• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Отборные» мигранты

ИА "Росбалт". 26 июля 2011

Проект концепции государственной миграционной политики РФ обсудили в Общественной палате

Проект концепции государственной миграционной политики РФ – первый за много лет — делает ставку на одаренных студентов и высококлассных специалистов из-за рубежа. А заодно предлагает отменить для иностранцев квоты и статус временно проживающих, ввести систему баллов для получателей вида на жительство и запретить их родственникам пересекать границу без знания русского. В целом, в концепции учтены последние мировые тренды. Однако в Общественной палате, где документ впервые предали огласке, его восприняли неоднозначно.

В общих чертах напомнив о том, как важна для страны, стремящейся к демографическому минимуму, иностранная рабочая сила, директор Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский перешел к конкретике. В частности, заговорил о том, о чем давно твердили общественники, — об отмене квот. По его прогнозу, это «прямой удар по посредникам». «Будет безработица у посредников, — пояснил руководитель ФМС. – Сейчас создаем безработицу с паспортами, предлагая людям получать документы по электронным каналам связи. Посредники потихонечку остаются не у дел. Это непростой процесс, но он идет. Так же и здесь будет».

Или не будет. Замдиректора департамента занятости и трудовой миграции Минздравсоцразвития РФ Георгий Гаденко, к примеру, обратил внимание коллег на такое упущение со стороны разработчиков проекта (в их числе – специалисты миграционной службы, Высшей школы экономики и Общественного совета при ФМС): посчитав необходимым упразднить систему квотирования, они не предложили ничего взамен. «В концепции не прописаны механизмы регулирования рынка труда, — подчеркнул Гаденко. — Вместо этого отменяется один (по сути, единственный) действующий».

«Конечно, хорошо, что эта концепция появилась, — сразу уточнил президент фонда «Миграция XXI век», бывший замдиректора ФМС Вячеслав Поставнин. — В том плане, что там по крайней мере теперь обозначено, что ситуация у нас тяжелая, миграция нам нужна и что нам надо ее регулировать. Это хорошо. А вот что касается того, что там написано…» Вздохнув, эксперт прокомментировал суть. Выражения получились следующие: «Отмена квот – это обман общественного мнения, это популистская, странная мера, мне совершенно непонятная».

«Проблемы квотирования как таковой нет, есть проблема правоприменительной практики, — пояснил он. — Закон позволяет применять квоты достаточно гибко. Но применяются они безобразно. Они стали коррупционным механизмом. Никто не отменит квоту как регулятор, ее, я вас уверяю, просто назовут по-другому: например, перечнем. В Минздравсоцразвитии уже есть такой проект. Будет то же самое».

Если все-таки предположить, что в погоне за прогрессом контрольные механизмы и впрямь исключат, национальный рынок труда останется без защиты, а «безропотных иностранцев будут брать на все должности». Как быть? По Поставнину, «идти надо снизу — от потребностей». «А у нас декларируют сверху – вот в чем ошибка, — продолжил эксперт. — Нужно предоставить больше полномочий органам местного самоуправления, вовлечь в процесс обсуждения общественные организации, общество в целом. Пусть на вопрос «нужны мигранты или не нужны» отвечают на местах, а не в центре. Назначения сверху – это чистая коррупция, и все об этом знают».

В числе спорных новинок – решение об отмене еще одного института российской миграционной системы, а именно – разрешений на временное проживание. Без этой ступеньки карьеристы из ближнего и дальнего зарубежья практически сразу будут оказываться у порогов кабинетов с видами на жительство. Согласно предлагаемой схеме, их можно обивать уже через три года после получения первого разрешения на временное пребывание. Причем исключив из правового словаря понятие РВП, концепция вводит два других: временный вид на жительство и постоянный. Вопрос, что от этого изменится, для многих экспертов звучит как риторический. Вячеслав Поставнин предпочитает другой: «Что такое РВП?» «Это, — отвечает он, — нормальный статус, который позволял бедным мигрантам (а едут в Россию, как правило, не богатые) закрепляться здесь на три года и законно работать. Вид на жительство – для обеспеченных. У большинства на этот статус денег нет».

Впрочем, о деньгах в своей речи директор ФМС не упоминал. Он только уточнил, что новая система легализации (читай – отсева) мигрантов обладает мощными антикоррупционными возможностями. Так, получить вид на жительство иностранец сможет, набрав определенный балл. Для этого низкоквалифицированному рабочему придется повысить уровень профподготовки, выучить русский, снять или приобрести жилье. Рассуждая о возможных критериях (ничего точного концепции не положено по жанру), Константин Ромодановский отметил, что таковыми «могут стать наличие жилья, возраст, образование, профессиональная подготовка, способность к адаптации». А изменяя величину проходного балла, добавил он, «можно ограничивать количество лиц, получающих вид на жительство, не влияя на качественный состав претендентов».

Как пояснил ректор Высшей школы экономики, глава экспертной группы разработчиков и член ОП РФ Ярослав Кузьминов, важная особенность новой схемы в том, что претендовать на вид на жительство (вернее, на обе его разновидности) смогут мигранты средней и высокой квалификации (последние стоят особняком: для них – самые короткие пути к легализации и гражданству). Всех остальных (за исключением продавцов и сотрудников сферы ЖКХ) будут расценивать как сезонное явление.

«Традиционные мигранты малой и средней квалификации — нужны они? Безусловно. Но по отношению к ним должна жестко соблюдаться политика временного пребывания на территории страны, — рассказал Кузьминов. — Они могут перейти в категорию постоянно пребывающих, но тогда они должны самостоятельно повысить уровень квалификации, потому что нам нужны квалифицированные работники».

«Мы должны регулировать миграцию позитивно: ставить такие условия вхождения на наш национальный рынок труда, которые выглядели бы привлекательно для самих мигрантов, — продолжил ректор ВШЭ. — Что такое обязательное знание русского языка и законов? Это гарантия того, что в дальнейшем эти законы в отношении приезжего будут соблюдаться. Да, приезжайте, мы заинтересованы в том, чтобы вы не только поработали, но и остались. Но если ты хочешь остаться, ты должен получить профессию, ты должен хорошо зарабатывать, должен платить здесь налоги. И только в этом случае ты сможешь привезти сюда семью, если, конечно, твоя семья тоже сдаст экзамены по русскому и будет выполнять те требования, которые мы будем в данном случае предъявлять. Никакого, на мой взгляд, ввоза семей для мало- и среднеквалифицированных работников быть не должно. Мы породим еще больше проблем, чем решим».

Непонятно, правда, что станется с малярами-самоучками, грузчиками и сотрудниками клининговых компаний, которые уже находятся на территории РФ, разрешения на временное пребывание продлевают через посредников и, равнодушные к самообучению, не спешат возвращаться домой. Видимо, образуют не запланированную в программе развития российского рынка труда категорию – вечно временно пребывающих.

Для таких «долгожителей» специалист Минздравсоцразвития Георгий Гаденко предложил предусмотреть возможность получения вида на жительство наряду с их квалифицированными земляками. А Поставнин пошел дальше и предложил ничего не менять. По его убеждению, «институт разрешения на временное проживание перестал работать после того, как, попытавшись загнать людей в программу переселения соотечественников, уменьшили квоту. Началась коррупция. Квота маленькая – тут же ее стали продавать. Ну так сделайте ее побольше, сделайте ее доступной, как это всегда и было. Зачем отменять?»

«Зачем вводить баллы? – спрашивает Поставнин. — Кого и с кем мы будем сравнивать? Эта система хороша, когда выбираешь штучный товар. С таким массовым наплывом, как у нас, она не справится: будут злоупотребления. Выигрывать будет тот, кто больше заплатит. В очередной раз какой-то бантик для общественности повесили: видите, какие мы прогрессивные, балльную систему ввели. А механизмов нет».

Как заявил по итогам заседания ОП РФ глава экспертной группы Ярослав Кузьминов, проект концепции миграционной политики доработают с учетом требований участников обсуждения. Но какие требования в результате учтут, мы узнаем не раньше 2012 года. Концепцию планируется реализовать в три этапа: первый продлится до 2015-го, второй – до 2020-го, а третий – до 2025-го. Задач много. «Целей и приоритетов» — и того больше.

«На первом этапе реализации проекта, — отчитался Ромодановский, — планируется выработать и принять нормативно-правовые акты, создать информационно-аналитическую систему для обеспечения их реализации, разработать и апробировать различные программы, создать центры содействия миграции в Российскую Федерацию и медицинского освидетельствования мигрантов, а также инфраструктуру для проживания трудовых мигрантов на основе частно-государственного партнерства, провести государственные выборочные обследования, включающие вопросы внутренней и международной миграции».

На втором и третьем этапах – мониторинг программ, подведение итогов, оценка эффективности, корректировка курса. Но говоря о плюсах сегодняшнего текста концепции, даже лояльно настроенные эксперты в первую очередь привечают ее авторов за признание основополагающего: миграция необходима. Детали же (вроде той, как ее контролировать) ободряют немногих.