• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Народу раздадут талоны на хлеб, муку и макароны?

Комсомольская правда. 20 июня 2008

"Я как экономист против регулирования цен, — говорит Светлана Авдашева, профессор кафедры институционной экономики Высшей школы экономики. — Если вводить талоны, аналогичные тем, которые выдавались во времена перестройки, — это катастрофа".

Еще несколько месяцев назад разговоры о талонах на питание вызывали панику и возмущение. А теперь и политики, и бизнес всерьез заявляют о том, что есть смысл возродить продовольственные карточки. Похоже, только так правительство сможет смягчить малоимущим россиянам последствия стремительного роста цен. А пока все спорят, благом ли будут талоны или очередным унижением народа, с начала года инфляция выросла на 8,3%. Ситуация, кажется, окончательно вышла из-под контроля.

Воспоминания подхлестнут цены

Одно слово "талоны" вызывает дикие воспоминания о конце 1980-х годов. Дефицит, очереди, что выстраивались в магазины с вечера, продукты, купленные втридорога из-под полы.

Разговоры о возвращении талонов появились еще весной. Тогда общественность и эксперты восприняли идею с возмущением. Мол, талоны — это крайняя мера, вдобавок в умах людей они до сих пор ассоциируются с голодными годами. А это, в свою очередь, может подхлестнуть инфляционные ожидания: люди ломанутся скупать продукты, а это приведет к очередному росту цен. Но продукты и без этого дорожают.

О том, что проблема сама по себе быстро не рассосется, признают уже и в Министерстве сельского хозяйства.

— Дешевых продуктов питания в России больше не будет. Как минимум в ближайшие десять лет, — заявил недавно глава Минсельхоза Алексей Гордеев.

По данным экспертов, 20—25% населения находятся за чертой бедности. А рост цен сводит на нет все прибавки к зарплатам и пенсиям. Вот и появились мнения, что именно талоны на питание помогут сдержать инфляцию.

— Я как экономист против регулирования цен, — комментирует Светлана Авдашева, профессор кафедры институционной экономики Высшей школы экономики. — Если вводить талоны, аналогичные тем, которые выдавались во времена перестройки, — это катастрофа. Это приведет в дефициту и росту коррупции в торговле. Будут торговать из-под полы. Самое необходимое невозможно будет достать без блата. В результате выгода будет только у посредников. Потребители станут тратить еще больше, а производители не получат ничего. Но оставлять все как есть тоже нельзя. Цены растут и будут расти.

Заморозкой цен правительство так ничего и не добилось. По мнению экспертов, те немногие производители, которые реально не повышали стоимость своей продукции, делали это за счет снижения качества.

— Но нужно не сдерживать цены, а перераспределять доходы, — продолжает Светлана Авдашева. — То есть дать денег тем, кто в этом нуждается: увеличить пенсии, детские пособия, ввести дополнительные выплаты и так далее. А все разговоры о том, что это излишние государственные расходы, которые увеличат инфляцию, — прекрасная отговорка, чтобы не платить людям денег. Дополнительная помощь, о которой я говорю, может выделяться как деньгами, так и талонами. Но не надо давать талоны вместо пенсии, это должна быть дополнительная помощь.

Американцы не стесняются

Продуктовые карточки — это не советское изобретение. Такая система работает по всем миру. В США уже много десятилетий малоимущие граждане получают что-то типа талонов — Food stamps. Сначала выдавали бумажные талоны, теперь государство зачисляет деньги на пластиковые карточки, которыми можно расплачиваться в магазинах, но только за продукты.

Недавно о необходимости ввести талоны на питание в России заговорили не только депутаты, но и бизнесмены.

— Продовольственные талоны — это единственное на сегодняшний день реальное решение многих проблем, — комментирует Иван Оболенцев, председатель комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по агропромышленному комплексу. — Это и адресная помощь тем, кто в ней нуждается. К тому же таким образом будут поддержаны сами производители. Система может выглядеть следующим образом. Человеку выдаются карточки на определенную сумму денег. Гражданин идет в магазин и расплачивается за продукты карточкой. Магазин получает деньги по этой карточке в банке, а банк, в свою очередь, получает средства из бюджета.

Другой вопрос: во сколько денег государство готово оценить такой талон? В США на карточку падает от $100 до $160 в месяц. От такой помощи никто из россиян уж точно бы не отказался. Но депутаты обдумывают сумму только в тысячу рублей в месяц. Немного, но, с другой стороны, лучше, чем ничего.

— В Штатах государственную помощь по таким картам получают 10 миллионов человек, — рассказывает Оболенцев. — В России, по разным подсчетам, такая помощь нужна 10—15 миллионам человек. Кончено, это пенсионеры, инвалиды, люди с очень низким доходом. По первоначальный подсчетам, это обойдется казне в 100—120 миллиардов рублей в год. Но это будет действительно адресная помощь тем, кому она нужна. У нас люди тратят на еду 40—60 процентов от дохода. В развитых странах на еду уходит только 10—20 процентов. Когда на пропитание уходит 70 процентов дохода граждан, в стране начинается революция.

Другое мнение

Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа компании ФБК: "Нельзя так унижать людей"

— Одно упоминание о возможности появления продуктовых талонов уже дает толчок росту инфляционных ожиданий. В 1990-х годах талоны вводили, потому что продуктов не хватало. Думали, что таким образом удастся обеспечить справедливое распределение того, что было в наличии.

Сейчас товаров в изобилии, но не всем они становятся по карману. Если власти так уж хотят повысить покупательную способность социально незащищенных граждан, то пусть дадут деньги им — пенсионерам, бюджетникам, а не выстраивают запутанную схему, по которой субсидируют пекарни, возмещая им выросшие затраты на электроэнергию, а потом вводят талоны для граждан. Может, проще было бы не повышать тарифы на электричество? Нельзя так унижать народ. И было бы неплохо посмотреть на похожий зарубежный опыт: в Египте, к примеру, такая система привела к возникновению народных бунтов — слишком много оказалось желающих купить дешевый хлеб по талонам.