для того, чтобы отработать все методики, провести массу экспериментов - некоторые регионы уже согласились на это. ЕОЭ должен быть введен только в 2003 году.

Знание - ценность

- Получается, что бояться нечего. Тогда почему ректоры в массе своей против нововведений?

Я. Кузьминов: - Они боятся стоять на рыночном ветру - их услуги в конкурентной среде могут не купить. Ректоры в основном люди честные, но они привыкли быть распределителями дефицитного ресурса. Теперь же получается, что из распределителей ресурса они вынуждены превратиться в крупных менеджеров.

- Вы уверены, что абсолютно все положения реформы политически проходимы?

Я. Кузьминов: - Профсоюз работников образования уже заявил о поддержке реформы. Мы провели консультации практически со всеми фракциями Госдумы (необходимые для реформы поправки к Закону "Об образовании" и Гражданскому кодексу, естественно, будут проходить через парламент), и они не критиковали реформу образования. Против будет выступать организованное ректорское сообщество и некоторые руководители образования, наиболее тесно связанные со старой системой, но мне кажется, что возможностей влиять на ситуацию у них сейчас гораздо меньше, чем раньше.

Е. Бунимович: - Эта реформа - в отличие от предыдущей, в которой было все замечательно, кроме одного: ей очень сильно мешали учителя и ученики, - предлагает школам и вузам зарабатывать не сдачей в аренду помещений, а своим основным ремеслом - передачей знаний. У сертификата есть цена, знание становится ценностью.