• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии

ФИНАМ. 26 августа 2008

Комментирует эксперт Высшей школы экономики Андрей Суздальцев.

Дмитрий Медведев подписал указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и независимости Абхазии. Россия призывает другие государства последовать ее примеру.

Об этом сообщил сегодня президент России Дмитрий Медведев в обращении к гражданам страны.

В обращении, в частности, говорилось: "Уважаемые граждане России! Вы, безусловно, знаете о трагедии Южной Осетии. Ночной расстрел Цхинвала грузинскими войсками привел к гибели сотен наших мирных граждан. Погибли российские миротворцы, до конца выполнившие свой долг по защите женщин, детей и стариков. Грузинское руководство, в нарушение Устава ООН, своих обязательств по международным соглашениям, вопреки здравому смыслу развязало вооруженный конфликт, жертвами которого стали мирные люди. Эта же участь ждала Абхазию. Очевидно, в Тбилиси рассчитывали на блиц-криг, который поставил бы мировое сообщество перед свершившимся фактом. Был выбран самый бесчеловечный способ добиться своей цели — присоединить Южную Осетию ценой уничтожения целого народа. Это была не первая попытка. В 1991 году президент Грузии Гамсахурдия с призывом: "Грузия для грузин", — только вдумайтесь в эти слова! — приказал штурмовать Сухум и Цхинвал. Тысячи погибших, десятки тысяч беженцев. Разоренные села — вот к чему тогда это привело. Именно Россия в тот момент остановила истребление абхазского и осетинского народов. Наша страна стала посредником и миротворцем, добиваясь политического урегулирования. При этом мы неизменно исходили из признания территориальной целостности Грузии. Грузинское руководство выбрало другой путь. Срыв переговорного процесса, игнорирование достигнутых договоренностей, политические и военные провокации, нападение на миротворцев — все это грубо нарушало режим в зонах конфликта. Режим, установленный при поддержке ООН и ОБСЕ. Россия проявляла выдержку и терпение.

Мы неоднократно призывали вернуться за стол переговоров и не отошли от своей позиции даже после одностороннего провозглашения независимости Косово. Но наши настойчивые предложения грузинской стороне заключить с Абхазией и Южной Осетией договоренности о неприменении силы остались без ответа. К сожалению, их проигнорировали и в НАТО, и даже в ООН. Сейчас понятно — мирное разрешение конфликта в планы Тбилиси не входило. Грузинское руководство методично готовилось к войне. А политическая и материальная поддержка внешних покровителей только укрепляла ощущение собственной безнаказанности. В ночь на 8 августа 2008 года в Тбилиси сделали выбор. Саакашвили избрал геноцид для решения своих политических задач. Этим он собственноручно перечеркнул все надежды на мирное существование осетин, абхазов и грузин в одном государстве. Народы Южной Осетии и Абхазии неоднократно высказывались на референдумах в поддержку независимости своих республик. Мы понимаем, после того, что произошло в Цхинвали и планировалось в Абхазии, они имеют право решить свою судьбу сами. Президенты Южной Осетии и Абхазии, основываясь на результатах референдумов и решениях республиканских парламентов, обратились к России с просьбой о признании государственного суверенитета Южной Осетии и Абхазии. Совет Федерации и Государственная Дума проголосовали в поддержку этих обращений. Исходя из сложившейся ситуации, необходимо принять решение. Учитывая свободное волеизъявление осетинского и абхазского народов, руководствуясь положениями Устава ООН, декларацией 1970 года "О принципах международного права, касающейся дружественных отношений между государствами", Хельсинским заключительным актом СБСЕ 1975 года, другими основополагающими международными документами, я подписал указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и независимости Абхазии. Россия призывает другие государства последовать ее примеру. Это нелегкий выбор! Но это единственная возможность сохранить жизни людей!".

Мнение экспертов

Дмитрий Абзалов, ведущий аналитик Центра политической конъюнктуры России:

— Принятое решение достаточно рискованное, и с политической и с экономической точки зрения, но в современной ситуации оно, скорее всего, было неизбежно. Свою позицию в этом вопросе некоторые страны Запада уже заявили. Со стороны Вашингтона стоит ждать значительного возмущения, что опять-таки пойдет "на руку" рейтингам господина Маккейна. Полагаю, что волна конфликта и противостояния будет использована для пересмотра некоторых договоров в отношениях с РФ. Из других стран, возможно, какие-то действия будет предпринимать Франция, например, по отношению к договору о сотрудничестве ЕС с РФ. Думаю, что в долгосрочной перспективе все договоренности все же будут достигнуты. Что касается рынка, то он, с большой долей вероятности, будет реагировать достаточно негативно. Возможен значительный отток иностранных инвестиций, но уже в среднесрочной перспективе рынок стабилизируется. Скорее, больше всего эта новость будет стоить нефтяным компаниям, особенно на фоне падающей нефти, но думаю, что уже к концу 2008 года — началу 2009 года имеет смысл ожидать значительную коррекцию.

Евгений Надоршин, главный экономист ИБ "Траст":

— Решение, безусловно, серьезное, указ подписан. Но более серьезной реакции, чем уже была, ждать не стоит. Ни от кого. Мы до конца отстаивали свою позицию, и признание независимости вполне логично, а после Косово и тем более. Я убежден, что значительное обострение международных отношений в этом конфликте были вызвано позицией США и ЕС в отношении Косово. Мы отказались признавать независимость Косово, говорили, что это опасно, плохо, заблокировали решение в ООН. Такие же меры будут применяться и к нам, то есть это не экономические меры, а лишь заявления. Грузия едва ли довольна таким решением, недовольны ЕС и США, это будет дополнительным негативным фактором для наших политических отношений. Но на экономике сегодняшнее решение хуже, чем наша предыдущая миротворческая операция, не скажется, тем более, что оно носит лишь формальный характер.

Дмитрий Сизарев, трейдер по акциям АКБ "Еврофинанс Моснарбанк":

— Новость о признании независимости Абхазии и Осетии была в довольно значительной степени отыграна рынком: это мы видели вчера, когда рынок падал на 4%, и сегодня, когда он потерял 6%. Инвесторы этого ожидали. Это подтверждает и тот факт, что после выступления Медведева на рынке начался небольшой отскок, закрытие коротких позиций. Если смотреть дальше, то многое предопределят конкретные действия Евросоюза, где единодушия до некоторого времени не наблюдалось. В частности, они заседают 1 сентября. Если не будут предприняты конкретные санкции в отношении России, то уже через несколько недель ситуация на рынке стабилизируется. Если они пойдут дальше слов, то у нас произойдет новая волна оттока денег, помимо той, что мы уже видели. Вопрос остается открытым. Все зависит от конкретных действий Запада, а не от риторики. Если они ничего не предпримут, российский рынок стабилизируется, потому как, даже по самым консервативным оценкам, он стоит очень низко.

Андрей Суздальцев, эксперт Высшей школы экономики:

— С политической точки зрения, существует множество факторов, которые говорят против этой процедуры. Надо учитывать, что некоторые страны считают признание независимости республик этапом для дальнейшего их вхождения в Россию, но это не так. Внешнеполитическая картина изменилась кардинально. Надо учитывать то, что это проигрыш не Грузии, а Америки. Поэтому они так истерично все воспринимают. Однако надо признать, что Запад, ЕС, НАТО на постсоветском пространстве без России ничего сделать не могут. Что касается экономических последствий для нашей страны, реакция Запада будет очень тяжелой. Какой-то период времени нам придется восстанавливать экономику. Произойдет падение рынков, но его стоит воспринимать спокойно, поскольку внешнеполитические риски — лишь один из факторов. Кроме того, будет еще некоторый отток по инвестициям, потому что они очень болезненно воспринимают изменения на внешних линиях. Между тем, небольшая «яма» потом будет восполнена.

Юлия Цепляева, главный экономист банка Merrill Lynch по России и СНГ:

— Да, рынки отреагировали отрицательно, но я не думаю, что это конец истории. В отличие от России, где превалирует мнение, что это справедливая мера, направленная на защиту Южной Осетии от грузинской агрессии, на Западе отношение сложилось далеко не в пользу России. Очень мало стран поддержали нашу страну в этом вооруженном конфликте. И, соответственно, прецедент признания независимости двух регионов может привести к некоторой дестабилизации в других спорных территориях. Инвесторы все это принимают во внимание и довольно активно покидают российский рынок. Что касается влияния на экономику, я его пока не вижу. Даже серьезные расходы на восстановление Южной Осетии, финансовые инъекции в новую независимую республику для России не так важны, учитывая большой профицит и пр. А вот на финансовых рынках сейчас реакция гораздо жестче. Они, конечно, реагируют по-разному. Вот, например, падение рубля относительно корзины валют я бы все же рассмотрела как более временное, поскольку здесь действуют фундаментальные факторы, допустим, высокие цены на нефть, которые поддерживают рубль. Если же говорить о рынке акций, то его реакция гораздо больше зависит от настроения иностранных инвесторов и от инвестиционного климата, и здесь у нас в краткосрочной перспективе больше пессимизма. Fitch уже отреагировал, что никакой угрозы для рейтинга не видит, но при этом могут быть некие трудности у корпоративных заемщиков. Другие агентства пока не отреагировали, но, думаю, что реакция будет схожей. Новость для страны рассматривается скорее как негативная, с точки зрения политического контекста, с точки зрения экономического — она не так важна.

Эрик ДеПой, стратег Альфа-банка:

— Негативную реакцию инвесторов можно было наблюдать еще вчера, когда Дума призвала Медведева признать независимость. Уже во вторник мы сильно «просели». Сегодня, сразу после выступления Медведева, падение было небольшим – всего 1—2%. Но уже через короткое время мы увидели обвал. Что касается индекса РТС, то понятно, что это связанно с реакцией зарубежных инвесторов. Сейчас есть некое разделение между инвесторами – российские восприняли заявление президента более спокойно, чем иностранные. Насколько затянется негативная реакции со стороны Запада — вопрос открытый. Сейчас шаг за ними: Россия приняла свое решение, теперь ход за Западом. Еще пару недель назад, в начале конфликта с Грузией, я видел заявление от S&P, где было сказано, что они не собираются снижать рейтинг нашей страны. Они говорили о том, что этот конфликт не повод для снижения. Все ведущие рейтинговые агентства смотрят в первую очередь на способность страны выплатить долги.

Анатолий Аксаков, член комитета по финансовому рынку Госдумы, президент Ассоциации региональных банков России:

— Бизнес пуглив и циничен. И первая реакция всегда эмоциональная. Зажмутся, притихнут, будут осматриваться, потом возьмет верх желание получать доход и прибыль. И соответственно будут вкладывать в российские активы, потому что наша экономика растет. Самые умные сейчас наоборот будут приобретать ценные бумаги, чтобы потом прилично заработать на их росте. Обратная траектория обязательно будет на фондовом рынке, поскольку фундаментальные причины, определяющие ситуацию на фондовом и финансовом рынках, все позитивны и говорят в пользу роста. Я думаю, что недели две, и все восстановится. Это решение было вполне ожидаемо для рынка, все больше ориентировались на заявления западных политиков. Россия — это выгодная экономика, выгодная, с точки зрения бизнеса, страна, с которой надо сотрудничать, развивать всевозможные отношения и совместные проекты. Такая твердая позиция нашей страны в стратегическом отношении будет даже работать на повышение рейтингов России, потому что здесь власть, которая знает, что делает и твердо ведет корабль. В такую страну всегда можно уверенно вкладывать, потому что политическими процессами управляет твердая рука. Тем более что никто не отказываться от рыночных принципов. Я лично знаю, что Медведев — либерал в отношении экономики.