• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Торги теперь уместны

Новые известия. 29 марта 2010

Доцент кафедры мировой политики ГУ-ВШЭ Андрей Суздальцев: "Заявка Украины на готовность сдачи в аренду своей газотранспортной системы запоздала".

Премьер-министр Украины Николай Азаров и Владимир Путин договорились в конце прошлой недели о том, что Россия начнет переговоры о снижении цены на газ. Украинский премьер по этому случаю не скрывал своей радости. Но чем готов поступиться Киев ради достижения желанного результата? Остается пока тайной и цена, на которую могут выйти переговорщики.

Глава российского "Газпрома" Алексей Миллер на встрече с украинским премьером заявил, что цена для Украины будет зависеть, в частности, от объемов закупки. В свою очередь Владимир Путин сказал, что Россия хоть и считает контракты с Украиной сбалансированными, но готова начать переговоры с Киевом по газовой проблематике, в том числе по снижению цены.

"Важный итог встречи - это то, что Россия дала согласие на начало переговоров по этой тематике", - заявил украинский премьер на брифинге в пятницу. Вместе с тем он подчеркнул, что переговоры лишь начались и поэтому более детальную информацию о планах их проведения обнародовать пока рано. Однако уже сейчас можно смело сказать, что Украина, даже в результате успешных переговоров, вряд ли сумеет получить такую же цену на газ, как Белоруссия (входящая в Единый таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана). Дело в том, что о нежелании присоединяться к ЕТС категорично высказался первый вице-премьер Украины Сергей Тигипко. Выступая практически параллельно с Азаровым в эфире телеканала "Интер", он объяснил, что Украина, являющаяся членом ВТО, планирует создать зону свободной торговли с Евросоюзом. А потому, если "какая-то интеграция в другом направлении" будет мешать в этом, Украина не будет принимать в ней участие. Этот вопрос не первый день муссируется в СМИ и связан с тем, что Владимир Путин, поясняя, почему Белоруссии газ продается дешевле, чем Украине, прямо дал понять, что там "нет 30-процентной экспортной пошлины".

Заодно Тигипко сообщил, что правительство Украины уже предусмотрело в бюджете-2010 удорожание российского газа на 30 долларов. "Мы заложили среднюю цену газа в бюджет в 334 доллара. Высокая цена. Сегодня мы платим 304 доллара за российский газ", - подчеркнул он. В то же время соседняя Белоруссия получает топливо по 171,5 доллара.

Дорогой газ невыгоден украинской экономике. У нее и без того опасный дефицит бюджета, чтобы еще поднимать внутреннюю цену на газ. "Дыра", оставленная правительством Юлии Тимошенко, составляет около 12,5 млрд. долл. Но без поднятия внутренней цены на газ и ряда других непопулярных мер международные организации не выделят кредитов, а без них нечем покрыть дефицит ни Пенсионного фонда, ни компании "Нафтогаз". Г-н Тигипко в этом "круге" ориентируется, но в качестве выхода из газовой долговой ямы видит другой вариант - увеличение собственной добычи и использования сжиженного газа по примеру Японии и Южной Кореи. "Если российский газ окажется слишком дорогим, то Украине придется от него отказаться, - заявил он. Это заставит нас очень серьезно пересмотреть всю экономическую политику. Будет нелегко, но тем не менее мы можем из-за этой проблемы получить совершенно новое качество экономики, которая будет экономить энергоресурсы".

Владислав Фейгин, зампредседателя НП "Координатор рынка газа", считает, что до конца "списывать" идею таможенного союза все же не стоит: "Несмотря на то что они готовности на ТС не высказывают, возможно, движение к нему начнется. Ушла политическая составляющая - останутся взаимосекторальные проникновения капиталов и необходимость в торговле. Но это, конечно, перспектива неблизкая". Сейчас специалистам наиболее реальной представляется второй пункт "торга" - связь с газотранспортной системой Украины. "Ее акционирование вряд ли произойдет, - рассуждает г-н Фейгин, - но участие России в ее модернизации и использовании ее потребителей вполне может стать предметом нового договора".

Андрей Суздальцев, замзавкафедрой мировой экономики ГУ-ВШЭ, называет другие аргументы, за которые Россия могла бы поступиться ценой на топливо: "На уровень Белоруссии Украине, конечно, рассчитывать нечего. Максимум, чего она может добиться, - 30-процент ная скидка за вступление в таможенный союз либо за лояльность к российскому военному флоту. Хотя у России список "горячих тем" для Украины более длинный. Заявка Украины на готовность сдачи в аренду своей газотранспортной системы запоздала - сейчас не 2002 год, и мы должны понять, на каких условиях получим газотранспортную систему в концессию".

В одном г-н Суздальцев выразил полную уверенность - за "просто так", как когда-то Белоруссия, Украина не получит уступки в цене. "Белорусам повезло - за годы советской власти сложилась система дотаций их экономики. В ответ на это белорусское руководство ведет себя очень неряшливо и, возможно, свою скидку скоро потеряет. А Украина, которая собирается с десятилетним опозданием следовать по белорусскому сценарию, ничего не получит. Российское руководство техническую работу по оказанию экономической помощи "братским народам" уже освоило".

"Кроме 30-процентной экспортной пошлины белорусы экономят еще порядка 50 долларов на тарифообразовании, так как Россия владеет половиной "Белтрансгаза" и получает доход от него тоже", - комментирует вопрос ценообразования Владислав Фейгин. Удастся ли Украине заполучить такую же "схему", покажут переговоры. Но и Россия, и ЕС заинтересованы в том, чтобы газовый "мост" между ними был надежным, а значит, и в снижении тарифов для Украины тоже.