• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лекарство от "спекулятивного запоя"

Новые известия. 15 сентября 2009

Эксперты ГУ-ВШЭ об ограничении спекуляций на фондовом рынке.

На следующей неделе в Питсбурге состоится очередной саммит "большой двадцатки". Накануне стало известно, что на саммите будет обсуждаться вопрос о введении налога на финансовые операции банков, инвестфондов, страховых компаний. С такой идеей выступил министр финансов Германии Пеер Штайнбрюк.

С каждой сделки он предлагает брать налог в 0,005% с целью ограничения спекуляций на биржах. Отечественные эксперты считают, что G20 встретит это предложение "с холодком". Более того, даже в случае введения налога объем спекуляций вряд ли снизится.

Грядущий саммит "двадцатки" в Питсбурге (США) снова будет посвящен поиску выхода из кризиса. С самого начала финансового коллапса мировые экономические светила заявляли о необходимости ограничения биржевых спекуляций. Мол, спекулянты были виновниками обрушения рынков. Вчера министр финансов Германии Пеер Штайнбрюк в интервью мюнхенской Suddeutsche Zeitung предложил брать плату за каждую финансовую операцию. По мнению министра, все банки, инвестфонды и страховые компании должны платить налог в размере 0,005% с каждой операции, биржевой сделки по купле-продаже.

Сейчас биржевые игроки платят обычные налоги на прибыль, как простые компании. Введение "биржевого" налога убьет сразу двух зайцев. Во-первых, снизит объем спекулятивных операций, поскольку игроки будут вынуждены платить в казну после каждой сделки, число которых достигает сотен в день. Во-вторых, деньги от налога помогут государствам справиться с последствиями финансового кризиса.

 "Бремя расходов на кризис не должны в одиночку нести мелкие налогоплательщики", - сказал министр. По его словам, поступления от нового налога помогут государствам компенсировать расходы, понесенные на разгребание финансового кризиса. Плюс, как выразился министр, общемировой налог поможет предотвратить повторение "алкогольных запоев" (масштабных спекуляций) среди участников финансовых рынков.

Спекулянты, зарабатывающие деньги, не производя продукции, раздражают всех. Однако эксперты считают, что налог на биржевые сделки - не лучшая идея. "Как только биржи появились в России, у нас был налог на операции с ценными бумагами 1 руб. с 1000 руб. Но все благополучно уходили от налога: не показывали завершенных сделок, переводили их за рубеж", - рассказал "НИ" доцент кафедры фондового рынка и рынка инвестиций ВШЭ Александр Аршавский. Эксперт уверен, что введение новых налогов редко когда дает положительный эффект. "Думаю, что даже если будет введен общемировой налог на финансовые операции, это не отразится на спекулянтах, - отметил г-н Аршавский. - Просто увеличатся их издержки, немного упадут доходы. К тому же налог коснется и честных игроков".

Другие эксперты говорят, что налог на биржевые сделки фактически уже существует. "Если спекулянты делают краткосрочные вложения в рискованные инструменты, то для них само по себе существует наказание. Многие терпят убытки, разоряются. А если спекулянт получает доход, то в любом случае платит налог с этого дохода", - поведал "НИ" ведущий эксперт института "Центр развития" Сергей Пухов.

Впрочем, немецкий министр твердо намерен вынести свою идею на обсуждение G20 в США. Александр Аршавский считает, что "двадцатка" примет новую идею со скепсисом. "Нельзя сказать, что от налога сразу откажутся. Скорее всего, G20 все вежливо обсудит. Решат, что нужно обязательно прорабатывать вопрос, все взвесить. Потом эксперты будут очень долго оценивать все моменты, но в итоге об этой идее все забудут. Саммиты "двадцатки" заканчиваются одними пожеланиями. Думаю, так будет и в этот раз", - считает экономист.

По мнению г-на Аршавского, ограничивать спекуляции необходимо. Но другими способами. "Возможно, было бы целесообразно ограничить сделки с деривативами (фьючерсы, опционы). Можно ввести ограничения на размер этих сделок, количество сделок в день одним игроком. Можно ограничить спекуляции нефтяными фьючерсами. Одно дело - когда непосредственно производитель или потребитель ими пользуются, хеджируя (страхуя) свои риски. Другое дело - когда в цепочку купли-продажи деривативов встают спекулянты, не имеющие отношения к производству или сбыту реального товара", - пояснил специалист. "Если власти хотят ограничить объем спекуляций, можно просто ввести ограничения открытых позиций игроков. Ввести лимит максимальной суммы сделок, лимит на число возможных контрактов", - соглашается Сергей Пухов.