• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Специалист по требованию

Время новостей. 24 июня 2008

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял профессиональные стандарты в области IT. Отныне вузы при подготовке IT-специалистов обязаны ориентироваться на требования бизнеса. Однако применить новые профстандарты на практике будет непросто. Едва появившись, они уже нуждаются в доработке. "Бросается в глаза несогласованная терминология. От разработчиков образовательных стандартов нового поколения теперь потребуются значительные усилия", — утверждает профессор Высшей школы экономики Сергей Авдошин.

Разработаны новые профессиональные стандарты в области IT

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял профессиональные стандарты в области IT. Отныне вузы при подготовке IT-специалистов обязаны ориентироваться на требования бизнеса. Это событие должно было бы стать благом для страны, поскольку рост отечественной IT-индустрии сдерживается главным образом дефицитом кадров. Однако применить новые профстандарты на практике будет непросто. Едва появившись, они уже нуждаются в доработке.

Нестандартные инженеры

Разработкой профессиональных стандартов в области IT совет по информационным технологиям при министре информационных технологий и связи (ныне переименованном в Министерство связи и массовых коммуникаций) занялся два года назад. Собственно разработку взяла на себя Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) при поддержке Мининформсвязи РФ, а финансировал проект исключительно IT-бизнес. В итоге были сформулированы профессиональные стандарты по самым востребованным профессиям в области IT. Характерно то, что на тот момент (да и сегодня ничего не изменилось) большинства таких профессий для государства попросту не существовало. Были, к примеру, инженер-программист, инженер-электронщик и начальник ЭВМ, куда же без него в XXI веке. Зато в нашем государстве не готовили администраторов баз данных и системных архитекторов. Овладевают такими профессиями уже после защиты диплома, в котором значится совершенно другая специальность. Система образования и рынок труда разошлись в разные стороны.

Характерный пример: в компании ABBYY всегда есть открытые вакансии, в их числе программисты, лингвисты, тестеры, аналитики, менеджеры информационных технологий. Подготовить нужных специалистов в компании пытаются самостоятельно. В Физтехе на факультете инноваций и высоких технологий у ABBYY — своя кафедра "Распознавание образов и обработка текстов". До десятка человек, подготовленных этой кафедрой, ежегодно зачисляются в штат. Что, увы, не покрывает потребностей компании.

Индустрия и вузы: противостояние

По оценке генерального директора компании "Ай-Ти" Тагира Яппарова, к работе после окончания вуза без дополнительных вложений в обучение со стороны работодателя готовы сегодня лишь 30—40% выпускников, а то и меньше. Российские IT-компании уже испробовали всевозможные способы сотрудничества с вузами: преподавание, организацию совместных кафедр и учебных центров, участие в формировании учебных программ и профессиональных стандартов. Но в ситуации полного несоответствия профиля образования требованиям индустрии усилия бизнеса стратегического результата не дают. База для российского IT-образования какой была десятилетия назад, такой и остается.

Однако лучшего способа подготовки в вузах, чем качественная подготовка студентов, в мире еще не придумано. Хотя бы потому, что после 21—23 лет человек утрачивает способность к наиболее эффективному обучению, как говорит декан Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики (ЛИТМО) Владимир Парфенов, чьи студенты выиграли в нынешнем году чемпионат мира по программированию.

Профессиональные стандарты как раз и предназначены для исправления ситуации. Этот документ представляет собой, во-первых, техническое задание индустрии вузам. Во-вторых, такие стандарты нужны не одной только отрасли, поскольку IT-индустрия — важнейшая часть инфраструктуры всей национальной экономики.

Получилось так, что разработкой утвержденных РСПП профессиональных стандартов занимались разрозненные коллективы авторов. В качестве рецензентов документа привлекались люди из бизнес-среды. Задача рецензентов была такова: из выданного им списка профстандартов для IT-профессий нужно было описать компетенции, квалификационные уровни и многое другое для тех профессий, в которых компания нуждается больше всего. Но представители бизнеса, они же рецензенты, в процессе этой работы по-разному представляли себе практическую цель использования профстандартов.

Мнение заместителя директора по лингвистическим технологиям компании ABBYY Татьяны Даниэлян, к примеру, таково: к тем учебным курсам, что уже есть, необходимы дополнительные — от семестра до двух. Обязательный элемент — после теоретической подготовки шестимесячная практика в IT-компании. "Речь не идет о полной замене образовательной программы", — уверена г-жа Даниэлян. Но этот пример скорее исключение, чем правило. Другие авторы интересы и возможности вузов учитывали менее внимательно. Как следствие, новые профессиональные стандарты могут потребовать от высшей школы усилий, на которые она просто не способна.

"Бросается в глаза несогласованная терминология. От разработчиков образовательных стандартов нового поколения теперь потребуются значительные усилия", — утверждает профессор Высшей школы экономики Сергей Авдошин. Но добавляет: "Впрочем, создание этой версии профессиональных стандартов - лишь первый шаг".

Хороши тем, что появились

Разработчики профессиональных стандартов шли путем первопроходцев. Главные их трудности оказались связаны с управлением проектом. "Методология разработки профстандартов в области IT подбиралась на лету", — говорит гендиректор аналитического центра REAL-IT Василий Буров (он принимал участие в этой работе). Предстоит неизбежное совершенствование только что принятых профстандартов. По словам Василия Бурова, в своем улучшенном и доработанном виде они станут более дружественными по отношению к вузам.

Но и в своем нынешнем виде профстандарты хороши хотя бы уже потому, что они появились. В пользу скорейшего их применения есть еще один аргумент — уже вовсю идет процесс разработки образовательных стандартов нового поколения. Если не вписаться в него сейчас, следующие лет десять будут потеряны. Василий Буров настроен оптимистично. "Во-первых, в течение ближайших лет удастся повлиять на процесс разработки стандартов нового поколения, — надеется он. — Во-вторых, даже при наличии старых образовательных стандартов можно будет помочь вузам усовершенствовать учебный процесс по сравнению с тем состоянием, в котором он пребывает теперь".

Профстандарты 2.0

Теперь, после принятия профстандартов, решением РСПП вузы обязаны ориентироваться на них (читай: учитывать требования бизнеса). Но пока представители бизнеса, вузов и аналитики занимались разработкой профессиональных стандартов, Минобразования проводило тендер на закупку образовательных стандартов нового поколения. К старту оба проекта (разработка профстандартов и стандартов образовательных) пришли практически одновременно. К тому моменту, когда РСПП принял профстандарты, Минобразования уже закупило первый транш образовательных стандартов. Часть их, по словам Сергея Авдошина, была создана на основе профстандартов, а часть — нет. Со вторым траншем та же история. Будут ли переписываться уже созданные образовательные стандарты нового поколения или к ним будут "прикручивать" стандарты профессиональные, выяснить не удалось ни у представителей IT-индустрии, ни в вузах.

"В идеале нужно было все сделать последовательно, — сожалеет секретарь рабочей группы РСПП по реформированию образования Михаил Лукьянчук. — Теперь же в лучшем случае 60% студентов будут учиться по доведенным до ума" стандартам, а остальным 40% придется как-то выкручиваться самим. В этой ситуации многое зависит и от вузов". Слова сожаления г на Лукьянчука выглядят не вполне убедительными. Ведь именно РСПП, говорит Василий Буров, обеспечил договоренности с Минобразованием с таким опозданием. Тем временем IT-отрасль уже начала договариваться с отдельными вузами. Возможно, это и есть первая точка соприкосновения параллельных миров, в которых до сих пор практически порознь существовали индустрия и высшая школа. Шанс на успех сохраняется: внедряться в вузы вся эта конструкция из новых стандартов будет только с 2009-го учебного года. По мнению Татьяны Даниэлян, бизнес ощутит эффект от этого лишь года через два.

"Быстро не получится, образование слишком инертная система", — предупреждает и Василий Буров. Сам бизнес, похоже, на быстрый эффект и не рассчитывает. "Как готовили себе специалистов, так и будем продолжать это делать", — заявили нашему корреспонденту в ABBYY.


На сегодняшний день разработаны профессиональные стандарты по профессиям: программист, системный архитектор, специалист по информационным системам, системный аналитик, специалист по системному администрированию, менеджер информационных технологий, менеджер по продажам решений и сложных технических систем, специалист по информационным ресурсам, администратор баз данных. В процессе разработки профессиональных стандартов приняло участие в качестве экспертов около 300 специалистов различных сфер информационных технологий. Финансовую поддержку проекту оказали ведущие компании IT-отрасли: "1С", "Ай-Ти", Verysell, IBM, IBS, Intel, "Лаборатория Касперского", Microsoft, "Прогноз", R-Style, "Техносерв А/С", "Яндекс". РСПП до сих пор разработал три группы профессиональных стандартов: стандарты индустрии питания, стандарт управляющего и стандарты в области IT.