• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Назад? В будущее!

Независимая газета. 27 июня 2008

По словам научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина, который наблюдал битвы вокруг реформы электроэнергетики, "казалось, что при таком количестве врагов она не удержится и свернет с пути".

1 июля 2008 года прекратит свое существование одна из крупнейших отечественных корпораций — РАО "ЕЭС России". Это событие знаменует не только важный этап реформы электроэнергетики, но и окончание целой эпохи в истории отрасли, связанной с именем Анатолия Чубайса.

За Чубайсом закрепилось звание главного российского реформатора. Однако сам он признается, что реформировать не любит: "Если без реформ можно обойтись, без них лучше обойтись". "Но реформы делать нужно тогда, когда их нельзя не делать", — убежден Чубайс.

Именно такая ситуация сложилась в электроэнергетике России в конце прошлого десятилетия. На начало 1998 года задолженность потребителей превышала 100 млрд. руб. Это, в свою очередь, привело к стремительному росту кредиторской задолженности "дочек" РАО. Денег не было не только на новое строительство или ремонт действующих электростанций, но и на закупку топлива. Да что там — если бы законы физики позволяли, энергетики, по примеру своих коллег из других отраслей, и зарплату получали бы киловатт-часами.

В этой обстановке в апреле 1998 года Анатолий Чубайс занял пост председателя правления РАО "ЕЭС России". Правда, тогда о реформировании электроэнергетики если и задумывались, то лишь как о перспективе — до этого в отрасли необходимо было навести элементарный порядок. В компании начался этап финансового оздоровления: Чубайс и его команда повели борьбу с неплатежами.

Уже к 2000 году задолженность РАО перед кредиторами удалось урегулировать, а во взаимоотношениях с потребителями добиться 100% оплаты поставок электроэнергии и тепла деньгами, а не валенками и пиломатериалами. Была ликвидирована угроза банкротства ряда региональных энергокомпаний холдинга.

Можно было задуматься и о реформе — обстановка соответствовала. Наметившийся в 2000 году экономический рост в России повлек за собой и рост энергопотребления на 2—4% ежегодно. В период с 2000 по 2007 год он вырос на 15,7% — с 851,2 до 985,2 млрд. кВт-ч, достигнув максимальных советских показателей.

Именно в начале 2000-х появилось выражение "крест Чубайса". Диаграмма из двух пересекающихся кривых — растущего спроса на электроэнергию и снижающегося производственного потенциала отрасли — наглядно демонстрировала: если ничего не предпринимать, то уже в 2005 году Россия столкнется с дефицитом электроэнергии. Анализ этот провели академики РАН, а вот "крест" пришлось нести именно Чубайсу.

Валентин Завадников, ныне член Совета Федерации, в конце 1990-х бывший замом Чубайса, объясняет необходимость реформирования электроэнергетики дисбалансом между плановой системой в энергетике и рыночной в остальной экономике. "Страна в 1990-х годах поменяла хозяйственную модель и начала пытаться жить в рынке. А РАО "ЕЭС России" до последнего времени жило в "совке", — считает он. По мнению сенатора, главная проблема даже не в том, что пограничье между сегментами экономики разной природы — государственной и частной — является питательной средой для возникновения всевозможных черных и серых рынков. В конце концов именно "совковой" электроэнергетике мы обязаны созданием уникальной Единой энергосистемы страны. Но ее возникновение — результат масштабных бюджетных вливаний. В новых условиях только за счет тарифа, регулируемого государством, о развитии электроэнергетики не стоило и говорить. Нужны были частные инвестиции.

Обсуждение технологии реформирования электроэнергетики с ведущими российскими и зарубежными экспертами, государственными органами, представителями бизнес-сообщества и акционерами началось в 2000 году. Этот процесс шел очень сложно. По словам научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина, который наблюдал битвы вокруг реформы электроэнергетики, "казалось, что при таком количестве врагов она не удержится и свернет с пути". Член правления РАО "ЕЭС" Андрей Трапезников также вспоминает это время как сплошную череду баталий с противниками преобразований. Однако, по его мнению, в конечном счете "публичная критика ряда первоначальных конструкций будущей либерализованной отрасли, в первую очередь со стороны миноритарных акционеров, замечания государственных органов пошли на пользу финальной модели реформы".

Официальная дата начала реформы — 26 марта 2003 года, когда президент России подписал пакет федеральных законов, в том числе "Об электроэнергетике", который позволил запустить процесс структурной реформы в отрасли.

Базовый принцип реформы — разделение на конкурентный и монопольный секторы энергетики. В большинстве стран мира станции, производящие электричество, принадлежат частным акционерам. А сети, особенно магистральные, наоборот, строго контролируются государством и остаются монопольными. Тогда государство снимает с себя обязанность поддерживать бюджетными деньгами строительство электростанций и может сосредоточиться на финансировании инвестпрограммы сетевых предприятий. А частные ТЭЦ и ГРЭС, конкурируя между собой, стараются снизить цены для потребителей, внедрять новые технологии, позволяющие экономить топливо, и т. п. Для того чтобы и у нас было так же, региональные АО-энерго разделили на генерирующие, сбытовые и сетевые части. Затем генерирующие компании распределились между шестью ОГК (в них вошли крупные электростанции) и 14 ТГК (в них вошли менее мощные тепловые электростанции из сопредельных регионов). Все магистральные сети переданы Федеральной сетевой компании.

Структурная реформа не имела бы смысла без преобразования системы взаимоотношений в отрасли на новых, рыночных основаниях. В сентябре 2006 года решением правительства вступили в силу правила оптового и розничного рынков электроэнергии. Они обеспечили переход от планового прикрепления продавцов и покупателей электричества друг к другу к системе регулируемых двусторонних договоров между покупателем и продавцом. Непокрытые квотами регулируемых договоров объемы электроэнергии начали торговаться по нерегулируемым ценам. При этом доля либерализации оптового рынка стала полностью транслироваться на розничный рынок электроэнергии. Процесс либерализации цен на электроэнергию развивается — сейчас по свободным ценам уже покупается каждый пятый киловатт в стране. К 2011 году вся электроэнергия, исключая поставки населению, будет продаваться по рыночным ценам.

Сегодня Анатолий Чубайс с полным правом, и надо сказать, не без удовольствия цитирует своих былых оппонентов. "Нам очень часто говорили: "Вы хотите привлечь инвестиции? Сколько? Триллион? Да вы спятили! Это сделать невозможно. Эта задача неразрешима! В энергетику никогда никто в здравом уме не вложит ни рубля - только государство!" Но оказалось, что достаточно было сформировать понятные правила игры, и частник сам ринулся вкладывать деньги в электроэнергетику. В схватке за российскую генерацию отечественные "Газпром", СУЭК, КЭС, "Норильский никель", "ЛУКОЙЛ" сошлись с зарубежными EON, ENEL, RWE и Fortum. Кажется, всего полтора года назад, в конце 2006 года, стартовало первое IPO электроэнергетической компании ОГК-5. За это время размещение допэмиссий ОГК и ТГК и продажа госдолей дали частных инвестиций почти на 1 трлн. руб.

Сегодня в электроэнергетике реализуется масштабная инвестиционная программа на 2008-2012 годы. Она предполагает строительство 43,9 тыс. МВт новой генерации, 98,8 тыс. км линий электропередачи, 156,9 тыс. МВА трансформаторной мощности. Так вот триллион — это четверть от ее объема и половина всех денег, которые будут направлены на строительство электростанций в ближайшие пять лет.

Если критика Анатолия Чубайса за его мечтания о частных инвестициях на этапе обсуждения реформы была самой распространенной, то обвинения в развале уникальной Единой энергетической системы — без сомнения, самые живучие. Однако РАО "ЕЭС России" как управлялось из главного диспетчерского управления, которое сейчас называется системный оператор, так им и управляется. Более того, если раньше государство через РАО владело в этой компании всего 52%, то теперь ему принадлежат все 100%. В магистральных сетях — этом каркасе единой энергосистемы — контроль государства в результате реформы также усилился: в ФСК теперь ему принадлежит почти 80%. Все это вкупе с воссозданным Министерством энергетики, которое возьмет на себя государственные функции, ранее выполнявшиеся РАО "ЕЭС", способно обеспечить государству эффективный контроль над командными высотами в отрасли. Но в эти подробности оппоненты Чубайса предпочитают не вдаваться.

Как предпочитают и не вспоминать, что именно чубайсовское РАО стало инициатором восстановления единого энергетического пространства на территории бывшего СССР. Сегодня ЕЭС России работает параллельно с энергосистемами 12 стран бывших республик СССР, а также осуществляют обмен электроэнергией с энергосистемами Армении, Норвегии, Финляндии, Польши, Словакии, Венгрии, Турции, Ирана, Афганистана, Монголии и Китая. Заканчивается совместная разработка технико-экономического обоснования интеграции энергосистем UCTE с ЕЭС России и параллельно работающими энергосистемами стран СНГ и Балтии.

РАО "ЕЭС России" стало одним из пионеров реализации в России механизмов Киотского протокола. Еще задолго до ратификации этого глобального экологического документа для формирования в энергохолдинге необходимой инфраструктуры и подготовки киотских проектов был создан Энергетический углеродный фонд РАО "ЕЭС". Фонд сформировал перечень первоочередных проектов, подготовленных к реализации за счет механизмов Киотского протокола. В 2005 году в рамках этого перечня были заключены первые в России контракты по продаже единиц сокращений выбросов парниковых газов между РАО "ЕЭС России" и Датским агентством по охране окружающей среды.

Можно и дальше перечислять те области, в которых РАО эпохи Анатолия Чубайса по праву считается первооткрывателем: корпоративное право, европейские стандарты качества, новые принципы работы с инвесторами, акционерами, потребителями…

Впрочем, рыночная экономика исчисляет достижения в первую очередь в денежном эквиваленте. За последние 10 лет РАО "ЕЭС" из госмонополии с капитализацией в 12 млрд. долл. и туманным будущим превратилось в процветающую корпорацию стоимостью 50 млрд. долл. Через несколько дней РАО будет реорганизовано и исчезнет с экономической карты страны. Его место займут несколько десятков энергокомпаний, созданных в ходе реформы, суммарная стоимость которых сегодня оценивается на 40% выше стоимости энергохолдинга. Именно этот приз ожидает каждого акционера РАО "ЕЭС" после 30 июня, когда в обмен на свои акции энергохолдинга он получит бумаги новых электроэнергетических компаний.

Реформа электроэнергетики, по мнению одного из ее отцов-основателей, члена правления РАО "ЕЭС" Юрия Удальцова, предопределила "развитие отрасли на несколько десятков лет вперед. Сегодня можно сказать, что заложен очень прочный фундамент, на основе которого будет развиваться электроэнергетика". Можно спорить о путях ее развития, но Юрий Аркадьевич прав в главном. Еще несколько лет назад перспективы отрасли ни у кого оптимизма не вызывали. Сегодня можно с твердой уверенностью сказать: у российской электроэнергетики будущее есть.