• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кому сдавать зачет по науке

Известия. 24 июня 2008

"Высшее образование в России серьезно больно, поскольку потеряло свой исследовательский компонент. Только 16% преподавателей вузов ведут научную работу. Это значит, что ставка на человеческий капитал как двигатель нашей экономики в этом веке может и не оправдаться", - считает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.

Система подготовки научных кадров, да и сама наука должны серьезно измениться. Стране, где средний возраст учeных около 50 лет, трудно осваивать нанотехнологии и говорить о модернизации производства. Омолодить науку должна федеральная целевая программа "Научные кадры инновационной России", а также создание системы федеральных университетов. В понедельник Владимир Путин в Московском институте стали и сплавов (МИСиС) и на президиуме правительства рассказал, как высшей школе сдать зачет по науке.

Пройдя лаборатории МИСиСа, Путин вместе с министром образования и науки Андреем Фурсенко вошел в конференц-зал, где студенты слушали лекцию немецкого профессора Фрайбергской горной академии (Германия) Юргена Баста. И скромно сел за парту.

- Приветствуем вас, мистер президент! - профессор Баст так обрадовался, что даже оговорился (к слову, не он первый). - Я готов ответить на вопросы студентов.

Студенты себя ждать не заставили и, выхватывая микрофон, стали засыпать профессора вопросами. А если господин Баст что-то не понимал, с легкостью переходили на немецкий. Путина это особенно радовало.

- Особенно приятно услышать, что в Германии говорят по-русски и что российские студенты легко переходят на иностранный язык, - отметил Путин, добавив, что "МИСиС - один из старейших институтов России, он родом из Горной академии, это дальний родственник Фрайбергского университета". Путину также очень приятно, что, "несмотря на конкуренцию на немецком образовательном рынке, Германия признает дипломы МИСиС".

На этих словах премьер сорвал бурные аплодисменты студентов и ректора МИСиСа Дмитрия Ливанова. Тот, пользуясь благодушным настроем, начал презентацию: "Почему Федеральный технический университет МИСиС нужен России?".

- К 2025 году ФТУ должен войти в число ведущих университетов мира! - пообещал Ливанов студентам и премьер-министру. Для этого, к примеру, построят новый студгородок ФТУ на Калужском шоссе.

- У института есть все шансы стать федеральным научно-образовательным центром не только в силу его богатой истории, но и в силу того, что он уже превращается в крупный научно-исследовательский и образовательный центр, - согласился премьер.

- Я сегодня имел возможность убедиться, что руководство университета достаточно эффективно тратит федеральные деньги, - похвалил Путин. И вновь вспомнил о Фрайбергской горной академии, где в свое время недолго учился Михаил Ломоносов.

- Его исключили за злоупотребление спиртными напитками, но думаю, что это легенда, на самом деле ему хотелось скорее вернуться на родину, - рассмешил напоследок студентов глава правительства.

В Белый дом, где Путина ждал президиум правительства, он прихватил с собой подаренную в Институте стали и сплавов металлическую фигурку собаки неопределенной породы (предположительно колли). Собачка была отлита студенткой МИСиСа.

Министрам Путин сообщил, что как раз за федеральными университетами будущее и они станут ключевым звеном нашего образования и науки в целом (в понедельник президиум правительства обсудил проект закона о статусе образовательных центров).

- Вокруг них должна сформироваться сеть технопарков, венчурных производств, в их структуру вольются научные организации - как отраслевые, так и академические, - пояснил глава кабинета.

Формироваться федеральные университеты будут "в паре" с целевой программой "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы. Согласно документу, в предстоящую четырехлетку государство будет ежегодно финансировать более 2,5 тысячи исследовательских проектов; обещает не скупиться и на уникальное научное оборудование (оно нужно не только в образовательных, но и для исследовательских целей), а строительство общежитий и гостевых домов при крупнейших вузах, как выразился Путин, повысит "академическую мобильность" и даст возможность приглашать на работу известных отечественных и зарубежных ученых.

- Высшее образование в России серьезно больно, поскольку потеряло свой исследовательский компонент. Только 16% преподавателей вузов ведут научную работу. Это значит, что ставка на человеческий капитал как двигатель нашей экономики в этом веке может и не оправдаться, - заявил "Известиям" ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. - Такое положение дел надо менять. Причем поучиться можно у китайцев, которые в начале 90-х годов выделили 50 вузов, дали им конкурентоспособное финансирование и постепенно расширяли круг поддержки. Сейчас в Китае уже больше ста федеральных университетов. Если мы посмотрим на международный рейтинг топ-200, то заметим: из него вышел последний наш вуз (МГУ), но в нем появилось девять китайских университетов.

Между тем новообразованным университетам, видимо, не избежать проблем, с которыми уже столкнулись их предшественники - федеральные университеты в Ростове-на-Дону и в Красноярске. К примеру, на балансе Южного федерального университета после слияния нескольких вузов оказалось 400 зданий (!) и почти все нуждаются в капитальном ремонте. Фирмы, выигравшие обязательный в таких случаях тендер, срывают все сроки работ, и университет утонул в судебных разбирательствах.

- Правительство поставило перед нами задачу войти в сотню лучших университетов мира до 2020 года, - заявила "Известиям" начальник отдела по связям с общественностью ЮФУ Татьяна Засорина. - И капитальный ремонт здесь нам не в помощь, нужны новые здания. У нас есть участок под строительство кампуса, где могли бы жить и студенты, и преподаватели, где разместились бы библиотека, учебные корпуса, научная база, но для возведения его потребуется около 13 млрд рублей, о выделении которых речь не идет. Перечисленные в прошлом году 3 млрд рублей ушли, как и было предписано, на развитие учебно-научной базы.

Что такое федеральные университеты

Федеральные университеты отличаются от других вузов структурой управления, объемом финансирования, степенью академических свобод. Так, федеральный университет создается в форме автономного учреждения правительством на основании решения президента. При этом ректор такого вуза не избирается, а назначается правительством на 5 лет. При создании университета учреждается должность президента этого вуза, а при каждом таком заведении формируется попечительский совет. С ноября 2006 года в России существует два таких вуза - Сибирский (в Красноярске) и Южный (в Ростове-на-Дону). Сейчас создается Дальневосточный (Владивосток) и рассматриваются концепции о переводе в эту категорию Московского инженерно-физического института (предлагается создать на его базе Федеральный ядерный университет) и Московского института стали и сплавов (Федеральный технологический университет).